Стихотворение «Детство» Николая Рубцова. Варианты поэта и редакторские правки

Леонид ВЕРЕСОВ

Стихотворение «Детство», о котором просто необходимо поговорить подробнее, является ярким примером непростых отношений автора и редакторов не только по творческим вопросам.

В рукописи для подготовки сборника «Сосен шум» из РГАЛИ, оно помещено на стр. 26, 27, 28. Для того, чтобы нагляднее проводить анализ стихотворения приведём две версии его из сборника «Душа хранит» и из книги стихов «Сосен шум».

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу.

Откуда только —

Как из-под земли! —

Взялись в жилье

И сумерки, и сырость…

Но вот однажды

Все переменилось,

За мной пришли,

Куда-то повезли.

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик «Скорей!»,

Потом раскаты грома

И дождь... Потом

Детдом на берегу.

Вот говорят,

Что скуден был паек,

Что были ночи

С холодом, с тоскою,—

Я лучше помню

Ивы над рекою

И запоздалый

В поле огонек.

До слез теперь

Любимые места!

И там, в глуши,

Под крышею детдома

Для нас звучало,

Как-то незнакомо,

Нас обижало

Слово «сирота».

Хотя старушки

Местных деревень

И впрямь на нас

Так жалобно глядели,

Как на сирот несчастных,

В самом деле,

Но время шло,

И приближался день,

Когда раздался

Праведный салют,

Жизнь распахнулась

Вольно и широко.

И нам подъем

Объявлен был до срока,

И все кричали:

— Гитлеру капут!

Еще прошло

Немного быстрых лет,

И стало грустно вновь:

Мы уезжали!

Тогда нас всей

Деревней провожали,

Туман покрыл

Разлуки нашей след...

Вот именно так в шестьдесят четыре строки было напечатано это стихотворение в книге «Сосен шум». Мы выделили строки и слова, которые были заменены по сравнению с рукописью Николая Рубцова и вариантом в сборнике «Душа хранит». Вроде бы небольшие изменения, но они очень характерны для времени публикации книги стихов, а в чём–то принципиальны. Прежде чем опубликовать вариант сборника «Душа хранит» отметим, что существует и ранняя архивная рукопись этого стихотворения, с множеством разночтений слов и строк. Она в Государственном архиве Вологодской области (ГАВО), а ещё, она содержит заключительную строфу, которая почти не используется в современных публикациях (ГАВО, ф. 51, оп.1, ед. хр. 90).

На этом

Я заканчиваю стих

И закрываю

Добрые страницы,

И спать ложусь,

Но и смежив ресницы,

Еще я долго

Думаю о них...

В архиве сохранилось восемь листов этого стихотворения. Вариант с последней строфой, это листы 6 - 8 в уже указанном деле рубцовского фонда. Этот факт, возможно, заинтересует только исследователей творчества Н. М. Рубцова. Ну, а публикация варианта стихотворения «Детство» из сборника «Душа хранит» будет важна и необходима для темы нашего исследования, ибо строк в ней, по воле редактора, только тридцать две.

Мать умерла. Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.

Откуда только — как из-под земли! —
Взялись в жилье и сумерки, и сырость.,
Но вот однажды все переменилось,
За мной пришли, куда-то повезли.

Я смутно помню позднюю реку,
Огни на ней, и скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!», потом раскаты грома
И дождь... Потом... Детдом на берегу.

Вот говорят, что скуден был паек,
Что были ночи с холодом, с тоскою,—
Я лучше помню ивы над рекой
И запоздалый в поле огонек.

До слез теперь любимые места!
И там, в глуши, под крышею детдома
Для нас звучало как-то незнакомо,
Нас оскорбляло слово «сирота».

Хотя старушки местных деревень
И впрямь на нас так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных, в самом деле,
Но время шло, и приближался день,

Когда раздался праведный салют,
Когда прошла военная морока,
И нам подъем объявлен был до срока,
И все кричали: — Гитлеру капут!

Еще прошло немного быстрых лет,
И стало грустно вновь: Мы уезжали!
Тогда нас всей деревней провожали,
Туман покрыл разлуки нашей след...

Вот так, с такой разбивкой на строки, с такими знаками препинания напечатано это стихотворение в сборнике «Душа хранит».

Ну, а теперь, о редакторских правках в рукописи сборника «Сосен шум» из РГАЛИ. В строке «Нас оскорбляло слово сирота» слово «оскорбляло» зачёркнуто и карандашом написано «обижало», в книге так и напечатано. Тут не на кого обижаться, Елисеев решил, что так будет лучше, может быть, уже не успев и посоветоваться с Николаем Рубцовым. В строке

Когда раздался

Праведный салют,

Жизнь распахнулась

Вольно и широко.

выделенные строки заменили зачёркнутые рубцовские «Когда прошла военная морока». Что-то редактору показалось не совсем правильным, в словах поэта Рубцова, про Великую войну. Наверное, Николай Рубцов протестовал, но в этом случае редактура проявила характер. Почему-то не устроила редакторов сборника «Сосен шум» и строка «И там, в тылу, под крышею детдома» - одно слово было заменено «И там, в глуши, под крышею детдома». Интересно отметить, что редактор книги «Душа хранит» В. К. Лиханова оставила рубцовское «в тылу» без изменений. Но и у неё были претензии к «Военной мороке». В письме Н. М. Рубцову от 13 июня 1969 года она писала: «В стихотворении «Детство» вызывает сомнение выражение «Военная морока». Пожалуй, оно не совсем точно выражает сущность пережитых трудностей военного времени…». В данном случае поэту удалось отстоять видение военного времени глазами детдомовца тех лет и в сборнике «Душа хранит» строки остались. Наверное, именно этот термин подходил, по мнению поэта, как нельзя лучше ко всему тому, что им и его друзьями – детдомовцами было пережито. Но, вот как редактор и корректор с таким тщанием проверявшие каждую строчку поэта пропустили явную оплошность с рифмами в строчках, совершенно непонятно…

Вот говорят, что скуден был паек,
Что были ночи с холодом, с тоскою,—
Я лучше помню ивы над рекой
И запоздалый в поле огонек.

Эта небрежность не допущена в сборнике «Сосен шум», но и там роль редактора явно иногда преобладает над желанием и волей поэта. Примеры были приведены.

Но необходимо написать ещё об одном. Об этом упоминает Вера Лиханова в уже приведённом письме. «В тех стихах, где разбивка строк не диктуется содержанием, мною сделаны втяжки…». Собственно, это как раз о том, почему в стихотворении «Детство» в издательстве «Советский писатель» 64 строки, а в Северо-Западном книжном издательстве только 32, в два раза меньше. А на деле, за публикацию этого стихотворения в Архангельске Николай Рубцов получил гонорар в два раза меньше, чем в Москве, где при публикации было восемь строк в строфе, против четырёх строк в строфе в СЗКИ. Роль редактуры очень заметна и показательна при публикации именно этого стихотворения «Детство» поэта Н. М. Рубцова. Напомню, что в сборнике «Зелёные цветы» опубликован вариант стихотворения из сборника «Сосен шум». И что же получается? Читающие стихотворение Рубцова со сцены, сочиняющие музыку на эти слова, изучающие творчество поэта, имеют два равноценные варианта, напечатанные в его прижизненных книгах, и цитируют слова поэта в зависимости от того какой прижизненный сборник поэта открыли, не берём в расчёт газетные публикации и архивные варианты этого стихотворения. А последующие составители сборников стихов Николая Рубцова тоже вынуждены выбирать тот или иной вариант и читателям приходится соглашаться с их даже неосознанным выбором. Таким образом вариативность (поливариантность) лирики поэта Н.М. Рубцова, как характерная черта его поэзии вновь доказывается в наших исследованиях.

Публикации стихотворения «Детство» в газете «Сокольская правда» 17 октября 1967 года ...

... и в сборнике «День поэзии Севера», 1968 г.

Остаётся только добавить, что стихотворение «Детство» очень любимо, помимо читателей, всеми воспитанниками детдома в селе Никольское Тотемского района, где прошли детские годы поэта. Оно печаталось кроме книг «Душа хранит» и «Сосен шум» в газете «Вологодский комсомолец» 20 октября 1967 года, в газете «Правда» 8 декабря 1967 года, в газете «Сокольская правда» (г. Сокол, Вологодская область) 17 октября 1967 года, в сборнике «День поэзии Севера» 1968, СЗКИ. Это при жизни поэта Н. М. Рубцова. В посмертных изданиях является одним из обязательных стихотворений поэта для печати, считаясь одной из вершин его творчества.


Материал предоставлен автором