Об одной сплетне и неумолимых фактах

Татьяна ЕРОХИНА

А. Ермакова. «Шинелями пахнут стволы тополей» («Литературная газета», 06.05.2015)

“Приближается юбилей Николая Михайловича Рубцова: 3 января 2016 го­да исполнится 80 лет со дня его рождения. К этому юбилейному событию го­товятся рубцововеды и поклонники его творчества. Не обойдут вниманием юбилей недоброжелатели и завистники Поэта. И вот она, первая “ласточка”: в “Литературной газете” № 8 от 6 мая 2015 года вышла статья Анастасии Ер­маковой “Шинелями пахнут стволы тополей”. В статье рассказывается о по­эте Юрии Влодове (1932-2009). Автор упоминает здесь вскользь имя Николая Михайловича Рубцова, упоминает так, что неприятный осадок уже который день преследует меня и не даёт покоя. Вот эта фраза: “...Общеизвестный факт: иногда Юрий Влодов писал стихи за других, по договору. Говорят, да­же за Рубцова, дописав за него 360 строк, которых тому не хватало для изда­ния книги. Мы не будем ни подтверждать, ни опровергать сей факт, потому что он свидетельствует только об одном — о несомненном таланте Влодова...”.

Как-то странно, что уважаемая газета вдруг превратилась в бульварную газетёнку, питающуюся слухами. Так и хочется автору статьи сказать: “А го­ворят, что кур доят”. Может, и по этой теме пройдётесь? Это слишком сове­стливое дело — наводить “тень на плетень”, бросая в адрес великого русско­го поэта информацию, не подкреплённую фактами. Прежде чем делать такие заявления, следовало бы изучить жизнь и творчество Н. Рубцова.

Вы предполагаете, что Влодов подписал с Рубцовым договор, получив от него за свои труды неплохие деньги? Так Рубцову нечем было с ним рассчиты­ваться, сам бедствовал. На дар это тоже не похоже, стихи с барского плеча Ни­колай Михайлович не принял бы, он был человеком гордым (как утверждают люди, знавшие его лично, если надо, могу назвать фамилии таковых, они и ныне живут в городе Череповце, где создан центр Н. М. Рубцова), знал це­ну своему таланту. Вероятнее всего, Влодов сотрудничал с состоятельными поэтами, Вы, Анастасия, даже их имён не написали, видимо они не такие зна­менитые. А Рубцова знают и любят не только в нашей стране, но в ближнем и дальнем зарубежье. И захотелось погреться Влодову в лучах всенародной любви к Рубцову. Информация из Википедии: “.По утверждению самого Вло­дова (да и многих из его окружения), в последней прижизненной книге Рубцова “Звезда полей” стоит 360 строк, написанных Влодовым: Рубцову не хватало строк для заключения договора на книгу, и он попросил недостающее у Вло­дова, надеясь потом заменить, но так и не смог это сделать.” Надо же такое нагородить! “Звезда полей” — вторая прижизненная книга Н. Рубцова, а не по­следняя. Она вышла в 1967 году, за 4 года до смерти Н. Рубцова. Уже несты­ковка! Последней прижизненной книгой стал сборник стихов под названием “Сосен шум”, изданный в 1970 году. Публикация в “Литературной газете” за­ставила меня перечитать все прижизненные поэтические сборники Рубцова.

Итак, давайте разбираться. Николай Михайлович при жизни издал 4 не­больших сборника стихов + самиздатовский сборник “Волны и скалы” в 1962 году в 6 экземплярах, которые на пишущей машинке отпечатал Борис Тайгин, редактор его первой книги. В сборник вошли 38 стихотворений. Бла­годаря этому сборнику Н. Рубцов поступил в Литературный институт им. Горь­кого в Москве.

Его стихи периодически публиковались в разных печатных изданиях. В августе 1964 года Николай Рубцов пишет поэту Александру Яшину: “...Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о при­роде, есть и плохие, и есть вроде ничего. Но писал по-другому, как мне ка­жется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-об­разного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас...” В 1965 году в Архангельске выходит первая официальная книга стихов под названием “Лирика”. В ней всего 25 стихотворений, 6 из них перешли из сборника “Волны и скалы”.

В 1967 году выходит вторая официальная книга под названием “Звез­да полей”.

В этой книге уже 65 стихотворений, из них 14 ранее публиковались в дру­гих сборниках.

3-я книга вышла через 2 года, в 1969 году, под названием “Душа хранит”. В ней 57 стихотворений, из них 20 ранее опубликованы в других сборниках.

4-я книга — “Сосен шум”, последний прижизненный сборник Н. Рубцова. В него вошло 61 стихотворение, из них 28 перешли из других сборников.

5-я книга под названием “Зелёные цветы” вышла уже после смерти по­эта, в 1971 году. Но он готовил её к изданию сам. В сборнике 101 стихотворе­ние, из них новых всего 20. Неужели Вы считаете, что Н. Рубцов за 2 года не мог написать 20 стихотворений?

360 заветных строчек. Мало это или много? Я разобрала стихи Н. Рубцо­ва построчно из сборников “Лирика” и “Сосен шум”. В “Лирике” 488 строчек в 25 стихотворениях, в сборнике “Сосен шум” 1379 строк и 61 стихотворение. 488 + 1379 = 1867. Делим на 86 стихотворений, чтоб получить среднее число строк на каждое стихотворение. Получается 22 строчки на одно стихотворе­ние. Таким образом, 360 строк, якобы полученных от Влодова, делим тоже на 22 строки, поскольку Вы, Анастасия, пишете, что Влодов имитировал Рубцо­ва. Получится 16 стихотворений. Неужели Николай Михайлович запятнал бы свою чистую душу чужими стихами в количестве 16, а свои стихи оста­вил в столе?

Во всех этих сборниках (с 1962 по 1971 год) опубликовано 198 стихотворе­ний Поэта, а всего он написал чуть более 400. Так почему завистники пуска­ют недобрые слухи о чужих стихах в сборнике Рубцова “Звезда полей”? Более половины его стихов так и остались не напечатаны при жизни, он не нуждал­ся ни в чьей помощи.

Как видно, Николаю Михайловичу было что публиковать — СВОЁ и ТОЛЬ­КО СВОЁ.

Прав, тысячу раз был прав Рубцов, когда писал:

Сам не знаю, что это такое...

Я не верю вечности покоя!

Станислав Юрьевич, прилагаю ещё один отклик на статью. Его написала Валентина Васильевна Тугаринова, заслуженный врач Российской Федерации из Санкт-Петербурга. Она поклонник творчества Николая Михайловича, близ­ко знакома с Еленой Николаевной Рубцовой. Вот её комментарий, обращён­ный к автору статьи Анастасии Ермаковой:

“Анастасия, поскольку Вы утверждаете, что это общеизвестный факт, будьте добры подтвердить это с правовой точки зрения: покажите договор, заключённый Влодовым и Рубцовым — номер договора, дата и год подписа­ния, содержание 360 строк, в какую книгу они вошли, когда она издана и ка­ким издательством. Без ответа на эти вопросы Ваши утверждения смахивают на “сарафанное радио “. Если кто-то говорил об этом — назовите конкрет­ных лиц и их опубликованные воспоминания, что они были очевидцами этих действий. Заодно приведите ещё примеры, с кем, кроме Рубцова, были до­говора или дарственные. Почему же Вы “прошлись” по одному Рубцову, по­ходя? Что побудило Вас к этому: намекнуть нам на бездарность Рубцова и ге­ниальность Влодова? Или, как уже вошло в традицию, затмить гениальный поэтический дар Рубцова в канун его юбилейных чествований или всенарод­ных Рубцовских мероприятий и сыграть на руку защитникам его убийцы, жаждущих теперь, уже после его физического устранения, похоронить и его поэтическое наследие? Вы сами-то как литературный критик глубоко изучили Рубцовское наследие, материалы исследований рубцововедов, воспомина­ний его друзей, соратников, родных? Известно ли Вам, сколько композито­ров и авторов-исполнителей создали песни и романсы на его стихи, сколько стихов поэты посвятили и посвящают ему, сколько портретов Рубцова напи­сали художники, сколько создано документальных фильмов об известном и любимом поэте, сколько воздвигнуто памятников в его честь, сколько му­зеев, Рубцовских Центров, библиотек открыто по всей России и что уже не одно десятилетие вошло в традицию проводить ежегодные общероссийские мероприятия “Рубцовская осень” и “Рубцовский январь”, что он почитаем не только в России, но и за её пределами, его стихи включены в школьные про­граммы... Это говорит о настоящей любви к творчеству великого русского по­эта Николая Михайловича Рубцова.

Анастасия, настоятельная просьба ответить и привести доказательные аргументы Вашим заявлениям”.

Станислав Юрьевич, извините за беспокойство.

С уважением!

Ерохина Татьяна

г. Череповец


Источник: журнал "Наш современник", №1, 2016 г.