Зеленая поэзия Николая Рубцова
"Зеленые цветы" - так назывался последний из четырех прижизненных сборников поэта. Один из руководителей издательства "Советская Россия", где сборник готовился к печати, аж взвился от негодования: "Что это еще за кокетство?! Рубцов что, хочет сказать, что его поэзия незрелая, зеленая? Пусть заменит!" Поэт настоял на своем, и книга вышла под авторским названием. К тому времени (1970 г.) Николай Михайлович Рубцов был уже знаменит.
Когда-нибудь не будет железных дорог, их заменят другие, более современные средства сообщения, но на всегда останется та железная дорога, которую видел Александр Блок:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
И если вскоре по всей Вологодчине настроят небоскребы, то в сознании людей эта земля останется такой, какой ее воспел Николай Рубцов (1936-1971): нежной, зеленой, русской, почти патриархальной. Именно это нежное восхищение родной землей обеспечило огромную популярность песне "Я буду долго гнать велосипед...".
Поэты бывают "тихие" и "громкие". Имена "громких" мы прекрасно знаем, но вехами в отечественной поэзии почему-то гораздо чаще остаются поэты "тихие": Баратынский, Тютчев, Фет... Таким же "тихим" и очень значительным поэтом был Николай Рубцов - один из последних русских стихотворцев, осмелившихся писать о любви. Вернее, о ней продолжают писать, но пишут не о любви как о любви, а рассуждают, философствуют по поводу ее. Лирическая дерзость Николая Рубцова поражает.
Но не все так просто - то есть поэт Рубцов это не деревенский простачок, умиляющийся тому, как растут на лугу "лютики-цветочки". Возьмем, к примеру, стихотворение "Поезд":
На разъезде где-то, у сарая,
Подхватил меня, понес меня, как леший!
Вместе с ним и я в просторе мглистом
Уж не смею мыслить о покое, -
Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,
Мчусь куда-то с грохотом и воем.
Мчусь куда-то с полным напряженьем
Я, как есть, загадка мирозданья.
Перед самым, может быть, крушеньем
Я кричу кому-то: "До свиданья!"
Поэзия Рубцова - это обнаженная и беззащитная человеческая душа, попавшая в сложный, пестрый, трудно постигаемый мыслью мир. Человек у него порой подчиняется движению жизни, даже и не пытаясь принять в нем сколько-нибудь активного участия. Поезд грубо вырвал героя из привычного мира родной деревни, не спросясь, понес неведомо куда. Герой Рубцова только волевым напряжением освобождается от предчувствия катастрофы:
Но довольно! Быстрое движенье
Все смелее в мире год от году,
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?
Последние две строки не довод, а вопрос, попытка раствориться в общем мировосприятии, найти в нем спасение, пусть даже оно еще не найдено. В первой части "Поезда" знаменательны, символичны детали: "огненный глаз", "посреди пиров", "желтые огни", "леший", "мглистый простор", "загадка мироздания", трижды повторенное "куда-то". Все подробности становятся знаком душевного состояния. Субъект растворен в объекте, он сам - частица этого несущегося в неизвестность поезда. Рубцову был отпущен слишком малый срок жизни (35 лет!), чтобы намеченное в "Поезде" усилие могло привести поэта к эмоциональному примирению с пугающим динамизмом века. Жизнь оборвалась как раз на этом трагическом разрыве.
Источник: Newsgroups: fido7.su.books