О неизвестном автографе поэта Николая Рубцова и об автографах в принципе

Леонид ВЕРЕСОВ

Считаю, и не без основания, что Рубцовский январь 2025 года подарил исследовательскую удачу. Давненько уже не находил новых, неизвестных, интересных автографов поэта Н. М. Рубцова. Вроде бы две строчки автографа, но с датой на титуле ежегодного поэтического альманаха привлекли внимание. Скажу сразу, что автограф продаётся за кругленькую сумму, и об этом тоже чувствую необходимость написать.

Автограф Николая Рубцова на титульном листе альманаха «День поэзии» 1967 года.

Автограф Николая Рубцова на титульном листе альманаха «День поэзии» 1967 года.

Вначале о самом автографе. Он на титульном листе альманаха «День поэзии» 1967 года. «Веронике на память. Приятно иметь к этому небольшое отношение. Сердечно. Н. Рубцов 16. 02. 1968 г.». В этом же сборнике на странице 62 автограф поэтессы Ирины Волобуевой «Светлане Мотовой с пожеланием успехов в учёбе. Ирина Волобуева. 23. 12. 1967 г.».

Автограф Ирины Волобуевой.

Автограф Ирины Волобуевой.


Автограф Марка Лисянского.

Автограф Марка Лисянского.

На странице 81 автограф поэта-песенника Марка Лисянского «Светлане Мотовой – с добрыми пожеланиями по чудесному пути, который она выбрала. Марк Лисянский». Автограф Лисянского без даты, но, видимо, он дан в один день с автографом Волобуевой. Автограф Рубцова с другой датой и взят у него специально, ибо других автографов этого дня в «Дне поэзии» нет.

Автографы Лисянского и Волобуевой думаю, не сильно влияют на цену этого уникального альманаха как в прямом, так и в переносном смысле слова, хотя поэты они хорошие и профессиональные.

Марк Самойлович Лисянский
Марк Самойлович Лисянский

Марк Самойлович Лисянский - автор гимна Москвы (с 5 июля 1995 года). Родился 31 декабря 1912 года (13 января 1913 года) в Одессе в семье портового грузчика. В 1932—1934 годах учился в Московском институте журналистики.». Был призван на срочную военную службу, которую проходил в Ярославле в 23-м отдельном инженерном батальоне, где и остался жить после демобилизации. Писал стихи, часть из которых была опубликована в 1939 году в сборнике ярославских поэтов «Наши люди». Первый сборник стихов Лисянского «Берег» вышел трёхтысячным тиражом в 1940 году в Ярославле; он получил похвальную рецензию Я. В. Смелякова в «Литературной газете». Участник Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей. Произведения Лисянского, написанные в военные годы, вошли в сборники «Моя земля» (1942), «Фронтовая весна», «От имени Чёрного моря» (1947). Творчество Лисянского получило одобрение Ильи Эренбурга. После завершения Великой Отечественной войны перебрался с супругой в Москву, стал автором книги стихов о Ленине «Всегда с нами», «Навсегда»; поэтических сборников «Моя земля», «Золотая моя Москва», «За весной весна», «Такое время», «За горами, за лесами», «Спасибо», поэмы «Петя Клыпа». Поэт часто бывал в Доме творчества писателей в Переделкине. По отзывам коллег по цеху, Марк Самойлович был необыкновенно добрым, отзывчивым человеком, всегда готовым помочь, не считаясь даже с ограниченностью своих материальных возможностей. Марк Лисянский был автором песен на музыку Бориса Мокроусова («Осенние листья»), Аркадия Островского («Зори московские»), Александры Пахмутовой («Новая дорога»), Оскара Фельцмана («В синем омуте», «Конаково», «Хорошо шагать пешком»), Яна Френкеля («Годы», «Это было вчера», «Песня вечной юности»), Александра Изотова («Уходит теплоход») и других. Много песен было написано с композитором Александром Долуханяном, с которым поэта помимо соавторства связывала очень долгая и преданная дружба. Среди этих песен — «Моя родина», «Девушку Чайкой зовут» (посвящение Валентине Терешковой), «И мы в то время будем жить», «Что такое любовь». Песни на стихи Марка Лисянского в разные годы исполняли: Артур Эйзен, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Павел Лисициан, Владимир Трошин, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Александр Розум, Юрий Богатиков, Ансамбль имени Александрова, Евгений Беляев, Иван Букреев, Большой детский хор под управлением В. Попова. За творческую деятельность удостоен орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. В последние годы поэт жил и работал в писательском посёлке Красновидово. Умер на рассвете 30 августа 1993 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (уч. 26).

Ирина Георгиевна Волобуева
Ирина Георгиевна Волобуева

Ирина Георгиевна Волобуева родилась в Полтаве, в семье служащего. В 1938 году закончила филологический факультет Тбилисского государственного университета. Будучи студенткой, печатала свои стихи и переводы стихотворений немецких и грузинских поэтов в университетской газете. С 1939 года И. Волобуева широко публиковала оригинальные и переводные стихи в бакинских альманахах, газетах, журналах. Её приняли в члены Союза писателей Азербайджана. На материале строительства Мингечаурской ГЭС, где И. Волобуева работала несколько лет ответственным редактором газеты, была написана книга стихов «Свет Мингечаура». В 1952 году вышел следующий сборник стихов. Также И. Волобуевой были переведены книги стихов осетинского поэта Р. Асаева и азербайджанского Т. Иммамвердиева Кроме переводов с азербайджанского и осетинского, Ирина Волобуева много труда вложила в переводы на русский язык киргизских поэтов. Ею переведены поэмы Н. Байтемирова «Памятник поэту», посвящённая А. Осмонову, стихи М. Джангазиева в сборнике «Счастливые строки», К. Акаева «Юным друзьям» и М. Джангазиева «Для детей» где рассказывается легенда киргизского народа «Джаныл-Мырза». И. Волобуева также принимала участие в создании антологии киргизской поэзии. Умерла в 2006 году.

Альманах «День поэзии» ежегодно выходил в Ленинграде и в Москве, в нашем случае речь идёт о московском его выпуске. Он собирал под своей обложкой все лучшие достижения советской поэзии за прошедший год. С 1966 года в нём регулярно печатали стихи Н. М. Рубцова (впервые поэт опубликовал свои стихи в ленинградском выпуске «Дня поэзии» в 1963 году, далее участвовал только в московских выпусках альманаха). Собирали альманах профессиональные редакторы и поэты, каждый год разные. В выпуске 1967 года ими были Станислав Куняев и Алексей Смольников. У Николая Рубцова на странице 154 опубликовано одно, но какое, стихотворение «Шумит Катунь», ещё без посвящения Виктору Астафьеву. Из известных, в его биографии поэтов, в этом выпуске напечатаны стихи Александра Яшина, Станислава Куняева, Ларисы Васильевой, Анатолия Передреева. Хотя, конечно, публикация в «Дне поэзии» (не путать с другим альманахом «День поэзии Севера) ещё не пропуск в поэтические небожители. Многие поэты альманаха только в нем и остались ярким следом в литературе. Только некоторые стали развиваться дальше. А воспарили и остались в памяти народной единицы. В первую очередь таким поэтом и стал Николай Рубцов…

Как–то, в одном интервью, получил вопрос, а что даёт обнаружение неизвестных автографов поэта Рубцова, помимо появления ещё одного факта приятия Рубцовым очередного любителя поэзии. Понятна его некая материальная ценность, а вот нематериальная ценность, духовная имеется ли? Отвечу, как исследователь. Ценность автографа великого поэта в той информации, которую он несёт. Дата, адресат (важно знать кто этот человек), тон автографа, слова, которые употребил поэт в обращении, само содержание, почерк, на какой книге (листке, журнале) он написан, сохранность этой книги (журнала) – всё важно учитывать при попытках анализа автографа. Помимо этих утилитарных сведений, автограф может рассказать о месте, городе, селе, где он был дан. Это важно для жизнеописания поэта, определения места, где он был в тот или иной период творчества. Из автографа можно понять в каких отношениях находились поэт и обладатель автографа, случаен он или дан дорогому человеку.

Все это важно прояснить, хотя бы для себя, и лишь потом пытаться разобраться с автографом как с документом эпохи, который может подтвердить или опровергнуть факты, послужить аргументом в споре, открыть новые сведения о поэте. Далеко не все автографы равноценны для исследователя, некоторые так и не раскрывают свои тайны, относясь к сомнительным. Но, для исследователя, если удалось получить информацию по перечисленным позициям, то каждый автограф становится уникальным. Не спорю, у литературоведов, видимо, будут другие критерии ценности автографа, дающие пищу для их литературоведческих теорий, сравнений, умозаключений.

Ещё несколько, наверное, небесспорных слов. Каждый новый, неизвестный автограф поэта Н. М. Рубцова событие в рубцововедении. Это не слишком зависит от того хранится он в госархиве, личной коллекции или продаётся, как в нашем случае. Главное, что он стал достоянием литературоведения и исследователей, введён в научный оборот. Мы знаем его содержание, имеется его фотография или ксерокопия. Главное, он не пропал, как многие автографы, о которых вспоминают их владельцы. Они зачастую не помнят ни даты, ни содержания, а вспоминают только историю обретения. Это потерянные для науки автографы. И вот тут даже не знаешь, огорчаться, что этот описываемый автограф Рубцова продают (но, может, он попадёт в хорошие руки и будет храниться бережнее, чем у прежних владельцев) или радоваться, что, несмотря на всё, автограф Веронике всё же стал достоянием литературоведения.

Итак, наш автограф на альманахе «День поэзии» 1967 года даёт некоторые сведения о поэте Н. М. Рубцове. Но, вначале общий анализ всех автографов на сборнике. Даты автографов разные, Лисянский и Волобуева, по всей вероятности, подписали «День поэзии» в один день 23. 12. 67 года одной и той же девушке, может начинающей поэтессе, Светлане Мотовой. Но, такое имя не встречается в литературе. Рубцов дал автограф некоей Веронике на память и сердечно. Причём, очень скромно указал в нём, что ему приятно иметь к этому сборнику отношение, хоть и небольшое. Понятно, что поэт имел в виду публикацию только одного своего стихотворения. Почерк, стиль автографа рубцовские, как видно по всему. Особый интерес вызывает дата, ибо 1968 год не особо изучен в биографии Н. М. Рубцова. Вот и попытаемся с помощью этого автографа, а также других автографов и документов, не вызывающих сомнения, прояснить места пребывания и передвижение поэта в первые три месяца 1968 года. Конечно, это будет просто попытка показать для чего нужны автографы (хотя, это довольно важный период в его творческой биографии и этот автограф тут к месту).

Подчеркнем сразу, что 1968 год известен «большими событиями» в творческой жизни Н. М. Рубцова. Это вступление в Союз писателей РСФСР, поездка в Рязань, в Константиново на родину С. А. Есенина. Но, вот начало года некая белая территория, без точных ориентиров. Но, есть же автографы, есть документы. Вот они и помогут со сведениями о первых трёх месяцах 1968 года.

Это можно подтвердить автографами данными Николаем Рубцовым в эти дни.

«Вале Сорокину, очень по - дружески, очень сердечно. 11. 03. 1968. Н. Рубцов». (На сборнике «Звезда полей»).

«Васе Пономаренко с чувством вечной дружбы. 18. 03. 68. Н. Рубцов» (На развороте журнала).

В это же время подписал Рубцову свою книгу «Парашюты раскрылись ночью» Николай Шестаков. «Коле Рубцову большому поэту наших дней, перед творчеством которого я преклоняюсь. Лети, Коля, выше и дальше. Н. Шестаков. 16. 03. 1968 года».

Хотелось бы ещё уточнить некоторые подробности вступления Н. Рубцова в Союз писателей чисто технического характера. В членском билете Рубцова дата вступления указывается 19.04.1968 года, а дата выдачи билета ещё более поздняя – 20 августа 1968 года. Всё это связано с волокитой, которая имела место в Союзе писателей СССР. Дело, по существу можно было бы представить следующим образом. Десятого сентября 1967 года поэт Николай Рубцов пишет заявление о приёме его в члены Союза писателей. 12.03.1968 года состоялось заседание Приёмной комиссии СП РСФСР, на котором о Рубцове докладывал Г. А. Ладонщиков. Выписка из постановления секретариата СП РСФСР, протокол №6, параграф 1, датирована 19 апреля 1968 года. Именно в этот день заслушали на секретариате сообщение того же Г. А. Ладонщикова «О приёме в члены Союза писателей СССР тов. Рубцова» и постановили принять в члены Союза писателей СССР поэта Рубцова Н.М., 1936 года, город Вологда». Документ подписан Алексеевым, секретарём правления СП РСФСР.

Ну, а по теме нашего материала, дальше была поездка поэтов Рубцова и Маркина в Рязань и в Константиново. Она тоже датируется весной 1968 года и о ней много кто уже писал.

Думается, что это только набросок кусочка жизнеописания Н. М. Рубцова о начале 1968 года, но написан он по документам и, в частности, помог нам тот самый неизвестный автограф Н. М. Рубцова, который и стал основным объектом данной работы.


  1. Л. Н. Вересов «Поэт Н. М. Рубцов и вологодская писательская организация. Участие поэта Рубцова в работе СП РСФСР». В книге «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова». Вологда, 2013, стр.215 – 237.
  2. Л. Н. Вересов «Литературные семинары в творческой биографии Н. М. Рубцова». В книге «Из души живые звуки. Поэт Н. М. Рубцов: Жизнь и творчество». Вологда, 2016, стр.261 – 301.
  3. См. сноску 2.
  4. См. сноску 2.

Материал предоставлен автором