Приключения киноплёнки

Леонид ВЕРЕСОВ


От тех дней остались фотографии, где-то хранится документальный фильм, но самым вечным свидетельством оказались стихи Николая Рубцова «Последний пароход».

Александр Романов, «Искры памяти», Вологда, 1995, С. 38-39

В этой статье автор, вместе с читателями, надеется разобраться с неточностями и дополнить воспоминания об агитационной (творческой) поездке литераторов (в основном вологжан) в 1967 году по Волго-Балту.[1]

Это путешествие писателей было снято на плёнку оператором Череповецкого телевидения А.А. Тихомировым (ему же принадлежит и авторство всех фотографий, сделанных во время этой поездки). Режиссёром сюжета был Н.А. Казанкин, автором закадрового текста «немой» киноплёнки стал череповецкий поэт и редактор телевидения Л.А. Беляев. Сильным аргументом в пользу полного раскрытия данной темы будет опубликование обнаруженных в Череповецком центре хранения документации материалов этого события, написанных до и сказанных по телевидению сразу после плавания.[2]

А. Тихомиров, кинооператор, автор всех известных киносъёмок Рубцова
Н. Казанкин, режиссёр кинохроники
Л. Беляев, автор закадрового текста хроники

Слева - А. Тихомиров, кинооператор, автор всех известных киносъёмок Рубцова.
Автор сохранившихся фото о поездке по Волго-Балту.
В центре - Н. Казанкин, режиссёр кинохроники.
Справа - Л. Беляев, автор закадрового текста хроники.

Чем же особенным запомнилось путешествие на маленьком пароходике «Теплотехник», начавшееся утром 24 августа 1967 года от причала Череповецкого судостроительного завода? Поездка оказалась неординарным событием в жизни писателей и поэтов. Почему именно она, а не другие путешествия по воде литераторов Вологодчины стала почти исторической? (На телевидении сохранились отчёты о плаваниях по реке Сухоне, реке Вологде и т.д.) Видимо, участие поэта Н. Рубцова делает поездку такой значимой сейчас, ну а в конце 60-х такой эпохальный колорит вносил А. Яшин, документальных съёмок которого очень немного сохранилось. После путешествия А.Я. Яшин выступал на Череповецком телевидении в передаче «10 минут поэзии», эфир которой был 4 сентября 1967 г. Вот небольшая цитата из сохранившихся текстов этой передачи.[3]

Рубцов на Волго-Балте
Рубцов на Волго-Балте.

«Недавно большая группа вологодских писателей путешествовала по Волго-Балту. Литературные встречи состоялись в Чёбсаре, Кириллове, Белозерске, Липином Бору, Вытегре, Оште». Александр Яшин читал свои стихи, и ему был выплачен гонорар – 40 рублей. А сразу после поездки, по некоторым данным, в Вытегре поэт-лауреат, признанный советский классик А. Яшин шепнул поэту Н. Рубцову (тогда даже не члену Союза писателей СССР, студенту Литературного института, правда, уже автору сборника стихов «Звезда полей»): «А знаешь, Коля, ты сильнее меня…» Возможно, это легенда, но, согласитесь, очень красивая. Кстати здесь будет слово А. Романова: «Рубцов сильно притягивал Яшина ещё неразгаданной, но уже опалявшей тайной своего стиха».

В плавании по Волго-Балту в конце августа 1967 года принимали участие писатели: москвич Дмитрий Голубев, вологжанин, живший в Ленинграде, Николай Кутов и вологжане Борис Чулков, Виктор Коротаев, Леонид Беляев, Александр Романов, Василий Белов, Сергей Чухин. Маршрут парохода был таким: г. Череповец, река Шексна, посёлок Шексна, Шекснинское водохранилище, пристань Топорня (на перекрёстке Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей).

Строго говоря, в Кириллов писатели добирались по Северо-Двинской системе (построена в 1828 г.) и из Кириллова участком той же Северо-Двинской системы и снова на просторы Волго-Балта: Шексна, Белое озеро, Белозерск, Липин Бор, Вашки. Далее река Ковжа и через систему шлюзов Волго-Балта в реку Вытегру. Пройдя Пахомовский гидроузел и Новинское водохранилище путь был закончен в г. Вытегра.

Пройден был весь реконструированный из Мариинской водной системы участок Волго-Балта и часть Северо-Двинской водной системы (см. материалы и приложения к статье). 31 августа на самолёте большинство писателей улетело из Вытегры. Этим же числом датируются и фотографии писателей в Вытегорском аэропорту, сделанные А.А. Тихомировым.

Как проходило само путешествие мы можем судить по операторской работе того же А. Тихомирова и воспоминаниям. 16-миллиметроваяя плёнка бесстрастно запечатлела встречи с читателями (кстати, две из них имеют точные даты – 27 августа в Белозерске, 28 августа в Липином Бору), экскурсии, красоты и древности земли Вологодской, быт писателей в этой поездке.

В Вытегре, 31 Августа 1967. Фото А. Тихомирова

В Вытегре, 31 Августа 1967. Фото А. Тихомирова.

Выступление А.Романова

Выступление А.Романова.

Поездка произвела и на самих писателей и поэтов самое благоприятное впечатление. Николай Кутов написал стихи, посвящённые Кириллову и Белозерску. «Последний пароход» Николая Рубцова посвящён А. Яшину, и это стихи об этом путешествии. Сергею Чухину так понравилось село Липин Бор, что он перебрался в него работать в местной газете. А. Яшин в дневниках тепло отзывался об этом путешествии. Видимо, поездка удалась и была плодотворной и в смысле творчестве и в смысле отдыха.

Интерес к кинокадрам, запечатлевшим эту поездку писателей, большой, особенно у рубцововедов страны. На плёнке Н.М. Рубцов (которого снимали до обидного мало) в неформальной обстановке путешествия среди своих друзей чудесно проводит время – на пароходе, на рыбалке, на экскурсиях в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. За ухой около села Вашки читались стихи, велись дружеские беседы. Колхозники рыболовецкого колхоза с удовольствием слушали поэтов, живо их обсуждали, получали в дар книги с автографами.

Некоторые имена и фамилии участников киносъёмки позволяют восстановить архивные документы. Так, например, председателем рыболовецкого колхоза «Советская Россия», где писатели угощались ухой был Владимир Николаевич Гончаров.

Согласно доклада А. Романова на Череповецком телевидении, «Было проведено восемь больших литературных вечеров, на которых по примерным прикидкам побывало более 22 тысяч человек. За это время писатели оставили автографы примерно на одной тысяче поэтических книг».

А. Тихомиров получил от своего руководства задание больше внимания при съёмках уделять тогдашней главной литературной величине А.Я. Яшину, что и прослеживается по фильму. Вместе с тем, сохранившиеся копии фильма (на видеокассетах или DVD-дисках) при их сличении несут в себе и некоторые вопросы.

В воспоминаниях Тихомирова чётко указано название фильма: «Незабываемые дни». Возможно, под таким названием документальный фильм о писателях на Волго-Балте был показан по телевидению. Возможно, это было просто рабочее название. После возвращения киногруппы на студию Череповецкого телевидения, при полном аншлаге всех работающих в этот день (включая руководителей), состоялся первый просмотр всего отснятого материала. Операторская работа А. Тихомирова получила высокую оценку профессионалов.

При подготовке сюжета для показа по телевидению режиссёром Н. Казанкиным был произведён монтаж отснятой плёнки, т.е. многие, возможно, сейчас уникальные кадры были утрачены (киностудии надо было сдавать серебро, получаемое при сжигании лишней и ненужной кино- и фотоплёнки). Студийный монтаж этой киноплёнки, т.е. вырезка или копирование из целой плёнки кадров, посвящённых тому или иному поэту, продолжался достаточно долго. Так, например, исчезли кадры с В. Коротаевым и Л. Беляевым, которые срывали и ели рябину. Кинохроникёры той поры вставляли целые куски плёнки Казанкина-Тихомирова в свои работы, используя их при монтаже своих сюжетов. Итак, мы имеем в настоящее время порезанный вариант хроники 1967 г., но хорошо, что он сохранился хотя бы в таком виде.

И ещё один положительный момент современной ситуации с плёнкой 1967 г. в том, что сохраняется надежда на появление ещё неизвестных кадров той поездки при переводе документальных фондов Череповецкого телевидения в цифровой формат. Этой работой занимается В.П. Коростылёв, и как знать, может, мы ещё увидим нового Н.М. Рубцова в окружении друзей-поэтов?

На верхнем кадре - А. Тихомиров и Д. Голубков

Спуск лодки. Публикуется впервые

Александр Тихомиров помнит великолепные кадры утренней съёмки Н. Рубцова при подходе к г. Кириллову. Поэт на носу судна, в одиночестве любовался восходом, а его шарф развевался на ветру. Выступление поэтов в Белозерске занимало не считанные секунды, как в фильме, а длилось долгие минуты. Не сохранилось съёмок в Вытегре, в гостях у русского самородка Е.Г. Твердова. А между тем, о посещении Твердова А. Тихомиров даже опубликовал заметку в газете г. Череповца.[4]

Сам сюжет «В гостях у земляков» был показан по Череповецкому (областному) телевидению 22 сентября 1967 года в программе «Экран молодёжный». Название «В гостях у земляков» - это материал поэта и редактора телевидения Л. Беляева. Это закадровый текст к сюжету, который читался диктором.[5] Сценарный план составил режиссёр Н. Казанкин (его текст тоже сохранился).[6] С отчётом о поездке после показа фильма выступил ответственный секретарь Вологодского отделения СП СССР А. Романов.[7]

Все три документа приводятся в приложении к статье и являются отличным первоисточником для широкого круга почитателей вологодской литературы и таланта Н.М. Рубцова. В рамках этой же передачи поэты А. Романов, В. Коротаев, Л. Беляев и Н. Рубцов читали свои стихи и получили за это гонорар [8].

Будет невероятной удачей, если эта студийная запись передачи существует. Скорее всего, прямой эфир не фиксировался на киноплёнку. Дело в том, что в середине 60-х годов 20-го века даже показ отснятого на плёнку материала по телевидению был подобен прямому эфиру. В нашем случае отснятый оператором Тихомировым по режиссёрскому плану Казанкина материал монтировался режиссёром (т.е. резался и склеивался на монтажном столе). Редактор Беляев писал текст к уже созданному из сюжетов фильму. Диктор читала текст редактора смотря на изображение по маленькому монитору. Читать надо было синхронно с увиденным, т.к. звук и изображение шли сразу в эфир. Иногда третьим компонентом была музыка, специально подобранная к сюжету. Лишь много позднее материал мог записываться на видеоплёнку со звуком и идти в любое эфирное время.

Копии киноплёнки путешествия писателей по Волго-Балту в августе 1967 года имеются во всех музеях и Рубцовских центрах страны, хранятся они и у многих рубцововедов. Автору статьи известно, что Московский Рубцовский центр (М.А. Полётова) размножил на DVD многие фильмы о Рубцове, в том числе и эти кинокадры рубцовской хроники. А.В. Грунтовский (Санкт-Петербург) прислал автору DVD-диск съёмок Рубцова 1967 и 1970 годов с наложением голоса поэта. Попытки найти новые, неизвестные кадры поэта в этих и других присланных материалах (например, из с. Никольского от Г.А. Мартюковой или из дома-музея Рубцова в Вологде) не увенчались успехом.

Постепенно стало понятно, что все известные копии имеют общий первоисточник. Подлинная киноплёнка путешествия хранится в Вологодской писательской организации (СПР), у её председателя М.И. Карачёва. Она была подарена писателям Вологды Р.П. Ушановым, оператором Череповецкого телевидения и называется «Времён связующая нить». Как автор подарка, Ушанов и считался автором этой киноплёнки. Сам Р. Ушанов тоже дал повод так считать, смонтировав по своему вкусу хроникальный материал (в первых кадрах «немой» плёнки он перебирает бобины и заряжает проектор). Однако, ни к операторской, ни к режиссёрской работе над этой плёнкой он не имеет никакого отношения. Р. Ушанов только смонтировал материал и подарил его писателям. Правда, этим он, возможно, спас драгоценные кадры для истории литературы от гибели и уж точно от забвения.

А. Громцев и Р. Ушанов
А. Громцев и Р. Ушанов.

Автор этих заметок много раз смотрел кадры исторической поездки и удивлялся названию «Времён связующая нить». В чём она проявляется? Непонятно. Следующая заставка «В гостях у земляков» всё ставила на свои места – шли кадры поездки 1967 года.

Всё дело в монтаже фильма Р. Ушановым. По его замыслу памятный для писателей Вологодчины фильм должен был состоять из нескольких сюжетов путешествий, видимо, объединённых именем Н.М. Рубцова как литературного лидера области.

Сюжет «Писатели на Волго-Балте» - это первая часть. Ну а такая небрежность, как заставка события 1964 год указывает на прямую некомпетентность. В сюжете же есть кадры о литературном вечере в честь 50-летия Великого Октября. Вот эти недочёты монтажа Р. Ушанова и отметают всякую мысль о его причастности к созданию фильма.

Второй сюжет – это путешествие по реке Сухоне в 1985 году (с заставкой даты здесь ошибки нет) ряда известных писателей России, видимо, на Рубцовские чтения в Тотьму (и, возможно, на открытие памятника поэту). Так утверждал в разговоре М.И. Карачёв, который выступал на открытии памятника. Но кадров открытия памятника в сюжете нет. Вот почему эта часть осталась невостребованной у рубцововедов страны. Но, по крайней мере, огромный портрет Н.М. Рубцова говорит о том, что писатели приезжали на какое-то событие, связанное с именем поэта.

Под этим же 1985 годом смонтирована и поездка в Великий Устюг 1987 года. Эта поездка должна быть совершенно отдельной частью. О Рубцове там вообще ничего не напоминает. Но дату подтвердили М.И. Карачёв и А.А. Тихомиров. И хотя небрежность и этих частей фильма очевидна, мы всё же можем видеть документальные съёмки молодого ещё В.И. Белова, С.В. Чухина, Ю.М. Леднёва, Б.А. Чулкова, А.А. Романова, В.А. Оботурова, О.А. Фокиной, В.В. Коротаева и др.

Очевидна и понятна мысль всего фильма из 3-х речных путешествий вологодских писателей разных лет. «Времён связующая нить» - попытка связать время через образ Рубцова в документальном кино. Некоторые вопросы по уточнению ситуации были заданы в письме, адресованном Р.П. Ушанову, но ответа пока нет.

По-настоящему бесценной оказалась первая часть фильма «В гостях у земляков» с документальным Рубцовым 1967 г. Общее же название фильма «Времён связующая нить» просто не было убрано с титров.

Кстати, и поездку на духовную родину Рубцова в Тотьму в 1985 году, и плавание до Великого Устюга 1987 года снимал А.А. Тихомиров вместе с другими кинооператорами. Он с удовольствием посмотрел свою давнюю операторскую работу и что помнил рассказал о съёмках. К слову сказать, в 3-й части Тихомиров заметил и Р. Ушанова, который входил, видимо, в группу операторов.

За исследование этих киноматериалов автор статьи взялся по нескольким причинам. Знакомство с А.А. Тихомировым и беседы с ним помогли воссоздать атмосферу тех лет. К тому же авторство А. Тихомирова как оператора Н. Казанкина как режиссера и Л. Беляева как редактора и автора закадрового текста тоже нуждалось в защите.

Далее: автору удалось отыскать кусок позитивной киноплёнки, т.е. копии конца 60-х годов съёмки 1967 года. Это кусок подлинной операторской работы Тихомирова. На ней есть кадры, вырезанные при последующем монтаже.

В.П. Коростылёв, режиссёр ГТРК «Вологда» объяснил, что эта часть операторской работы без монтажа и склеек (т.е. без работы режиссёра). Поэтому там сохранились кадры хроники Рубцова, отсутствующие на известных копиях, и кадры Тихомирова, которые сам Александр Александрович не видел более 40 лет. Эта копия киноплёнки хранилась у детей А.А. Громцева, известного в Череповце фотолюбителя, в последние годы его карьеры – оператора ГТРК «Вологда» (Череповецкое отделение). А. Громцев ещё в 60-е годы скопировал для себя кинопленку с плаваньем 1967 года, и она долгое время хранилась в его личном архиве. Сейчас она передана автору данной статьи.

Для чего же и каким образом эта позитивная киноплёнка (позитив) оказалась у А. Громцева? Да всё очень просто. А. Тихомиров снимал сюжеты (иногда выступая и в роли режиссёра) в 60-е годы на немецкой кинокамере «Рентофлекс». Ёмкости кассет были 120 м., 60 м. и 30 метров. Сколько киноплёнки потратил оператор во время путешествия 1967 г. определить невозможно. Л. Беляев шутил, что этой плёнкой можно было опоясать шар земной. Снимал Тихомиров на негативную плёнку (как фотографию). В чёрном пакете плёнка шла на проявку. На телестудии в подвале стояла специальная проявочная машина. После проявки и сушки негативную плёнку (негатив) можно было показывать по телевидению. Электронная система студии позволяла «переворачивать» негатив, и на экране зрители видели позитив, т.е. нормально воспринимали картинку. Существовала на студии и специальная позитивная киноплёнка (позитив), которую можно было показывать на кинопроекторе. Существовала на череповецкой киностудии и специальная копировальная машина, в которой совмещался негатив с позитивом (т.е. изображение с негативной плёнки копировалось на позитив (копию). Потом позитивная плёнка проявлялась и могла показываться и на телевидении и в любом зале, где есть кинопроектор. А. Громцев с разрешения Тихомирова или тогдашнего директора студии Шумилова скопировал кусок понравившейся ему киноплёнки. Это была вполне обычная практика. Громцев копировал позитив для себя не ради кадров с Рубцовым, а ради А. Яшина. А.А. Громцев – автор в своё время широко известных фильмов (документальных) о поэте А.Я. Яшине.[9]

И последнее, удалось отыскать в Череповецком центре хранения документации материалы, представляющие из себя текст передачи (и некоторые сопутствующие материалы), которая прошла на Череповецком телевидении и посвящалась этой поездке. И теперь можно смотреть с закадровым (авторским) текстом Л. Беляева, пользоваться материалами к съёмке режиссёра Н. Казанкина и поэта А. Романова. Из этих документов можно составить и точный маршрут путешествия и представить конкретные места, где выступали писатели и поэты, узнать забытые имена, т.е. получить почти полное представление об этой агитационной творческой поездке конца августа 1967 г.[10]

Знаете, чем хочется закончить статью? Конечно же, стихотворением Н. Рубцова «Последний пароход».

Пусть этот материал поможет в анализе этого стихотворения Н. Рубцова и в уточнении кусочка жизни поэта – путешествии писателей по Волго-Балту.

Удивительно, но даже в 21-м веке находятся неизвестные шедевры лирики Н.М. Рубцова или варианты хорошо известных стихов, фотографии, документы, связанные с жизнью и творчеством поэта.

Автору статьи очень импонирует мнение М.В. Сурова: «Всё, что касается Рубцова, должно быть предельно открыто». Это материал для изучения, сравнения, анализа. Чем больше будет опубликовано документов, тем более понятен будет потомкам феномен поэта Н.М. Рубцова. Изучать же Рубцова и любить его поэзию будут ещё долго. Так долго, как будет существовать Россия.

Справка о Волго-Балте

В точном географическом значении под Волго-Балтом следует понимать участок водного пути от Балтийского моря до Волги, включающий в себя реку Неву, Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, шлюзованную реку Вытегру, водоразделительный канал, реку Кявжу, Белое озеро, Череповецкое водохранилище, реку Шексну, Рыбинское водохранилище (от Санкт-Петербурга до Рыбинска 991 км.)

На этом пути было слабое место – мелководный участок Мариинской системы 361 км. от Вытегры до Череповца. В узком смысле это иногда и называют Волго-Балтийским каналом.

Строительство Волго-Балта это и есть кардинальная реконструкция всех сооружений Мариинской водной системы, а попросту слом старых гидросооружений и углубление всех мелководных участков. Эта задача была решена к лету 1964 г.

Вместо 39 шлюзов старой Мариинской системы воздвигнуто только 7. В комплекс Волго-Балтийского водного пути также входят 3 ГЭС, 5 плотин, 19 дамб, 4 водосброса, 6 паромных переправ и т.д.)

Обновлённый канал Волго-Балт официально открыт 28 ноября 1964 года. И агитационная поездка писателей как раз и заняла путь от Череповца до Вытегры через все новые шлюзы и другие гидротехнические сооружения и должна была, в том числе, популяризовать обновлённый водный путь.

(сведения из буклета «Волго-Балт», Северо-Западное издательство, 1965 г.)


[1] Стр. 1. «Воспоминания о Николае Рубцове». А.А. Тихомиров. Рубцовский сборник (материалы научной конференции), выпуск 1. Череповец, 2008, С. 151-154.
Воспоминания Г.Д. Соколова (представителя Вологодского обкома КПСС)
«Поездка вологодских писателей по Волго-Балту. Август 1967 г.»
В книге М.В. Сурова «Рубцов. Документы, фотографии, свидетельства». Вологда, 2006, С. 705-712.
Александр Романов. «По Шексне-реке». (путешествие по Волго-Балту). В книге «Искры памяти», Вологда, 1995, С. 38-39.
[2] Череповецкий центр хранения документации, фонд 917 опись 1 дело 230 стр. 71-89.
[3] Череповецкий центр хранения документации, фонд 917 опись 1 д. 228 стр. 93.
[4] «Русский самородок». Г. «Коммунист» от 30 сентября 1967 г.
В номере от 15 сентября 1967 г. Газета «Коммунист» также поместила снимок А. Тихомирова «А. Яшин, А. Романов и В. Белов на Волго-Балте».
[5] Череповецкий центр хранения документации, фонд 917 оп. 1 дело 230 стр. 75-86.
[6] Череповецкий центр хранения документации, фонд 917 оп. 1 д. 230 стр. 71-74
[7] Череповецкий центр хранения документации, фонд 917 оп. 1 д. 230 стр. 87-89.
[8] см. статью Л. Вересова «Череповец. Рубцов. Телевидение». г. «Голос Череповца» от 10 февраля 2009 г.
[9] Например, «Что кому, а для меня Россия, эти вот родимые места». Фильм Александра Громцева, посвященный А.Я. Яшину.
[10] Н.М. Рубцов подписал свою книгу представителю обкома партии Г.Д. Соколову в аэропорту г. Вытегры 31 августа 1967 г. Такой же лучший поэтический сборник Рубцова «Звезда полей» с дарственной надписью автора хранится как реликвия и у А.А. Тихомирова.


Материал предоставлен автором