На первую страницу

 

Хроника жизни и творчества

Стихи

    Стихотворные сборники

    Алфавитный указатель

    Стихи Рубцова в переводах

Письма

Страницы прозы

Переводы

Критические работы

 

О Рубцове

    Исследования

    Очерки, заметки, мемуары

    Воспоминания современников

    Книги о Рубцове

    Критические статьи

    Рецензии

    Наш Рубцов

    Посвящения

    Дербина

 

Приложения

    Документы

    Фотографии

    Рубцов в произведениях художников

    Иллюстрации

    Библиография

    Фонотека

    Кинозал

    Премии

    Ссылки

 

Гостевая книга

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
ОЧЕРКИ, ЗАМЕТКИ, МЕМУАРЫ

А.П. Лазаренко,

архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

Вступление к книге "Рубцов и Православие"

 

Тому, кто знаком с творчеством Николая Рубцова, может показаться несколько странным название данной книги – ведь у Рубцова нет ни одного стихотворения о православной вере, как, например, «В часы забав…» А.С. Пушкина или «Молитва» М.Ю. Лермонтова, или «Матерь Божия не обессудь…» А.Я. Яшина, старшего товарища и учителя Н.Рубцова.

Можно ли говорить о связи Николая Рубцова с Православием? В его стихотворениях можно найти слова «церковь», «православие», но будем ли мы беспристрастными, если на основании только этих слов станем считать его православным? Думаю, что нет, ведь эти слова употребляли и люди неверующие, и даже атеисты.

Если мы будем пытаться найти в его творчестве сложные аллегории, указывающие на его связь с Православием, мы и здесь, вероятно, не будем правы. Стихам Николая Рубцова не свойственна аллегоричность. Его поэзия замечательна другим: Николай Михайлович удивительно тонко чувствовал окружающую природу, людей, он умел свое трепетное восприятие жизни передать просто и вроде бы незамысловато, но очень точно, убедительно и очень красиво.

Если беспристрастно посмотреть на его творчество, стремясь почувствовать дух его стихотворений, мы сможем прийти к выводу, что по духу его творчество православно. Невольно вспоминаются слова известного православного исследователя русской литературы, профессора Московской духовной академии Михаила Дунаева: он говорил о том, что русский человек настолько крепко засолен в Православии, что его невозможно вымыть, как из соленого огурца невозможно вымыть соль, сколько бы мы его не промывали.

Хорошо, скажет скептик, дух - это категория весьма неопределенная, не могли бы вы дать нам конкретные материальные подтверждения этой мысли? Где, в каких произведениях Н.Рубцова проявляется дух Православия?

Учитывая, что это не научная статья, а вступление к книге, я буду краток. Ограничусь всего двумя примерами, хотя их могло бы быть и больше.

Первое стихотворение «На озере»:
«Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу…»

«Сделай меж белых
Своих лебедей
Черного лебедя – белым».

Лебедь – это, наверное, самая красивая птица. Душа человека – это самое прекрасное, что есть на земле, но она может быть покрыта мрачными грехами, и красота ее теряется. Но даже у самых злобных и закоренелых преступников иногда просыпается тоска о чистой жизни и желание убелить свою душу. Желание очистить и убелить душу – это основа православной веры. Николай Рубцов свое желание убелить душу ясно и определенно выразил в этом стихотворении. Можно только сожалеть о том, что он, вероятно, не знал, как можно очистить свою душу через таинства в Церкви, но он осознавал, что одними своими силами этого сделать невозможно. Так учит и Православная Церковь.

Другое стихотворение «В глуши»:
«Мне грустно от того,
Что знаю эту радость
Лишь только я один…»

Николай Рубцов выражает свое стремление поделиться своей радостью с окружающими, это свойственно православной душе, имеющей любовь к людям.

Православное мировосприятие заключается в любви к людям и Богу. Любовь – это та добродетель, которая в Православии считается главной. Нет любви – нет Православия. Спаситель сказал: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин, 13.35). Некоторые верующие делают упор на внешние формы благочестия, например, пост, молитва, бдение - но это только средства для достижения цели, то есть любви к окружающим нас людям. Через любовь к людям мы достигаем и любви к Богу, и исполняем две главные заповеди, указанные Спасителем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 23,37-39).

Вероятно, Николай Рубцов не осознавал себя православным, но был таковым по мироощущению, по своей сути. Он не писал явно и конкретно о Православии, но его стихотворения напитаны духом Православия. Классическая русская литература вся построена на православных ценностях, ей свойственно христианское мировосприятие и мироощущение. И потому любой писатель, чьё творчество продолжает традиции великой русской литературы, является православным по сути, даже если он не был церковным человеком. Так и Николай Рубцов, несмотря на внешнюю удаленность от Церкви, все-таки был православным поэтом – как не может не быть православным русский писатель.

 


 

Источник: сайт Вологодской епархии

   
avk (c) 1998-2016

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, предоставленных авторами специально для сайта "Душа хранит", ссылка на http://rubtsov-poetry.ru обязательна.

▲ Наверх