Почти по Маяковскому: Двое в комнате. Рубцов и …

Леонид ВЕРЕСОВ

Загадка этой рубцовской фотографии, сказать честно, занимала давно. Не то, чтобы не верилось в надпись на обратной стороне, но, подумалось о каком–то проценте случайности в любой надписи, утверждении и захотелось проверить вдруг кто–то точно узнает этого человека рядом с Рубцовым. И ещё почему бы просто так, без повода, не вспомнить хорошего человека, краеведа, который сыграл значительную роль в истории вологодской литературы, пусть и в её краеведческом аспекте… Ему писали признательные автографы Василий Белов и Николай Рубцов, Ольга Фокина и Александр Романов Сергей Чухин и ещё многие вологодские литераторы. Они благодарили его за помощь, авторитетное покровительство в издании книг, за душевное отношение и отцовскую мудрость в деле их редактирования. А вот фотографий нашего героя сохранилось немного и его образ не приобрёл, к сожалению, глянца известности. Может быть потому, что он, в своё время, не стал членом Союза писателей РСФСР. Дело представляется сейчас таким образом, что в Москве, приёмной комиссией был отмечен не литературный уровень книг нашего героя, а только некий краеведческо – познавательный и местный колорит и уровень, но недостойный члена Союза писателей. Надо отметить, что на уровне вологодской писательской организации, из 13 членов, только один не поддержал его представление в приёмную комиссию СП РСФСР и не голосовал за приём в творческий союз. В ГАВО (Государственный архив вологодской области) на сей счёт сохранились любопытнейшие документы.

Итак, что же мы видим на фотографии? Есть несколько версий происходящего на ней. 1.Н. М. Рубцов читает (разбирает) стихи сидящего рядом автора, а последний внимательно слушает. Тогда это мог быть 1970 год, семинар молодых авторов, а, впрочем, и любой год, когда поэт захаживал в помещение вологодского отделения СП или вологодского отделения Северо–Западного книжного издательства. Слишком располагающая обстановка для подобных помещений видна на фотографии: книги и газеты на столе. 2.Н. М. Рубцов читает свои новые стихи, и кто - то его заворожённо слушает. Возможно, это встреча по поводу издания поэтом сборника «Лирика» или «Душа хранит». Ещё отметим, что кадр ретуширован, то есть специально подвергался обработке, нравился фотографу. Кадр мастерский, видна рука профессионала. Человек в кадре, рядом с Рубцовым явно не посторонний в литературном мире Вологды, а иначе профессионал – фотограф не стал бы ретушировать, улучшать свой удачный по композиции кадр фотоплёнки. Это явно знакомый поэта Рубцова. Сколько ему лет на снимке? Тридцать, сорок, пятьдесят? А сколько бы вы дали лет Николаю Рубцову, исходя из этой фотографии, если бы не знали о его тридцати пяти годах земной жизни? Думаю, больше, чем сидящему перед ним человеку. Старые фотографии бывают очень даже обманчивы, а умение хорошего фотографа порой делает чудеса. В любом случае на этой фотографии тайна человека знакомого с Николаем Рубцовым по творческим делам.

Но, хватит интриговать. Перевернём фотографию из архива С. А. Дмитриева и раскроем её или ещё больше запутаем ситуацию? Прочитаем надписи на обратной стороне интересующего нас снимка.

«Николай Рубцов и Владимир Михайлович Малков. Ретушированный авторский экземпляр Аркадия Кузнецова (фотокор «Вологодского комсомольца»).  Штамп «фото А. Кузнецова». Штамп «Из собрания Сергея Дмитриева». Получается, что надписи сделаны скорее всего С. А. Дмитриевым. Надпись «68» - скорее всего рука Аркадия Кузнецова и обозначает год, когда сделан снимок. Тогда с большой вероятностью можно говорить, что Николай Рубцов на фотографии читает свои новые стихи Владимиру Малкову, директору вологодского филиала СЗКИ, при обсуждении содержания будущего сборника «Душа хранит», ответственного в Вологде за выпуск этой книги. О выходе в свет сборников стихов Н. М. Рубцова и роли В. М. Малкова можно прочитать в книге Л.Н. Вересова «Поэт Николай Рубцов и Северо–Западное книжное издательство. Документальные истории издания сборников стихов «Лирика» и «Душа хранит». Вологда, 2017. Вот несколько отрывков из книги. Сначала, касающиеся сборника стихов «Лирика».

Из дневниковых записей В. М. Малкова. 07.10.1965. «Заходил поэт Николай Рубцов. В потрёпанном демисезонном пальто серого цвета, на шее тёплый шарф. Вручил ему его книжку «Лирика». Должен сказать, что мы, «издатели», её здорово обкорнали. Слишком много было «приземлённых» стихов. Из Архангельска постоянно команда: убрать. Ну, мы и убрали. Рубцов, конечно, недоволен своей книжкой. Говорит, что дарить её никому не будет. Вообще-то он какой-то странный. Видимо, скитальческая жизнь наложила свой отпечаток на его самого и его творчество. Клянул А. Лёвушкина. Тот думает только о себе и о проталкивании своих стихов…».

А теперь важная дата в истории создания «Лирики» как книги. Борис Пономарёв в этот день 7 апреля 1965 года отправляет согласованную, исправленную и вычитанную автором, обсуждённую и одобренную в Вологодской писательской организации рукопись в Вологодское отделение Северо-Западного книжного издательства на имя его директора Владимира Малкова. «Уважаемый Владимир Михайлович! Направляем Вам рукопись сборника стихов Николая Рубцова «Лирика». Звонил А.А. Романову. Просил его зайти к Вам прочитать рукопись. Александр Александрович дал такое согласие. Если у Вас, Владимир Михайлович, возникнут какие-то замечания по сборнику, прошу нам сообщить. Оформляйте сборник так, как оформляются поэтические сборники у нас. Я имею в виду формат сборника, суперобложку, портрет, аннотацию и библиографическую справку. Прошу Вас связаться с автором, чтобы уточнить сведения. Вёрстку вышлите автору. С приветом Б. Пономарёв, директор издательства…».

Следующий документ, который тоже приводится впервые, как нельзя лучше показывает повышенное внимание со стороны руководства Архангельского издательства и его директора Бориса Пономарёва к сборнику Николая Рубцова, причём какое-то пристрастное внимание. Документ датирован 21 июня 1965 года и адресован В. М. Малкову. «Уважаемый Владимир Михайлович! Ещё раз прочитал стихи Рубцова. Кажется, что экземпляр рукописи, который у меня, не совпадает с подписанным к набору. Надо исключить стихи «На родину», «Жара», «Было всё», если они остались в основной рукописи. Следует, мне думается, также снять «Звёзды горят» (сделано явно под Фета), «В святой обители природы» (перепевает Тютчева), «Доволен я буквально всем» и «Ночью на перевозе» (повторяющиеся образы, да и по содержанию не ахти что). Как Ваше мнение, Владимир Михайлович? Остальные стихи оставляем. «Виденье на холме» и ещё три стихотворения Рубцова были опубликованы в «Октябре» № 8 за 1964 год. Посмотрите этот номер журнала. С приветом Б. Пономарёв».

Естественно, к сожалению, ни одно из перечисленных Пономарёвым стихотворений в сборник «Лирика» не вошло. Малков не решался возразить и перечить директору головного издательства, а просто выполнил приказ. Это был недружеский редакторский жест по отношению к Николаю Рубцову, хотя Пономарёв знает о публикациях стихов поэта Рубцова в лучших столичных журналах. А может, здесь, как сейчас говорят, и не было ничего личного, только работа. Вот, так показалось Пономарёву, он же сравнивает поэзию Рубцова с поэзией Тютчева и Фета, находит влияние этих поэтов на Рубцова. Кто знает, может, тогда и родились знаменитые рубцовские строки.

Но я у Тютчева и Фета

Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова!..

Владимир Малков и Сергей Викулов. 1960-е годы.

А это уже абзацы, касающиеся издания сборника «Душа хранит».

Первый документ, письмо, написанное от руки, предположительно от Владимира Михайловича Малкова Василию Степановичу Вежливцеву (1930 – 2000) художественному редактору будущей книги «Душа хранит», т.е. человеку, отвечающему за её внешний вид. Письмо написано на официальном бланке Государственного комитета Совета Министров РСФСР по печати (Вологодское отделение) с надпечаткой Северо–Западного книжного издательства (СЗКИ). «Уважаемый Василий Степанович! Посылаем Вам три варианта обложки к сборнику Н. Рубцова «Душа хранит». Посмотрите. Каково Ваше мнение? Подходит ли что–либо? Шрифт пока не найден. Художник работает. Что–то трудно нам даётся эта обложка. Третий художник берётся. У двоих ничего не вышло, и мы эскизы сразу отвергли. Ждём Ваших соображений и замечаний. 25. 09. С приветом. Подпись.». Хотя подпись не расшифрована, но почерк и сам характер росписи чётко идентифицирован С. А. Дмитриевым. Да и содержание письма указывает на авторство В. М. Малкова.

Владимир Малков занимал в это время в Вологде должности главного редактора областной книжной редакции и директора Вологодского областного книжного издательства, но он советуется по поводу обложки книги стихов Рубцова с Василием Вежливцевым, ибо последнее слово остаётся за художественным редактором из Архангельска. Итак, вся подготовительная работа по производству книги Рубцова проходила в Вологодском отделении СЗКИ, кстати, в Вологде книга и печаталась, в областной типографии на улице Калинина, 3, но общий патронаж осуществлялся руководством издательства в Архангельске. Уже упоминаемый в этой работе Сергей Дмитриев, знания которого в книжном деле уникальны, подсказал, что сборник «Душа хранит» предлагали иллюстрировать замечательной вологодской художнице Д.Т. Тутунджан, но она уступила работу художнику с трудной судьбой Владимиру Иванову и его эскизы, которые в полном объёме приводятся в статье С. А. Дмитриева  послужили предметом обсуждения в этом и особенно в следующем рассматриваемом документе. Интересно было бы выяснить, кто из вологодских художников брался за работу по оформлению книги Н.М. Рубцова. Не факт, что Джанна Тутунджан даже прикасалась к этой работе, она просто переадресовала её и порекомендовала самобытного художника Владимира Иванова, давая ему подзаработать, уверенная в его творческой состоятельности. Следующий документ уже конкретно касается эскизов обложки книги Рубцова художника В. С. Иванова. Из исследования Сергея Дмитриева, из приводимых в нём документов из его архива, мы узнаём, что поэт Рубцов и художник Иванов лично даже не встречались. Но Владимир Иванов сумел уловить главные черты поэзии Николая Рубцова и выразить их в обложке и художественном оформлении книги.

…Итак, письмо написано на машинке от 29 сентября 1969 года. В нём директор СЗКИ Борис Пономарёв даёт решающие указания по поводу обложки книги «Душа хранит» художнику Владимиру Иванову, не называя его по имени. Письмо адресовано В. М. Малкову. «Уважаемый Владимир Михайлович! Выбрали обложку к стихам Рубцова с берёзкой. Но надо убрать церквушку. И так уже густо: и в тексте стихов, да и в самом названии «Душа хранит». Следует убрать и две звёздочки. Они отмечены на рисунке (так и поступили в Вологде, осталась одна звезда, но эта звезда стала путеводной в гениальной поэзии Рубцова Л.В). Пусть делает быстрее обложку и титул. Времени у нас уже остаётся очень мало. С приветом Б. Пономарёв». Позиция директора издательства понятна и вполне согласуется с тогдашним общим настроением руководства страны. Не сгущать туч ни в сторону религии, ни в сторону демократии, ни в сторону вольнодумства. Политика застоя, когда по большому счёту всё устраивало большинство населения страны, в этом документе доминирует. Мало ли чего могут подумать, уберём церквушку, звёздочки и будет без перегибов, нейтрально - хорошо. И аргументы в пользу того, что мы же и так убрали лишнее под рукой, если кому –то и этот нейтральный вариант обложки не придётся по вкусу. Суммируя приведённые документы и рассуждения по поводу впервые печатаемых документов, можно сказать, что обложка всё равно получилась достойная и отражающая мотивы поэзии Николая Рубцова. С ней может конкурировать только суперобложка последнего прижизненного сборника стихов Н. М. Рубцова «Сосен шум».

А вот, что можно сказать дополнительно о Владимире Малкове.

Биографические данные В. М. Малкова взяты из фондов КАУ ВО «Вологодский областной архив новейшей политической истории».

Малков Владимир Михайлович родился 12 декабря 1918 г. в деревне Ярыгино Вологодского уезда Вологодской губернии (сейчас – Вологодский район Вологодской области) в семье крестьянина. В 1930 г. семья переехала в Вологду. После окончания школы в 1935 г. В. М. Малков поступил на факультет литературы и языка Вологодского педагогического института. Не окончив учебу, в 1937 г. поступил на работу в газету «Красный Север» сначала литературным сотрудником, а затем заведующим отделом культуры. В 1939 г. В. М. Малков был призван в ряды РККА и направлен в г. Свердловск, в пятую легко-танковую бригаду курсантом. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В.М. Малков был командиром взвода 23-й отдельной стрелковой бригады Волховского фронта. В 1943 г. был ранен и после лечения в госпитале демобилизован. Вернувшись в Вологду, В. М. Малков работал в редакции газеты «Красный Север» заведующим промышленно-транспортным отделом, ответственным секретарем, заместителем редактора. В 1947 г. он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б) заочно. В 1952 г. он был утвержден редактором областной молодежной газеты, с 1953 г. являлся главным редактором областной книжной редакции при Вологодском обкоме КПСС. С 1958 по 1964 гг. работал директором областного книжного издательства. После укрупнения издательства и создания Вологодского отделения Северо-Западного книжного издательства В.М. Малков был утвержден его старшим редактором и руководителем. В 1968 г. В. М. Малкову Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание Заслуженного работника культуры РСФСР. Будучи на пенсии, В. М. Малков вел активную общественную работу: являлся ответственным секретарем Вологодского отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры. За мужество и героизм, проявленные в боях на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., В. М. Малков был награжден орденом Красной Звезды (1946 г.), медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.). За многолетнюю и плодотворную работу В. М. Малков был награжден медалями «За трудовую доблесть» (1966 г.), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), «Ветеран труда» (1978 г.).

Далее не полный список книг В. М. Малкова и тех изданий, где он был редактором или автором материалов. Серьёзный список важнейших в те годы тем и книг.

  1. «Очерки истории Вологодской организации КПСС» (1969, редактор).
  2. В. М. Малков «Вечный огонь» (1975).
  3. В. М. Малков «Голоса сурового времени» (1982).
  4. В. М. Малков «По родному краю» (1956).
  5. В. М. Малков «Ленин и наш край» (1974).
  6. В. М. Малков «По земле Вологодской» (1972).
  7. «Край наш Вологодский» (1982, редколлегия).
  8. «Череповец» (1972, редактор).
  9. «Вологда» (1970, редактор).
  10. «Комсомол земли Вологодской» (1978, составитель, автор текста и макета).
  11. «Вологда и окрестности» (1957, редактор).
  12. «Дорогие сердцу места» (1979, автор ряда статей).
  13. «Улицы Вологды» (1977, составил, литературно обработал).
  14. «Вологжане - Герои Советского Союза» (1970, редактор).
  15. «Труд, равный подвигу» (1974, редактор-составитель).
  16. «Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей» (1968, редактор).
  17. «Дом- музей Марии Ильиничны Ульяновой» (1972, редактор).
  18. Н. А. Гусев «Из истории нашего края» (1971, редактор).
  19. А. С. Бланк, А. В. Катаников «Череповец» (1957, редактор).
  20. М. Рехачев «Вологодские кружева» (1955, редактор).
  21. «Волго – Балт» (сборник статей, 1965, редактор – составитель).
  22. В. М. Малков «Голоса сурового времени. Дневники, воспоминания (1982).

С просьбой помочь в точности удостовериться в личности В. М. Малкова на фотографии обращался к любителям поэзии Н.М. Рубцова, исследователям его творчества, к людям знавшим Малкова при жизни. Например, получил консультацию от руководителя Вологодской писательской организации М. И. Карачёва, но он знал Малкова в более поздние годы. Смущало одно. На фотографии Малкову должно быть пятьдесят лет, но выглядит он просто замечательно…

Ну вот, будем считать, что атрибутирована ещё одна фотография поэта. Вспомнили, в этой связи, отменного писателя-краеведа, В. М. Малкова, роль которого в литературном процессе Вологодчины была во многом решающей, как руководителя вологодского филиала Северо–Западного книжного издательства. Но впереди нас ждёт ещё немало открытий в творческой биографии Николая Рубцова.


Материал предоставлен автором