...И все кругом расплывчато и мглисто

В. ИГОШЕВА

Энциклопедия для детей.Т.9. Русская литература.Ч.2. XX век.

М., Аванта +.

Я держу в руках "Энциклопедию для детей", т. 9, "Русская литература", часть вторая, XX век. Меня интересовал Иосиф Бродский, но конечно, сразу подумала: здесь должен быть материал и о Н.М. Рубцове. И любопытства ради нашла желаемую фамилию. Не знаю, что я хотела прочесть, но явно не то, что прочла. Единственным, чем была довольна, так это вступлением. Цитирую: "... тютчевские мотивы звучат тревожно: природа все больше отдаляется от человека, перестающего ощущать и признавать ее скрытое величие. "Боюсь, что над нами не будет таинственной силы, /что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом..." - писал Николай Михайлович Рубцов (1936-1971), в последние годы не расстававшийся с томиком Тютчева". А дальше - полная чехарда. А впрочем, судите сами.

В "Энциклопедии для детей" читаю: 

"...И спустя более чем четверть века после смерти Рубцова не прекращаются споры: был ли он великим поэтом или подражателем, неумело воспроизводящим чужие образцы?"

Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Плоды школьной образованности у него оказались даже еще скуднее, чем обычно. Упущенное он восполнял чтением. Быть может, оттого среди персонажей рубцовских стихов так много поэтов:

Вон Есенин —
                          на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру
Скромно Хлебников шаманит.

 

"Я люблю судьбу свою..."

Я не понимаю, при чем здесь скудность школьного образования?! Ведь стихотворение было написано в 1970 г., когда Н.Рубцов уже закончил литературный институт им. М.Горького. А не указывает ли это на предвзятое отношение составителей данной энциклопедии к творчеству поэта?! И в то же время, понимая всю глубину этого четырехстишья, как бы делают снисхождение, замечая:

"Как будто бы "скромно" и "шаманит" - взаимоисключающие слова, но лишь пока это сочетание не относится к Хлебникову, не превращается в определение сути его творчества". 

Что это? Скромная похвала? Не слишком ли мудрено для школьников?! Не проще ли сказать: "Н.Рубцов гениален до простоты. Про Есенина - одно слово, про Блока - 4 слова, про Хлебникова - 5 слов, а перед глазами - характер и судьба каждого из перечисленных. Читаешь стихотворение Рубцова, а хочется перечитать заново и Есенина, и Блока, и Хлебникова и понять, а почему каждому из них дана такая характеристика. Дальше в хрестоматии читаю: "Рубцов ощущает природу как тайну и часто описывает ее с радостным или трогательным воодушевлением. Беру сборник стихов Н.Рубцова. Открываю наугад. Читаю:

А между прочим, осень на дворе.
Ну что ж, я вижу это не впервые.

И продолжаю из того же стихотворения:

Кругом шумит холодная вода,
И все кругом расплывчато и мглисто.

Разве не видно, что он не "ощущает", а подмечает в природе то, что другим видеть не дано?

Всего две строчки! А в них - и боль за свою судьбу, и боль за всю страну в целом. И заканчиваю цитировать: "Глухой, нетронутый уголок, откуда, как с холма на равнину, открывается широкий горизонт... Видно и небо, и землю в знакомых подробностях крестьянского быта. Высокое встречается с обыденным, становится повседневным. Роль поэта - охватить взглядом весь этот мир простодушной жизни, оставшийся родным, несмотря на то что запечатлен прощальным взором человека, ставшего горожанином".

Каково?! "...Охватить взглядом весь этот мир простодушной жизни...". В каких стихах Рубцова они увидели "простодушную жизнь"? И слово-то какое нашли. Может быть, в стихотворении "Осенняя луна"?

Люди жили тревожней и тише,
И смотрели в окно иногда,—
Был на улице говор не слышен,
Было слышно как воют над крышей
Ветер, ливень, труба, провода...

Мне лично здесь слышится стон людей (если не сказать грубее - "вой") от непосильного крестьянского труда, от тяжести самой жизни. И именно описание природы показывает на беспросветность всей нашей жизни.

Так зачем, проявляя участье,
Между туч проносилась луна
И светилась во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной одна?

Под луной этой светлой и быстрой
Мне еще становилось грустней
Видеть табор под бурею мглистой,
Видеть ливень и грязь, и со свистом
Ворох листьев, летящих над ней...

Н.Рубцов не радуется мимолетному счастью. А кто из нас ему радуется? И то, что природа мается, его не успокаивает (не одному мне плохо), а наоборот, еще более угнетает. Человек, ну ладно, он обременен различными условностями, но природа... Почему она не может жить в вечной гармонии?! Нет, Н.Рубцов не "ощущает природу как тайну", а с ее помощью отражает свою жизнь, жизнь своего поколения. Даже больше того: природу отождествляет с собой. И неважно, когда написано стихотворение "Цветы", а важно, о чем оно написано:

По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: -А как назывались? -
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались - "анютины глазки".



Источник: газета "Зеркало" (Вологда) - 19.09.2001