Фотоплёнка Александра Тихомирова. Исторические кадры Рубцова, Белова, Яшина и других вологодских писателей

Леонид ВЕРЕСОВ

Начну с того, что неоднократно публиковал материалы об А.А. Тихомирове, имел с ним многочасовые встречи и беседы (некоторые записаны на видео для будущего осмысления), много раз встречался на различных мероприятиях, сиживал за одним столом. Он был откровенен, как человек, которому нечего скрывать [1]. Александр Александрович (Сан Саныч) много лет работал на череповецкой студии телевидения, снимал многие знаковые события двадцатого века, которые видели зрители так, как захватил объектив его кино- или телекамеры. Съезды партии, комсомола, профсоюзов, спортивные и культурные мероприятия, исторические и природные примечательные места страны, интервью и сюжеты о политических деятелях, актёрах, писателях, художниках и многое другое было заснято телевизионщиками и Александром Тихомировым. Он даже сам, как режиссёр, подготовил ряд сюжетов, а я иной раз спрашивал почему он сам не сфотографировался с тем или иным человеком, не взял у него автограф. Да работа это была и некогда было ерундой заниматься, а может и в голову не приходило – отшучивался телеоператор. Александр Тихомиров был незаменим как профессионал и незаметен как профессионал, не лез в кадр, не навязывал знакомство и приятельство известным людям страны. А ведь даже, если взять только писателей Вологодчины, то практически с каждым общался Тихомиров или снимал его на кино- или фотоплёнку. Это отдельная тема и будем раскрывать её по мере возможности и необходимости. А сейчас настал момент заявить, что А.А. Тихомиров – это очень важный в рубцововедении человек, поэтому просто необходимо было собрать и обобщить материал о нём, о Н.М. Рубцове и других вологодских поэтах и писателях. Ко всему, Александр Тихомиров был ещё и замечательным фотохудожником, в его архиве сохранилось немало уникальных кадров и фотографий. Собственно, более всего, нас будет интересовать одна фотоплёнка, кадры из которой часто мелькают в СМИ без указания авторства и с которой будем разбираться.

Александр Тихомиров (слева) и автор этой статьи.

Эта плёнка запечатлела события конца августа 1967 года, агитационно–творческой поездки вологодских, и не только, писателей по Волго–Балту. Об этом событии была написана большая статья и можно рассматривать данный материал как её продолжение [2]. Озаботимся судьбой этой исторической фотоплёнки с одними из последних кадров А.Я. Яшина, и, конечно, В.И. Белова, Н.М. Рубцова в первую очередь. Сколько конкретно кадров из тридцати шести сохранилось и пригодно для печати неясно пока фотоплёнка не найдётся. Но все возможные и доступные на сегодня кадры будут приведены и атрибутированы, с надеждой, что и остальные будут достоянием истории литературы. К счастью, сохранился даже фотоаппарат, которым сделаны эти исторические фотографии. Он подарен Александром Тихомировым череповецкому Рубцовскому центру и хранится как драгоценная реликвия. Но, вначале, необходимо подчеркнуть ещё одну важную мысль, что все сохранившиеся к настоящему времени кадры кинохроники, связанные с именем Рубцова, как телеоператор снимал Александр Тихомиров. Вот так оказалось, и вот почему, он – легенда рубцововедения. Таких киносъёмок сохранилось, или пока найдено, две.

Первый архивный отрывок кинохроники – это творческая поездка по Волго–Балту в августе 1967 года. Большая бобина кинохроники хранится в Вологодской писательской организации, однако, в Череповце, в архиве А.А. Громцева удалось отыскать неизвестные до сей поры кадры. Должен сказать, что по моей просьбе на студии телевидения была осуществлена остановка кадров кинохроники и рубцововедение пополнилось несколькими десятками фотографий поэта Н.М. Рубцова и других участников поездки. Здесь, наверное, нужно добавить, что в кадры кинохроники каким - то чудом попал и Александр Тихомиров, кто–то видимо на минутку взял его кинокамеру и удалось сделать несколько фотографий с кинохроники, где он завтракает. Эта часть киноплёнки сохранилась только в архиве у А.А. Громцева. Об этом я тоже в своё время писал и выступал с этой темой на Чечулинских чтениях в Череповце [3].

Второй эпизод – это ставшие уже знаменитыми 29 секунд съёмок документального Рубцова на трибуне вологодского Дома политпросвещения в октябре 1970 года во время выездного заседания Президиума СП РСФСР на Севере и встрече с читателями в Вологде (кстати, это моя идея о 29 секундах, во время которых поэт Николай Рубцов читает первую строфу стихотворения «Поезд». Секунд может быть и чуть больше, ну а остальные данные точны и документально подтверждены в давней моей работе. Поэтому, когда на эту документальную хронику, снятую А.А. Тихомировым, накладывают другой звуковой ряд, то это неправильно). С этих кадров кинохроники, путём замедления, по моей просьбе, тоже отпечатаны великолепные фотографии Рубцова, Фокиной, Белова и других писателей. Кинохроника и фотографии впервые были обнародованы на научной конференции в рамках Рубцовской осени 2008 года [4].

Ну, теперь, переходим к собственно теме нашей работы – фотоплёнке, запечатлевшей вологодских писателей во время поездки по Волго–Балту в 1967 году. А почему именно эта фотоплёнка стала предметом нашего исследования? Дело в том, что кадры с неё очень популярны и часто используются в СМИ, в книгах, работах литературоведов и исследователей. Но, к сожалению, имя автора снимков Александра Тихомирова, мягко скажем, не всегда упоминается. Трудности возникают и с определением тех людей, кто попал к кадр. Нет, речь не идёт о писателях, но, на фотографиях, снятых Тихомировым, иногда, не только они. А может дело в том, что снимки хороши, профессионально выполнены, на них цвет вологодской литературы. Фотографии, сделаны с мастерством и с душой, может в этом их востребованность и заключается. Ну, и ещё одно замечание, касающееся фотографий Александра Тихомирова. Не будем забывать, что известнейший снимок Н.М. Рубцова в кепке, это тоже работа Тихомирова, более того кепка на поэте тоже Александра Тихомирова и Рубцов только позирует на этом фотопортрете, приблизительно 1969 года, в ней. Кепка тоже имеет свою историю и сейчас подарена Александром Тихомировым в Рубцовский центр Череповца [5].

Николай Рубцов. Фото А. Тихомирова

Начнём, пожалуй, с истории этой легендарной фотоплёнки, судьба которой волнует меня уже долгие годы… Практически при первом нашем знакомстве в 2007 году, Сан Саныч рассказал, что в путешествии по Волго–Балту и при съёмке документального фильма об этом событии, у него единственного был с собой фотоаппарат, и он снимал не только видеоряд будущей кинохроники (поэт Леонид Беляев шутил, что использованной киноплёнкой можно опоясать шар земной), но и делал фотографии на память. Видно телеоператор был в те дни в ударе, раз кадры кино и фотографии, вышли очень удачными. Александр Тихомиров рассказал, что саму оригинальную фотоплёнку у него попросил на время, для печати фотографий, В.А. Оботуров, который работал над книгой о поэзии и биографии Н.М. Рубцова «Искреннее слово» (М., 1987) и над книгой в «В буднях. Вологда литературная за 25 лет» (СЗКИ, 1988). Оботуров, видимо, положил эту фотоплёнку в сейф в помещении вологодского отделения СП РСФСР, где её видели многие писатели. Вскоре после разговора с Тихомировым я пришёл в Вологодскую писательскую организацию с вопросом о судьбе киноплёнки. А.А. Грязев как–то сразу проникся моей просьбой и попросил М.И. Карачёва открыть сейф, но кассеты с фотоплёнкой мы не нашли. Но, вдруг, всплыла одна история, связанная с Василием Оботуровым. Как–то в сейфе была уборка – ревизия и Оботуров, увидев эту плёнку, сказал, что её нужно сохранить, она моя и забрал её с собой. После смерти Василия Александровича, его супруга оставила кабинет мужа в таком состоянии как при его жизни. На мою просьбу отыскать фотоплёнку, Г.Н. Оботурова, доктор философских наук, проректор ВГПУ, нашла в кабинете мужа несколько интересных снимков, но не нашла искомой кассеты. Поиски осложнились после её смерти и пока подлинная фотоплёнка не обнаружена. Если на ней и сохранились какие–то неизвестные доселе кадры, то вероятнее всего, они неважного качества, хотя в нашей ситуации это мало утешает и попытки донести до истории все сохранившиеся кадры продолжаются. Вопрос, который сейчас встаёт, можно озвучить так – сколько кадров фотоплёнки из 36 сохранилось и пригодно для печати, но ответ на него можно получить только если держать её в руках…

Александр Тихомиров фотографировал во время экскурсий писателей в Кириллов, в Ферапонтово, в Вашки (Липин Бор) и также сделал несколько отменных снимков, в том числе и с прозаиком Ефимом Твердовым в Вытегре. (Кстати, Тихомиров даже опубликовал небольшую заметку об Ефиме Твердове в череповецкой газете «Коммунист», но не как о писателе, а как о создателе макетов храмов Вологодчины). Каков был маршрут путешествия и где были остановки можно узнать из районных газет того времени и из афиш поэтических концертов, которые проводили участники поездки. Вот, например, перед вами афиша концертов путешествия, заполненная рукой Дмитрия Голубкова, сохранённая им. Сейчас это один из лотов литературного аукциона, продаваемых не дёшево… [5].

Афиша концертов путешествия, заполненная рукой Дмитрия Голубкова, сохранённая им. Сейчас это один из лотов литературного аукциона.

Ещё один лот аукциона. На титульном листе сборника "Поэзия Севера" автографы Рубцова и других участников сборника: Коротаева, Беляева, Голубкова, Чухина, Чулкова и Яшина под рукописным текстом, выполненным Коротаевым: "Дому Культуры древнего города Кириллова от писателей Вологды, Москвы, Ленинграда".

Отдельным вопросом можно поставить автографы, которые оставил Н.М. Рубцов на своих книгах во время поездки. Конечно, нас в первую очередь будет интересовать автограф, данный самому Тихомирову. Приведём его, а также отметим ряд автографов Рубцова, относящихся к Волго-Балту, отмеченных в исследовательских работах, посвящённых этой поездке, В.Н. Галушкиной и Ольгой Глызиной [6].

Автограф Николая Рубцова Александру Тихомирову: "Саше Тихомирову на память о совместной поездке, с уважением. 28/VIII-67 г. Н. Рубцов. А также на память и Наташе Тихомировой с самыми добрыми пожеланиями."

Автографы Николая Рубцова Г.Д. Соколову: "Дорогому Георгию Дмитриевичу с чувством самого большого уважения и на добрую память о совместной (под вашим добрым и мудрым руководством) поездке. 31 /VIII—67 г. Н. Рубцов"

... и Василию Елесину: "Дорогому Васе Елесину, давнему другу и земляку. 28/VIII −67 г. Н. Рубцов. с. Вашки"

Хотелось бы рассказать и о вновь выявленном автографе Рубцова, данном им жительнице шекснинского района Анне Тимофеевне (Кудряшовой) в Чёпсаре на учительской конференции. По данным И.А. Климиной, члена Вологодского союза писателей–краеведов, она сидела рядом с Рубцовым на встрече учителей с писателями, и он на память подарил ей свою книгу. Осталось только отыскать эту книгу и узнать точный текст автографа поэта, причём датировка его точно известна 24.08.1967 года.

Таким образом, понятно, что все снимки можно датировать концом лета 1967 года. О более точной датировке можно говорить только в отношении фотографий в аэропорту Вытегры – 31 августа. Все эти фотографии мы и попытаемся отыскать и рассказать о тех персонах, которые попали в кадр и на фотографию, речь не о писателях, а о партийных функционерах районного масштаба. Повторяюсь, что фотографии очень востребованы, но, иногда, на них просто отрезаются неизвестные публикаторам люди, фотографии переворачиваются слева направо, так бывает нужно при вёрстке макетов книг или журнальных статей. Пора навести порядок с этим, отметить роль Александра Тихомирова. Однако, для полноты материала, сошлюсь ещё на один снимок, сделанный во время поездки по Волго–Балту и обнаруженный в газете «Звезда» посёлка Шексна 2 сентября 1967 года. Снимок был сделан главным редактором газеты Д.К. Стасевым, когда писатели во главе с А.Я. Яшиным заезжали в посёлок Чёбсара, где и сфотографировались с учителями, собравшимися на конференцию перед новым учебным годом. Яшин тогда был гостем Стасева и поехал в Чёбсару, ибо как рассказывал, когда–то учительствовал в ней.

Публикация в газете «Звезда» (пос. Шексна) от 2 сентября 1967 года.

Может быть одним из самых удачных получился снимок А.А. Романова, А.Я. Яшина и В.И. Белова – он классика жанра, приведём его под номером один.

А.А. Романов, А.Я. Яшин и В.И. Белов

Фото 1. А.А. Романов, А.Я. Яшин и В.И. Белов.

Вторым поставим кадр, на фотографии с которого А.А. Романов, Е.Г. Твердов и В.И. Белов. Скорее всего эти снимки сделаны в Вытегре, где жил Ефим Твердов. Он произвёл на писателей сильное впечатление не только своей прозой, но и тем, что делал макеты церквей из дерева, добиваясь полной схожести с существующими храмами и разрушенными, воссозданными по фотографиям.

А.А. Романов, Е.Г. Твердов и В.И. Белов

Фото 2. А.А. Романов, Е.Г. Твердов и В.И. Белов.

Далее поставим снимки с кадров, сделанных в Кирилло–Белозерском монастыре. Их четыре. Номер три и четыре почти одинаковы, но всё же это разные кадры фотоплёнки. На них присутствует поэт Николай Кутов, на других известных кадрах киноплёнки его нет. Поэт Кутов написал стихотворное посвящение Кирилло–Белозерскому монастырю, а, кстати, Николай Рубцов написал рецензию на его стихи, довольно почтительную… Итак, на фотографии номер три слева направо: неизвестный, в берете Дмитрий Голубков из Москвы, в шляпе Николай Кутов (жил в Ленинграде), выглядывает Леонид Беляев, Виктор Коротаев, Борис Чулков (в белом плаще), Александр Яшин, Николай Рубцов.

Неизвестный, Д. Голубков, Н. Кутов, Л. Беляев, В. Коротаев, Б. Чулков, А. Яшин, Н. Рубцов.

Фото 3. Неизвестный, Д. Голубков, Н. Кутов, Л. Беляев, В. Коротаев, Б. Чулков, А. Яшин, Н. Рубцов.

На фотографии номер четыре появляются новые лица. Слева направо: Георгий Соколов (вологодский обком КПСС, видны пол фигуры), Николай Кутов (в шляпе), Дмитрий Голубков (виден только берет), Виктор Коротаев, Александр Яшин, Борис Чулков (белый плащ с сигаретой), неизвестный (в чёрных очках), Василий Белов (виден только профиль лица), Николай Рубцов.

Г. Соколов, Н. Кутов, Д. Голубков, В. Коротаев, А. Яшин, Б. Чулков, неизвестный (в чёрных очках), В. Белов, Н. Рубцов

Фото 4. Г. Соколов, Н. Кутов, Д. Голубков, В. Коротаев, А. Яшин, Б. Чулков, неизвестный (в чёрных очках), В. Белов, Н. Рубцов.

Написав последнюю строку, подумал, как же так, на исторических фотографиях номер три и четыре и неизвестные люди – это непорядок… В чём сила рубцовского братства так это в том, что знаешь к кому обратиться с вопросом, предложением, посоветоваться в трудной ситуации. Н.Н. Ильичёва редактировала книгу о пребывании Н.М. Рубцова в Кириллове и её то и озадачил вопросом о неизвестных, послав фотографии [7]. Далее приоткрою немного исследовательскую кухню рубцововедения. Надежда Ильичёва серьёзно отнеслась к предложенной ей проблеме. Вот первая версия от сестры А.Г. Варюхичева, поэта, писателя. На снимках И.М. Королёв и А.Н. Шорохов, сотрудники газеты «Вологодский комсомолец». Однако близко знавшие их писатель Д.А. Ермаков и критик А.П. Смолин высказались однозначно, что это не они. Красивая версия, что в Кириллове были представители вологодской молодёжной газеты не состоялась. Надежда Ильичёва проверила и версию Андрея Смолина, что на фотографии сотрудники Кирилло–Белозерского музея–заповедника. Опять мимо, ветераны музея не опознали незнакомцев с фотографий. Моя версия, что они могли быть из райкома партии или комсомола, была послана на очередную проверку в Кириллов. И она отчасти оправдалась. Н.Н. Ильичёва точно выяснила, для этого сходив в семьи «незнакомцев» с фотографий, их имена. Как оказалось, на фотографии номер три в белой рубашке слева Логинов Александр Сергеевич, ветеран Великой Отечественной войны, учитель. Как оказалось, Логинов общался с Рубцовым, и поэт подарил ему свою книгу «Звезда полей» с автографом. «Логинову Александру Сергеевичу с чувством искреннего уважения. 25.67. Рубцов». Автограф приводится в кирилловском сборнике. Несколько больше времени понадобилось для выяснения личности незнакомца в чёрных очках с фотографии номер четыре. Но после посещения Надеждой Ильичёвой семьи бывшего председателя кирилловского райисполкома Александра Еварестовича Тихомирова было точно установлено – на фотографии он. Кстати, из-за редкого отчества удалось найти в интернете некоторые сведения о нём из газет и других источников. Год рождения: 1918. Место рождения: Вологодская обл., Белозерский р-н, Андозерский с/с, д. Борок. Дата и место призыва: 01.10.1939, Белозерский РВК, Вологодская обл., Белозерский р-н. Должность и место службы: командир роты связи 185 полка 49 армии 2 Белорусского фронта. Два ранения. Награждение: орден Красной Звезды (1945). Предыдущее место службы: курсы мл. лейтенантов Западный фронт, лейтенант, курсовой командир. Награждение: медаль «За отвагу» (1943). Подполковник. Дата окончания службы: 23.08.1946. В 1963 году, согласно информации в газете «Красный север» от 13 марта 1963 года, А.Е. Тихомиров уже исполнял обязанности председателя кирилловского райисполкома и избирался в областной Совет депутатов трудящихся. Видимо он, как предрайисполкома, встречал писателей на Кирилловской земле и организовывал экскурсии в Кирилло – Белозерский и Ферапонтов монастыри.

Итак, на фотографиях, сделанных телеоператором Александром Тихомировым в Кириллове, (не путайте с однофамильцем - совслужащим) не было незнакомцев или случайных людей. Считаю, что все доступные фотографии с плёнки атрибутированы (это будет относиться и к фотографиям, сделанным позднее в Вытегре).

Фотография номер пять очень популярна в СМИ. На ней слева направо: Василий Белов, Николай Рубцов, Виктор Коротаев.

В. Белов, Н. Рубцов, В. Коротаев

Фото 5. В. Белов, Н. Рубцов, В. Коротаев.

Фотография номер шесть. На ней слева направо: Николай Рубцов, Борис Чулков, фигура над ним Георгий Соколов или Николай Кутов (только они были в шляпах), Виктор Коротаев.

Н. Рубцов, Б. Чулков, фигура над ним Г. Соколов или Н. Кутов, В. Коротаев.

Фото 6. Н. Рубцов, Б. Чулков, фигура над ним Г. Соколов или Н. Кутов, В. Коротаев.

Следующая серия фотографий из Вытегорского аэропорта, откуда писатели улетали в Вологду. Удалось найти пять кадров – фотографий из аэропорта и надо сказать, что удалось идентифицировать всех людей, запечатлённых на них. В этом помогли родственники, краеведы Вытегры и краеведческие сайты. Особенно благодарю поэтессу Ирину Евич. Фотографии под номерами семь и восемь почти идентичны, но посмотрите на сидящего Сергея Чухина и его руки, они то опущены, то подпирают лицо, глаза Александра Романова (слева) то закрыты, то открыты. Есть и другие изменения. Итак, фотография номер семь. Сидят Сергей Чухин и Борис Чулков. Стоят слева направо: А. Романов, В. Коротаев, Н. Рубцов, В. Белов, Д. Голубков, А. Яшин, Л. Беляев, Г. Соколов. Долгое время фигуру справа определяли как неизвестного. Но это явно не случайный человек на этой фотографии… Удалось точно выяснить, что этим «неизвестным» является Фёдор Степанович Чесноков, инструктор Вытегорского райкома КПСС.

А, собственно, количество и расположение людей на фотографии номер восемь не изменилось.

Сидят Сергей Чухин и Борис Чулков. Стоят слева направо: А. Романов, В. Коротаев, Н. Рубцов, В. Белов, Д. Голубков, А. Яшин, Л. Беляев, Г. Соколов, Ф. Чесноков

Фото 7.

Сидят Сергей Чухин и Борис Чулков. Стоят слева направо: А. Романов, В. Коротаев, Н. Рубцов, В. Белов, Д. Голубков, А. Яшин, Л. Беляев, Г. Соколов, Ф. Чесноков

Фото 8.

Сидят Сергей Чухин и Борис Чулков. Стоят слева направо: А. Романов, В. Коротаев, Н. Рубцов, В. Белов, Д. Голубков, А. Яшин, Л. Беляев, Г. Соколов, Ф. Чесноков.

На фотографии номер девять писатели стоят и сидят перед объективом Александра Тихомирова по-иному и появляется новый незнакомец. Слева направо стоят: Д. Голубков, Л. Беляев, В. Белов, В. Коротаев, А. Романов, А. Яшин, незнакомец, Г. Соколов. Сидят: Н. Рубцов, Б. Чулков, С. Чухин. В то время роль КПСС в организации и финансировании поездок, подобных нами рассматриваемой, была большой. Этому делу придавался государственный характер и за порядок и настроение писателей, которые должны были помимо всего прочего показать и олицетворять единение литературы и народа, присматривали и курировали событие местные органы партии. Так вот, неизвестным на девятой фотографии был Рудольф Иванович Щербаков, в то время секретарь Вытегорского райкома партии. Не исключаю, что Чесноков и Щербаков к тому же любили творчество своих земляков. Рудольф Иванович Щербаков родился в 1934 году, уроженец города Шуя Ивановской области. С 1955 г. по 1961 г. – первый секретарь Вытегорского райкома ВЛКСМ, с 1965 г. - 1983 г. - второй секретарь РК КПСС. С 1983 г. - заместитель директора Северного леспромхоза. С 1986 г. по 1996 г. - заместитель председателя райисполкома, председатель районного комитета по управлению имуществом. С 1998 года по 2003 год Рудольф Иванович, будучи пенсионером, работал главным редактором Вытегорского издательства ООО "Квант". Многие годы работал пропагандистом, лектором. В 2004 году стал почётным гражданином Вытегорского муниципального района. Ушёл из жизни 15 октября 2018 года.

Слева направо стоят: Д. Голубков, Л. Беляев, В. Белов, В. Коротаев, А. Романов, А. Яшин, Р. Щербаков, Г. Соколов. Сидят: Н. Рубцов, Б. Чулков, С. Чухин.

Фото 9. Слева направо стоят: Д. Голубков, Л. Беляев, В. Белов, В. Коротаев, А. Романов, А. Яшин, Р. Щербаков, Г. Соколов. Сидят: Н. Рубцов, Б. Чулков, С. Чухин.

Знаете, дорогие читатели, перечитывая написанное, счёл, что как–то в тени и небрежении осталась фигура Георгия Дмитриевича Соколова, которому доверили от обкома партии сопровождать и курировать (видимо партийным авторитетом той поры решать все возникающие проблемы) эту поездку. Посчитал необходимым привести найденные сведения о нём, как о боевом офицере в годы Великой Отечественной войны. Да и автограф Николая Рубцова Георгию Соколову очень душевный и почтительный.

Соколов Георгий Дмитриевич, родился 23 февраля 1923 года в д. Берково Чебсарского р-на Вологодской области. Когда началась Великая Отечественная война его направили в Куйбышевское воздушно-десантное училище. Георгий Соколов воевал на Северо-Западном фронте, в боях под Старой Руссой был ранен. За храбрость он награжден Орденом «Красная Звезда», Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Я посчитал нужным и важным привести некоторые биографические данные людей, которым посчастливилось оказаться на этих кадрах. Они были не лишними, не случайными. Просто тогда литераторы и власть находили общий язык, те и другие были авторитетными людьми в своей профессии и в регионе. И ещё, конечно, необходимо убирать слово «незнакомец» с таких популярных снимков.

Снимок номер десять довольно редкий. Ситуация схвачена в движении. Нет не только Николая Кутова, но и Николая Рубцова. Но остались, слева направо: Л. Беляев, В. Белов, В. Коротаев, А. Романов, А. Яшин, Р. Щербаков, Г. Соколов. Сидят: Б. Чулков, С. Чухин. Внимание всех, кроме Василия Белова и Сергея Чухина направлено на какое–то событие сбоку. Фотография номер одиннадцать похоже не постановочная, а жанровая и как–то по-домашнему хороша, жаль, что на ней нет Николая Рубцова.

Слева направо: Л. Беляев, В. Белов, В. Коротаев, А. Романов, А. Яшин, Р. Щербаков, Г. Соколов. Сидят: Б. Чулков, С. Чухин

Фото 10. Слева направо: Л. Беляев, В. Белов, В. Коротаев, А. Романов, А. Яшин, Р. Щербаков, Г. Соколов. Сидят: Б. Чулков, С. Чухин

Фото 11.

Таким образом историю с известной фотоплёнкой, отснятой А.А. Тихомировым во время путешествия писателей по Волго–Балту с 24 по 31 августа по маршруту Череповец–Вытегра можно считать, нет, не законченной, но завершённой по доступным материалам нашего времени. Вместе с тем, она имеет все шансы на продолжение и счастливое окончание. Почему захотелось взяться за это расследование? Да ко мне уже неоднократно обращались по поводу этих фотографий, а полной ясности кто же эти «незнакомцы» на фотографиях не было. А теперь понятно, что на фотографиях, сделанных с фотоплёнки, запечатлено время, история нашего государства и литературная история Вологодчины. Ради этого стоило потратить время, усилия и распутать клубок незнания. Благодарю всех причастных к исследованию, но надеюсь на его продолжение.


  1. а) Л.Н. Вересов «Приключения киноплёнки». В книге «Страницы жизни и творчества поэта Н.М. Рубцова». Вологда, 2013, стр. 76 – 87. б) Л.Н. Вересов «Искренность, помноженная на дружбу». Череповец «Окраина», 2013. в) Л.Н. Вересов «Николай Рубцов: легенды, были, воспоминания 21 века». Череповец «Окраина», 2013. Миниатюра «Снимок Тихомирова» стр. 16.
  2. См. сноска 1а.
  3. Л.Н. Вересов «Александр Яшин. Александр Громцев. Архивы и люди (к 100 летию со дня рождения поэта)». Материалы 12 краеведческих Чечулинских чтений «Череповец: люди и судьбы». Череповец, 2014.
  4. Л.Н. Вересов «Череповецкие находки». В книге «Страницы жизни и творчества поэта Н.М. Рубцова». Вологда, 2013, стр.86 – 92, 118 – 119.
  5. Газета «Новый путь». Белозерск. 1967 год. «Завтра большой литературный вечер» - 26 августа, «Встреча с поэзией Севера» -31 августа, «Новые встречи – новые книги» - 9 сентября. Газета «Волна». Липин Бор. «Литературные встречи в Липином Бору» - 31 августа, «Литературная страница» - 2 сентября 1967 года (У Н.М. Рубцова напечатано: «В горнице», «Эх, коня, да удаль…», «Полночное пение», «Родная деревня»). Газета «Красное знамя» Вытегра. «Стихи читают поэты Вологды» - 2 сентября 1967 года.
  6. В. Н. Галушкина «Поэт Николай Рубцов и село Липин Бор». Рубцовский сборник «Судьба и творчество Николая Рубцова в культурном контексте современной России». Вологда, 2019, стр. 307 – 313. Ольга Глызина «Кириллов и Николай Рубцов. Автографические истории». В сборнике «Кириллов и Николай Рубцов». Кириллов, 2015, стр. 16 – 23.
  7. См. сноску 6.

Материал предоставлен автором