Портрет мамы поэта Николая Рубцова появился благодаря череповецкой художнице Ольге Мартышевой

Леонид ВЕРЕСОВ

Довольно хорошо известно, что фотографий матери поэта Николая Рубцова не сохранилось. Бытует даже история о том, что поэт повздорил со своей старшей сестрой Галиной из – за того, что она не сохранила (потеряла) единственную фотографию мамы…

В разные периоды моего рубцововедения нескольким художникам предлагалось воплотить образ самого близкого Николаю Рубцову человека на бумаге, холсте, в краске, в гравюре. Но, видимо, рассказ об этой женщине был излишне эмоциональным и художники, как один, не решались взяться за это ответственное дело. Сейчас уже думается, а почему предлагал создать художественный образ мамы поэта только художникам мужчинам? (Кстати, такая мысль тогда не приходила в голову, да и знакомых женщин-художников было не густо). Это нереализованное состояние длилось довольно продолжительное время, на периодические просьбы художники так же периодически, под разными предлогами отказывали или обещали и не выполняли своё обещание. В 2012-13 годах даже произошла занятная история, связанная с портретом мамы Рубцова, который якобы удалось обнаружить в архиве старейшего череповецкого журналиста М.И. Котова [1].

В декабре 2023 года исполнилось пять лет со дня ухода нашего друга С. А. Дмитриева. Его жена Ольга Дмитриева собрала самых близких друзей композитора, коллекционера, рубцововеда на вечере памяти. Среди них была и жена художника Евгения Мартышева Ольга, тоже отменный художник. Поскольку, мы сидели за столом рядом, то много о чём поговорили. И вдруг пришла в голову идея попросить именно её выполнить художественное воплощение образа мамы Рубцова. Ольга Алексеевна согласилась с условием, что передам ей весь материал (которого довольно немного) о том, какой была в жизни, умершая в военный 1942 год Александра Михайловна Рубцова (Рычкова) [2].

 

Ольга Алексеевна Мартышева родилась 10 февраля 1955 года в городе Дзержинске Нижегородской области; училась в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. С 1975 года она живет и работает в Череповце. Ольга Алексеевна работает в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта, занимается экслибрисом, декоративно-прикладным искусством - вышивкой, опираясь при этом на русские народные традиции; работает как график.

В. Десятников говорит, что творчество О.А. Мартышевой можно охарактеризовать одним словом - чистота. С этим утверждением невозможно не согласиться, взглянув, например, на иллюстрации ее пейзажей. «Ферапонтово» (1997) Ольги Алексеевны вызывает ассоциации с творчеством Николая Рубцова, чьи стихи так же чисты, искренни. И поэт тоже писал о Ферапонтове - этом удивительном уголке Вологодчины.

«В потемневших лучах горизонта / Я смотрел на окрестности те, / Где узрела душа Ферапонта / Что-то божье в земной красоте. / И однажды возникло из грезы, / из молящейся этой души, / Как трава, как вода, как березы, / Диво дивное в русской глуши! / и небесно-земной Дионисий, / Из соседних явившись земель, / Это дивное диво возвысил / До черты, небывалой досель... / Неподвижно стояли деревья, / И ромашки белели во мгле, / И казалось мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле...»

Такие определения, как «божье в земной красоте», «самое святое на земле», «диво дивное», вполне можно адресовать и картине Ольги Мартышевой «Ферапонтово». А каким умиротворением веет от таких ее полотен, как «Зима в Кириллове» (1997); «Снег в Кириллове» (1997); «Зимний день в Кириллове» (1997)!

И вновь вспоминаются рубцовские строки: «Снег летит - гляди и слушай! / Так вот, просто и хитро, / Жизнь порой врачует душу... / Ну и ладно! И добро» (из стихотворения «Выпал снег»).

И главная задача искусства - врачевать душу. Основное достоинство творений Ольги Алексеевны в том и заключается, что они успокаивают своей ненавязчивостью, искренней теплотой, неторопливостью изображенного провинциального уклада. Используя модную терминологию, можно сказать, что картины О. Мартышевой - антистресс. (Как же это необходимо сегодня!)

Офорт «Чердак на даче» (1990) тоже ассоциативен. Смотришь, и вспоминается великолепное произведение Василия Белова «Лад», где подробно описан крестьянский быт.

По мнению В. Десятникова, «Ольга Мартышева - мастер проникновенный, лирического склада души». М. Горький сказал: «Русское искусство - прежде всего сердечное искусство». Как никому другому эти слова можно адресовать О.А. Мартышевой.

Ольга Алексеевна - член Союза художников России с 1990-го года; участник многочисленных выставок различного уровня. Ее произведения находятся в коллекции Череповецкого Музейного объединения [3].

 

Ольга Алексеевна с профессиональным интересом познакомилась с присланным ей материалом (воспоминаниями о маме Николая Рубцова, с её биографией, фотографиями родственников, особенно с женскими фотографиями рода Рубцовых) и решила окончательно, что она попробует создать некий обобщённый образ женщины в 42 года ушедшей из жизни, которую в последнее время судьба не баловала. Семья Рубцовых была многодетная. Михаил Андрианович до Великой Отечественной войны сумел обеспечить семейный достаток, занимая должности среднего и низшего порядка в хозяйственном аппарате страны, но частые смены жительства и переезды доставляли много неудобств, не давали полностью обустроить семейное гнездо и зажить спокойной жизнью. Видимо стремление к этому у них, выходцев из крестьян было. К тому же, перед войной отец Николая Рубцова почти полтора года провёл в Няндомской и Архангельской тюрьмах по необоснованному обвинению и хотя был полностью реабилитирован, всё это сказалось на моральном и физическом состоянии Александры Михайловны, вынужденной поддерживать мужа и одной воспитывать детей, выдерживать невзгоды, стрессы, жизненные удары как семья репрессированного человека. Благо история с Михаилом Андриановичем не закончилась трагически, но полтора года мук, ухудшения материального положения, жилищных условий его семье пришлось вынести, и всё это здоровья Александре Михайловне точно не добавило [4]. В 1942 году Михаила Андриановича забирают в армию на руках жены остаются дочь Галина, сыновья Алик, Коля, Борис и только что появившаяся на свет Надя. В Вологде, как и по всей стране во время войны, карточная система распределения продуктов питания, фактически недоедание, голод. Без мужа Александра Михайловна выдержала недолго и, как уже говорилось, умерла 26 июня 1942 года, вскоре ушла и младшая дочь Надя.

Портрет мамы поэта Николая Рубцова.
Работа О.А. Мартышевой

Почему так важен для нас визуальный образ этой женщины, ведь с одной стороны в письме Н.Н. Сидоренко (23 сентября 1964 г.) Рубцов пишет: «Свою мать почти не помню. Ничего о ней не знаю. Надо будет о ней когда-нибудь порасспрашивать брата (Альберта Л. В)». Но, с другой стороны, опираясь на исследования М.И. Сидоренко, можно посчитать, что в 20 стихотворениях в той или иной интерпретации Рубцов употребляет слово «мать» или его производные 29 раз [5].

Вот такой портрет предстояло написать, такой образ предстояло воплотить художнику Ольге Мартышевой. Она, конечно, могла выбрать и вариант женщины начала – середины 30 х годов, когда семья была в порядке, была любовь и достаток и в ней один за другим появлялись дети. Наверное, жена коммуниста Рубцова хотя бы немного походила на тех женщин с фотографий, где отец поэта в окружении комсомолок, машинисток, сотрудниц в раскрепощённых позах, косынках, с причёсанными волосами, модно одетых… Но, Ольга Алексеевна всё – же выбрала для художественного образа последние годы жизни Александры Михайловны. Видимо, так будет честнее. Она написала, что её как художника поразило, что во всех перипетиях жизни ей отведено то было всего 42 года – молодая ещё женщина, а описание её внешности современниками говорит о чуть ли не старухе. Вот вам ещё одна мера ответственности художника при выполнении портрета конкретного человека – что выбрать, как совместить? Как сделать образ матери поэта узнаваемым и принимаемым рубцовским сообществом? Особенно внучками Александры Михайловны: Еленой дочерью Николая Рубцова и Мариной дочерью Альберта Рубцова, а также внуком Николаем Рубцовым сыном Альберта Рубцова. Не говорю уже о правнуках, о том, что Марина Фазанова сама замечательный художник – акварелист.

Вот такая трудная задача стояла перед Ольгой Мартышевой, но считаю, что она с честью справилась с ней. Предлагаем вам, дорогие друзья, населяющее пространство России познакомиться с первым художественным воплощением образа мамы поэта Н. М. Рубцова Александры Михайловны. И не будем категоричны в оценках, подумаем, не поддаваясь первичным эмоциям, и поблагодарим художника Ольгу Мартышеву за радость, за смелость, за мастерство. И, конечно, поздравляем всех нас с первым портретом святой для всех нас женщины - мамы Н. М. Рубцова.

PS: Ольга Алексеевна Мартышева обещала ещё поработать над образом мамы поэта Рубцова и, возможно, создать какие–то семейные, групповые портреты родственников Н. М. Рубцова. Буквально за несколько дней до Рубцовской осени 2024 года в Вологде появился и ещё один художественный образ мамы поэта. На нём Ольга Мартышева в технике сепия (уголный коричневый карандаш) изобразила Александру Михайловну в расцвете сил, видимо в начале 30-х годов 20 века (размеры 41 на 30).

Женский портрет.
Работа О.А. Мартышевой

Художница скромно назвала картину «Женский портрет». Она будет представлена ценителям изобразительного искусства на персональной выставке О. А. Мартышевой в феврале 2025 года. Нам кажется, что портрет очень походит на дочь Николая Рубцова Елену Николаевну, хотя художественной задачи сделать бабушку, похожей на внучку перед художницей не стояло.

Кстати, первый художественный образ выполнен в технике пастель, о чём ещё не упоминалось.


  1. Л. Н. Вересов «Загадка одного портрета» в книге «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова». Вологда, 2013, стр.8 – 14.
  2. Л. Н. Вересов «Обобщение материалов, посвящённых матери Н. М. Рубцова» в книге «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова» Вологда, 2013, стр. 15 - 21.
  3. Биографический материал публикуется по сайту "История Череповца"
  4. Л. Н. Вересов «Михаил Андрианович Рубцов. Документальная история жизни отца поэта Николая Рубцова». Череповец, «Окраина», 2019.
  5. М. И. Сидоренко «Словарь языка и рифм поэзии Рубцова». Череповец, 2005.

Материал предоставлен автором