Новые кадры кинохроники и фотографии остановленных кадров с участием Николая Рубцова во время путешествия писателей по Волго–Балту в августе 1967 года

Леонид ВЕРЕСОВ

Предисловие

Дорогие друзья! Вы когда–либо испытывали чувство безмерного счастья, исследовательскую удачу, когда синяя птица, кажется, сидит на вашем плече, когда понимаешь, что Рубцов опять подарил тебе необыкновенные мгновения и связаны они с череповецким телевидением и той киноплёнкой о которой уже много писал…

Из документальных свидетельств следует, что поэт Н.М. Рубцов был гостем череповецкой студии телевидения (тогда оно выполняло функции областного центра телевещания) два раза. Читал свои стихи и выступил с небольшим обращением к телезрителям. Это случилось, согласно документам, во время эфира передачи «Экран молодёжный» 22 сентября 1967 года после путешествия по Волго – Балту и 27 февраля 1969 года, когда гостями череповецкого телевидения стали поэты Виктор Коротаев и Николай Рубцов в одном из сюжетов передачи «Северяне». (Подробнее с фактами выступлений можно познакомиться в следующих работах) [1].

Телеоператор череповецкого телевидения А. А. Тихомиров снимал Рубцова на киноплёнку в 1967 году во время поездки по Волго – Балту и во время выездного Президиума секретариата писателей на Севере в 1970 году. Часть этих съёмок сохранилась, и мы можем видеть документальные съёмки поэта в эти годы [2]. Это уже история, как историей стал и фильм о жизни и творчестве Рубцова режиссёра Ирины Фирсовой, работавшей на череповецкой студии телевидения, «Жизнь и смерть Николая Рубцова» 2001 года и знаменитые фотографии с фотоплёнки 1967 года, которую тоже отснял Александр Тихомиров во время путешествия по Волго – Балту [3].

Фирсова и Казанкин

Ирина Фирсова и Николай Казанкин.

Телевидение и тогда было творческой большой организацией со своими правилами, законами, которые необходимо было соблюдать, но хватало и неразберихи, личных пристрастий, особенно это касалось творческой составляющей жизни телестудии. Попытаемся рассказать об этом на примере киноплёнки 1967 года, хотя нами уже публиковались материалы на эту тему.

О киноплёнке, снятой телеоператором Александром Тихомировым.

В плавании по Волго-Балту в конце августа 1967 года во - время агитационно – творческой поездки на пароходе «Теплотехник» принимали участие писатели и поэты: Александр Яшин – неформальный глава писательской экспедиции, москвич Дмитрий Голубков, вологжанин, живший в Ленинграде, Николай Кутов и вологжане Борис Чулков, Виктор Коротаев, Леонид Беляев, Николай Рубцов, Александр Романов, Василий Белов, Сергей Чухин. Маршрут парохода был таким: г. Череповец, река Шексна, посёлок Шексна, Шекснинское водохранилище, пристань Топорня (на перекрёстке Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей). Строго говоря, в Кириллов писатели добирались по Северо-Двинской системе (построена в 1828 г.) и из Кириллова участком той же Северо-Двинской системы и снова на просторы Волго-Балта: Шексна, Белое озеро, Белозерск, Липин Бор, Вашки. Далее река Ковжа и через систему шлюзов Волго-Балта в реку Вытегру. Пройдя Пахомовский гидроузел и Новинское водохранилище путь был закончен в г. Вытегра. Пройден был весь реконструированный из Мариинской водной системы участок Волго-Балта и часть Северо-Двинской водной системы. 31 августа на самолёте большинство писателей улетело из Вытегры. Этим же числом датируются и фотографии писателей в Вытегорском аэропорту, сделанные А.А. Тихомировым. Александр Тихомиров получил от своего руководства задание больше внимания при съёмках уделять тогдашней главной литературной величине А.Я. Яшину, что и прослеживается по фильму.

В воспоминаниях Тихомирова чётко указано название фильма: «Незабываемые дни». Возможно, под таким названием документальный фильм о писателях на Волго-Балте был показан по телевидению. Возможно, это было просто рабочее название. После возвращения киногруппы на студию Череповецкого телевидения, при полном аншлаге всех работающих в этот день (включая руководителей), состоялся первый просмотр всего отснятого материала. Операторская работа Александра Тихомирова получила высокую оценку профессионалов. При подготовке сюжета для показа по телевидению режиссёром Николаем Казанкиным был произведён монтаж отснятой плёнки, т.е. многие, возможно, сейчас уникальные кадры были утрачены (киностудии надо было сдавать серебро, получаемое при сжигании лишней и ненужной кино и фотоплёнки). Студийный монтаж этой киноплёнки, т.е. вырезка или копирование из целой плёнки кадров, посвящённых тому или иному поэту, продолжался достаточно долго. Так, например, исчезли кадры с В. Коротаевым и Л. Беляевым, которые срывали и ели рябину. Кинохроникёры той поры вставляли целые куски плёнки Казанкина -Тихомирова в свои работы, используя их при монтаже своих сюжетов. Итак, мы имеем в настоящее время порезанный вариант хроники 1967 г., но хорошо, что он сохранился хотя бы в таком виде. И ещё один положительный момент современной ситуации с плёнкой 1967 г. в том, что сохраняется надежда на появление ещё неизвестных кадров той поездки при переводе документальных фондов Череповецкого телевидения в цифровой формат. Этой работой занимается В.П. Коростылёв, и как знать, может, мы ещё увидим нового Н.М. Рубцова в окружении друзей-поэтов? Александр Тихомиров помнит великолепные кадры утренней съёмки Н. Рубцова при подходе к г. Кириллову. Поэт на носу судна, в одиночестве любовался восходом, а его шарф развевался на ветру. Выступление поэтов в Белозерске занимало не считанные секунды, как в фильме, а длилось долгие минуты. Не сохранилось съёмок в Вытегре, в гостях у русского самородка Е.Г. Твердова. А между тем, о посещении Ефима Твердова Александр Тихомиров даже опубликовал заметку в газете г. Череповца.[4]

Сам сюжет «В гостях у земляков» был показан по Череповецкому (областному) телевидению 22 сентября 1967 года в программе «Экран молодёжный». Название «В гостях у земляков» - материал поэта и редактора телевидения Л. Беляева. Это закадровый текст к сюжету, который читался диктором [5]. Сценарный план составил режиссёр Н. Казанкин (его текст тоже сохранился) [6]. С отчётом о поездке после показа фильма выступил ответственный секретарь Вологодского отделения СП РСФСР А. Романов [7]. (Отчёт Александра Романова, закадровый текст Леонида Беляева и сценарный план Николая Казанкина можно найти в упомянутых исследованиях). Позднее, нам удалось обнаружить и оцифровать кусок операторской работы Александра Тихомирова в архиве, тоже кинооператора, Александра Громцева и обнародовать его. В.П. Коростылёв, режиссёр ГТРК «Вологда» объяснил, что эта часть операторской работы без монтажа и склеек (т.е. без работы режиссёра). Поэтому там сохранились кадры хроники Рубцова, отсутствующие на известных копиях, и кадры Тихомирова, которые сам Александр Александрович не видел более 40 лет. Эта копия киноплёнки хранилась у детей А.А. Громцева, известного в Череповце фотолюбителя, в последние годы его карьеры – оператора ГТРК «Вологда» (Череповецкое отделение). Александр Громцев ещё в 60-е годы скопировал для себя кинопленку с плаваньем 1967 года, и она долгое время хранилась в его личном архиве. Для чего же и каким образом эта позитивная киноплёнка (позитив) оказалась у Громцева? Да всё очень просто. А. Тихомиров снимал сюжеты (иногда выступая и в роли режиссёра) в 60-е годы на немецкой кинокамере «Рентофлекс». Ёмкости кассет были 120 м., 60 м. и 30 метров. Сколько киноплёнки потратил оператор во время путешествия 1967 года определить невозможно. Л. Беляев шутил, что этой плёнкой можно было опоясать шар земной. Снимал Тихомиров на негативную плёнку (как фотографию). В чёрном пакете плёнка шла на проявку. На телестудии в подвале стояла специальная проявочная машина. После проявки и сушки негативную плёнку (негатив) можно было показывать по телевидению. Электронная система студии позволяла «переворачивать» негатив, и на экране зрители видели позитив, т.е. нормально воспринимали картинку. Существовала на студии и специальная позитивная киноплёнка (позитив), которую можно было показывать на кинопроекторе. Существовала на череповецкой киностудии и специальная копировальная машина, в которой совмещался негатив с позитивом (т.е. изображение с негативной плёнки копировалось на позитив (копию). Потом позитивная плёнка проявлялась и могла показываться и на телевидении, и в любом зале, где есть кинопроектор. Громцев с разрешения Тихомирова или тогдашнего директора студии Шумилова скопировал кусок понравившейся ему киноплёнки. Это была вполне обычная практика. Громцев копировал позитив для себя не ради кадров с Рубцовым, а ради Александра Яшина. А.А. Громцев – автор в своё время широко известных фильмов (документальных) о поэте А.Я. Яшине. Мы уже писали о надежде, что куски этой уникальной киноплёнки ещё будут всплывать по разным случаям [8]. Вот о таком случае и хочется рассказать тем более, что на появившихся кадрах неизвестный поэт Николай Рубцов.

Как архивная киноплёнка памяти Леонида Беляева может стать событием в рубцововедении

Такое случилось с фильмом памяти череповецкого поэта Леонида Беляева, который работал на Череповецкой студии телевидения и его коллеги через два года после его трагической смерти в 1997 году решили создать фильм о нём. Вероятнее всего он не получил широкого распространения и использовался в корпоративных целях в те годы. Но, вот Татьяна Ерохина, руководитель группы в социальной сети в контакте «Тихая моя родина» с помощью друзей из череповецкой студии телевидения адаптировала его для интернета и выложила в сеть в мае 2023 года. По сути, фильм представляет из себя видео сюжеты воспоминаний о Леониде Александровиче и нарезку из различных документальных фильмов студии, объединённых личностью череповецкого поэта и редактора телевидения сведённых вместе в 1999 году. В нём много интересного для череповецкой культуры: кадры с баснописцем Вячеславом Хлебовым, скульптором Александром Шебуниным, но больше всего видео с самим Леонидом Беляевым. В том числе почти две с половиной минуты архивной хроники путешествия писателей по Волго – Балту в августе 1967 года, которую снимал оператор Александр Тихомиров. Когда – то Александр Александрович с грустью говорил мне, что было очень жаль, что не сохранилось кадров, которые были ему памятны по этой поездке. Так вот, в эти две с половиной минуты вошли некоторые из них. Видимо, в 1999 году существовала в чьём – то личном видео - архиве неизвестная копия той легендарной съёмки писателей и она была без редакторских изъятий, очень хорошего качества. Мы можем видеть и известные кадры кинохроники и совсем неизвестные, о которых вспоминал Тихомиров. Попробую их перечислить 1. Спуск лодки, Рубцов с удочкой в руках, окушёк в руках Беляева. 2. Поэты Коротаев и Беляев угощаются рябиной и довольны как дети. 3. Капитан «Теплотехника» за штурвалом.

Беляев и Коротаев едят рябину

Остановленный кадр «Беляев и Коротаев едят рябину».

4. Самый главный отрывок – сюжет выступление поэтов и писателей на литературном вечере в Вытегре. Присутствие в кадре Ефима Твердова, который жил в Вытегре, но не путешествовал с писателями по Волго – Балту помогло точно определить место съемок – клуб Речников Вытегры. Ефим Твердов - вытегорский писатель, в гости к которому заезжали участники поездки и пригласили его поучаствовать в литературном вечере как представителя местных творческих сил. Об этом событии – литературном вечере писала газета «Красное знамя» 2 сентября 1967 года. Уточним, что название фильма «Путешествие писателей по реке Шексне» это, конечно, ошибка монтажа фильма 1999 года, когда многое уже забылось…

Что для нас самое главное в этих съёмках? Да на них поэт Николай Рубцов, сидящий на сцене с товарищами и ждущий своей очереди выступать. Кинокадров, где Рубцов расположился на сцене нет вообще, а может пока ещё нет. (Появились же в 1999 году неизвестные ранее кадры съёмок 1967 года). Может и ещё нам повезёт на них, хранящихся как неизвестный сюжет плёнки в заветной железной коробке… Кадры киносъёмки поэта Рубцова и его коллег удалось остановить и теперь мы имеем неизвестные фотографии поэтов на сцене клуба речников в Вытегре. А неизвестные фотографии Николая Рубцова очень редки, особенно когда он участник литературного события. Последний раз удача найти такую фотографию улыбнулась Евгению Лучину, библиотекарю из СПБ, работающему в библиотеке № 5 имени Николая Рубцова. В Холмогорах, в музее, в альбоме писателя Николая Жернакова, сохранилась фотография, где писатели выступают перед читателями в 1970 году во время выездного секретариата Правления Союза писателей РСФСР на Севере. Николай Рубцов сидит на сцене крайний слева.

Фотография выступления Николая Жернакова

Выступление писателей в Холмогорах. Выступает Виктор Боков, рядом с Рубцовым
предположительно Анатолий Ананьев. Николай Жернаков сидит третий справа

И вот новые похожие фотографии с кинокадров, но 1967 года. Фотографии писателей на сцене клуба Речников в Вытегре:

Слева направо: Николай Кутов (половина фигуры), Ефим Твердов, Александр Яшин (за букетом), Виктор Коротаев, Николай Рубцов.

Слева направо: Яшин за букетом, Коротаев, Рубцов, Беляев без галстуков.

Для нас остановленные кадры – документальная история литературы, большая удача для исследователя. Итак, фильм череповецкой студии телевидения 1999 года, посвящённый памяти поэта Леонида Беляева преподнёс любителям поэзии приятный сюрприз в виде, использованного в нём неизвестного куска операторской работы Александра Тихомирова во время путешествия по Волго – Балту 1967 года. На него мало кто обратил внимание, но от нашего исследовательского зрения не укрылись неизвестные куски работы телеоператора, которые ранее не были известны вообще. К числу сюжетов архивного видео относятся и кадры с поэтом Николаем Рубцовым, прежде не известные. Значит, возможно, сохранились и другие кадры хроники, где мы сможем видеть Николая Рубцова. Осталось только найти эти кадры, на которых запечатлено выступление поэтов участников поездки, в том числе и чтение стихов Н. М. Рубцовым, и надежда на их обретение как никогда реальна, если найдётся владелец архивной киноплёнки, не подозревающий о хранящемся у него несомненном сокровище для рубцововедов.

Необходимое послесловие для просмотра архивного куска киноплёнки выступления поэтов в Вытегре на вечере поэзии.

Обращаем внимание на то, что документальных съёмок поэта Николая Рубцова на сцене до сих пор не было обнаружено (есть чтение стихов во время ухи на берегу в Вашках без звука в 1967 году и на трибуне в 1970 году в доме Политпросвещения в Вологде, где читалось первое четверостишие стихотворения «Поезд»). То есть, впервые, мы видим поэта в кругу друзей на сцене. В этот раз в зале клуба Речников в Вытегре, когда он ждёт своей очереди для чтения стихов. Из газетного репортажа мы даже знаем, что читал в тот вечер поэт Рубцов… Выдержка из газеты «Красное знамя» от 2 сентября 1962 года

Газетная вырезка

Газетная вырезка (г. «Красное знамя» Вытегра, 2 сентября 1967 года).

«… Очень тепло приняли вытегорцы поэтов. Свой большой литературный вечер наши гости посвятили 50 летию Великого Октября. С кратким вступительным словом перед собравшимися выступил Александр Романов, возглавляющий вологодское отделение Союза писателей. – Наш маршрут Череповец – Вытегра – сказал он. Цель нашей поездки по Волго – Балту встретиться со своими читателями, набраться новых впечатлений, познакомиться с жизнью наших северян и отобразить потом свои впечатления в новых стихах. А. А. Романов представил всех присутствовавших на встрече поэтов и писателей, дал им характеристики и по очереди давал им слово…

Вот как написано о выступлении главного героя фильма 1999 года.

«…Такой же успех, как и у Сергея Чухина имел Леонид Беляев. Свой новый сказ прочитал местный литератор Е. Твердов…». О выступлении Николая Рубцова чуть больше. «…Слово предоставляется Н. Рубцову. Он читает свои стихотворения «Старая дорога», «Портовая ночь», «Про любовь», «Добрый Филя», «Я забыл, как лошадь запрягают». В них то глубокие раздумья о великих исторических событиях, то презрение ко всему пошлому, то тонкий юмор. И зал от души рукоплещет ему. На сцену выходит Николай Кутов. «После Николая Рубцова трудно выступать, - скромно говорит он. Но его лиру слушают с не меньшим вниманием…» (особо ценно, что мы точно знаем, из этой заметки, какие стихотворения читал Николай Рубцов в Вытегре Л.В).

По нашему мнению, это одна из самых ценных для рубцововедения часть операторской работы Александра Тихомирова из уже найденных и оцифрованных. Всё понятно с Вытегрой, но вот при внимательном рассмотрении кадров кинохроники приходится приходить к выводу, что это не только выступление писателей и поэтов в этом городе. Нет, очевидно, что начало плёнки это без сомнения выступление в Вытегре, на сцене слева направо стоит А. А. Романов, сидят: Н. Н. Кутов, Е. Г. Твердов, за букетом А. Я. Яшин, далее В. В. Коротаев, Н. М. Рубцов, Л. А. Беляев, Д. Н. Голубков, С. В. Чухин.

И, поскольку, кадры кинохроники подбирались для памяти поэта Л. А. Беляева, то, конечно, он и выступает за трибуной, читает свои стихи. Это тоже интересно, важно, без сомнения, увидеть во всей красе молодости и таланта Леонида Беляева. (Мы пропускаем кадры зрителей, хлопающих в зале). Есть только одно замечание, вернее два… Откуда у Леонида Беляева появился галстук и почему рассадка писателей на сцене в следующих кадрах кинохроники другая. А именно: Беляев, Коротаев, Яшин (стола с букетом, скрывавшим А. Я. Яшина уже нет Л.В). Далее идут кадры объявляющего выступление Романова и поэт Беляев (в галстуке, трогательно симпатичный) идёт за трибуну, читать свои стихи. Какой - то момент мы отчётливо видим лицо В. И. Белова, слева от него, и лицо Б. А. Чулкова справа. И тут – то и становится ясно, что нарезка кадров осуществлена ради Л. А. Беляева и другие писатели попали в неё как - бы случайно. Важным для нас оказался замедленный просмотр кадров киноплёнки. И тут мы видим снова в правом углу в нескольких кадрах лицо Н. М. Рубцова, сидящего между Беловым и Чулковым или когда Беляев закрывает Белова, то получается слева Яшин, справа Рубцов (в Вытегре он сидит между Коротаевым и Беляевым), видимо, это куски творческого вечера в Кириллове или в Белозерске. Мы склоняемся к Белозерску, родному городу Леонида Беляева, ради выступления в нём он и одел, как думается, галстук, но практически закрыл от камеры Тихомирова Николая Рубцова. Эти выкладки можно подкрепить не только покадровым просмотром кинохроники, но и фотографиями остановленных кадров, на которых всё вышеописанное хорошо заметно. Значит, резюмируем, что были съёмки присутствия и выступлений поэтов в домах культуры Белозерска, Вытегры, Кириллова и других. Приведём программу, сохранённую Дмитрием Голубковым (ушла с аукциона за 16 тысяч рублей Л. В), в которой они указаны.

Типовая программа выступлений

Типовая программа выступлений писателей во время путешествия
по Волго – Балту (рукой Д. Голубкова указаны места выступлений).


Стоит А. Романов, сидят: Л. Беляев, В. Коротаев, А. Яшин.

Стоит Л. Беляев (закрыл В. Белова). Слева А. Яшин, справа Н. Рубцов.

Выступает Л. Беляев (закрыл Н. Рубцова). Слева В. Белов, справа Б. Чулков.

Слева направо: В. Коротаев, А. Яшин, стоит Л. Беляев, В. Белов, виден Н. Рубцов.

Нас как – то особенно волнует почему выступления поэтов ни на одном литературном вечере во время путешествия по Волго – Балту не вошли в основной документальный фильм, который монтировался Николаем Казанкиным и был показан по череповецкому телевидению? Но, возможно, и эта киноплёнка впоследствии подверглась варварскому вмешательству кого – то из работников студии телевидения как раз с целью вырезать нужные им кадры выступлений писателей (всплыли же в 1999 году некоторые кадры из неё). Но, скорее всего цель режиссёра Казанкина была выбрать из многих метров киноплёнки, снятой Тихомировым кадры именно путешествия, показать, что этот водный путь по рекам и каналам успешно функционирует, что на его берегах живут люди и идёт успешное социалистическое строительство. Видимо было дано указание показать на экране не выступления поэтов в известных населённых пунктах, т. е их основную работу, а отдых, быт, неформальное общение с людьми в обстановке рыбалки, экскурсий, вылазок на природу. Не исключено, что киноплёнку с выступлением поэтов хотели сделать отдельным сюжетом, но заказа от телестудии, руководящих органов КПСС не последовало и бесценные сейчас кадры киноплёнки были размагничены и отправлены на переработку для получения серебра, а частью были использованы для других проектов студии череповецкого телевидения. Вот в таком разрозненном, урезанном виде они и всплывают в сюжетах разных режиссёров разных лет, как это случилось с видеофильмом памяти поэта Леонида Беляева 1999 года, созданного его товарищами.


  1. Л. Н. Вересов «Телевидение. Рубцов. Череповец». Часть 1. «Выступления поэта Николая Рубцова на череповецком телевидении в 1967 и в 1969 годах». Часть 2. «Тексты передач, транслировавшихся на череповецком (областном) телевидении при жизни поэта Н. М. Рубцова». Книга «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова. Сборник статей и документов». Вологда, 2013, стр. 118 – 131.
  2. Л. Н. Вересов «Череповецкие находки (Документальный образ поэта в кинохронике Александра Тихомирова». Книга «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова. Сборник статей и документов». Вологда, 2013, стр. 88 - 92. Л. Н. Вересов «Приключение киноплёнки. Путешествие писателей по Волго – Балту в августе 1967 года». Книга «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова. Сборник статей и документов». Вологда, 2013, стр. 76 – 87.
  3. Л. Н. Вересов «Фотоплёнка Александра Тихомирова. Исторические кадры Рубцова, Белова, Яшина и других вологодских писателей». Интернет – ресурс. Сайт «Душа хранит. Жизнь и творчество Николая Рубцова». Раздел исследования.
  4. А. А. Тихомиров «Русский самородок». Газета «Коммунист» (Череповец) от 30 сентября 1967 года.
  5. Череповецкий архив «Центр хранения документации» ф. 917, оп. 1, ед. хр. 230, стр. 75 – 86.
  6. Череповецкий архив «Центр хранения документации» ф. 917, оп. 1, ед. хр. 230, стр. 71 – 74.
  7. Череповецкий архив «Центр хранения документации» ф. 917, оп. 1, ед. хр. 230, стр. 87 - 89.
  8. Территориальное отделение ГТРК «Вологда» в Череповце, к сожалению, уже несколько лет не работает. Имеются в виду личные архивы её сотрудников и руководителей.

    Приношу сердечную благодарность Татьяне Ерохиной за оцифровку плёнки 1999 года памяти Л. А. Беляева и фотографии остановленных кадров с участием Н. М. Рубцова. Анне Рюминой за помощь в выделении кадров 1967 года из фильма памяти Л. А. Беляева 1999 года и фотографии остановленных кадров с участием Н. М. Рубцова. У меня они получались гораздо хуже без соответствующих технических возможностей.

Материал предоставлен автором