Генриетта БУРМАГИНА

Иллюстрации к книге «НИКОЛАЙ РУБЦОВ. ИЗБРАННАЯ ЛИРИКА» (1974 г.)

Генриетта Николаевна Бурмагина (1939 - 1984) - график, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР. Работала вместе с мужем Н.В. Бурмагиным.

Из вступительной статьи к каталогу Г.Н. и Н.В. Бурмагиных: «Бурмагины прежде всего работали над оформлением книг вологодских писателей. Можно сказать, что они буквально одели в иллюстрации всю вологодскую поэзию 1960-1970-х годов. Первой работой художников в книжной гравюре стало оформление в 1965 году сборника стихов А. Романова "Красное застолье". Затем с иллюстрациями Бурмагиных выходили, сборники стихов С. Викулова, Н. Рубцова, О. Фокиной, В. Коротаева, Б. Чулкова. Они работали над книгами А. Яшина, В. Белова, Л. Славолюбовой, В. Аринина, В. Дементьева, Д. Ушакова, В. Мусикова. Художники обращались к русской и советской классике. Это С. Аксаков, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Дурова, А. Блок, Л. Сейфуллина, Б. Шергин, С. Писахов. Книги с их иллюстрациями выходили в Северо-Западном и Южно-Уральском издательствах, в "Советской России", "Молодой гвардии" и "Удмуртии". Лучшими книгами Бурмагиных стали те, которые в издательстве задумывались и осуществлялись как художественные, подарочные, печатались с авторских досок ограниченным тиражом. В них раскрылось все богатство граверного мастерства художников, ксилографии сплелись с поэтическим текстом в единое творческое целое.

Наиболее крупным циклом в книжной графике Бурмагиных стало оформление поэтических сборников "Библиотеки северной поэзии". Над ними художники работали с 1969 по 1974 год, всего было издано 8 книг. Сложилась определенная система иллюстрирования. Она включала ксилографии на суперобложке, титульном листе, шмуцтитулы, заставки и концовки. Думается, что среди изданий серии наиболее значимым по художественному оформлению стал сборник Н. Рубцова "Избранное", вышедший в 1974 году. Стилистика гравюр передает многие существенные черты лирики поэта. Фронтиспис книги связан со стихотворением "До конца", которое воспринимается сегодня как своеобразное духовное завещание поэта, его жизненное кредо. В гравюре Бурмагиных изображен деревенский мальчишка среди полевых цветов. Его освещенное лицо, поднятые в радостном восторге руки как бы передают душевное состояние, выраженное в стихах. Как и в станковых гравюрах этого времени, художники стремились создать единый образ природного окружения человека: травы и цветы, деревья и птицы, деревенский дом на берегу, облака- все это сплетается в единый хоровод, в котором как бы затерялся маленький герой. Фантастические цветы изображены вровень с головой мальчишки. Этот прием важен для передачи особого чувства слитности с природой, что характерно для многих стихов Н. Рубцова».