Неизвестный на известной фотографии, или Разрешите не поверить…

Леонид ВЕРЕСОВ

Фотографии Н.М.Рубцова, много ли ещё неизвестных снимков поэта удастся обнаружить? Последнее время выдалось очень урожайным на флотские снимки старшего матроса СФ Рубцова, сделанные Г. Перфиловым. Но вот атрибуция фотографий, в какой - то мере, всё ещё является проблемой. Мы не знаем пока имён большинства флотских приятелей поэта. Да и на широко известных фотографиях не все персоналии выяснены.

Причём, иной раз, время и накопление материала по исследуемому фотоснимку только запутывает ситуацию. Так произошло с одной популярной  фотографией Н.М.Рубцова. Без помощи друзей поэта в данной ситуации уже трудно разобраться. Впрочем, судите сами.

Речь пойдёт вот об этом снимке. Кто же на нём справа налево?

Алексей Сергеевич Шилов, друг поэта Рубцова, написавший первым ряд песен на его стихи. Неизвестный человек, который и стал камнем преткновения при атрибуции снимка. Николай Михайлович Рубцов – русский поэт. Клавдий Сергеевич Захаров, нелитературный друг поэта Рубцова, хозяин дома за спиной людей, который тоже представляется полноправным персонажем данной фотографии. Скажем сразу, что подлинники фотографий, да их несколько, сделанных в этот день в данном месте, хранятся в архиве С.С. Тужилковой (Захаровой) сестры К.С. Захарова. Эти снимки будут приведены в приложении к данной работе, и их анализом займёмся позже, а пока речь только об одной фотографии.

Прежде чем приступить к разгадке очередного рубцовского факта, скажем, что неизвестный на фото, как минимум, должен быть знаком остальным персонажам снимка. Этому свидетель дом Клавдия Захарова, в котором неоднократно бывал и ночевал поэт Николай Рубцов и появление постороннего на снимке просто необъяснимо. Так вот, дому по адресу Советский проспект 50 и уделим, вначале, наше внимание. В 2004 - 2005 годах развернулось настоящее сражение против его сноса, и строение именовали «последним рубцовским домом» Вологды.  Отстоять его от уничтожения не удалось, но внимание общественности к проблеме сохранения рубцовского наследия в городе было привлечено. Было несколько публикаций на тему сохранения культурного наследия города Вологды и её исторической сохраняемой градостроительной среды, к которой относился и дом № 50 по Советскому проспекту, связанный с именем Н.М. Рубцова [1].  В газете «Русский Север» 2 марта 2005 года, даже, появилось открытое письмо к губернатору В.Е. Позгалёву «Последний рубцовский дом под снос?» за подписями В.И. Белова, О.А. Фокиной, С.Т. Алексеева, А.А. Грязева, В.С. Белкова, А.А. Цыганова, Р.А. Балакшина. Вот такой исторический дом запечатлён на нашей фотографии.

Дом семьи Захаровых по Советскому проспекту, 50.

А теперь о неизвестном на фотографии. До недавнего времени так и считалось. Но вот в интернете на сайте «Душа хранит» появилась статья за авторством Ильи Смелова «Неизвестный – известен, или Разрешите представиться…!». В ней автор утверждал, что неизвестным был Вячеслав Михайлович Сыроежкин, 74 года, в 1968-м – корреспондент вологодского радио, экс-заместитель директора ВГТРК, заслуженный работник культуры, причём со слов самого В.М. Сыроежкина. Вроде бы, всё встало на свои места, но всё ещё только начиналось… На одном из сайтов нашлась информация, что историческую фотографию сделал Ю. Пономарёв, запомним это имя. Сумятицу в стройную картину атрибуции фотографии внёс документальный фильм В. Есипова, в котором Алексей Шилов не только исполнял песни на стихи Н.М. Рубцова, но и рассказывал о поэте, о встречах и дружбе с ним. В его рассказе и промелькнуло, что на этой фотографии житель Тотьмы Александр Момотов. Фамилия Момотовых в Тотьме довольно известна и Рубцов вполне мог знать одного из её представителей.

Перед нами встал вопрос, а кто–же сможет подтвердить или опровергнуть слова друга Рубцова. Причём, степень доверия к словам Алексея Шилова была большой. Это были съёмки ещё 90-х годов 20 века. Только один человек, замечательный русский писатель, друг Н.М. Рубцова, влюблённый в Тотьму, мог поставить точку в этом вопросе. С.П. Багров в телефонном разговоре сказал, что Александра Момотова не знает, но обещал перезвонить по поводу этой всё более интригующей фотографии, вернее личности неизвестного на ней. И вот в апреле 2020 года получил от Сергея Багрова следующее сообщение. «На фотографии - Юра Пономарев (между Рубцовым и Шиловым). Строитель. Я о нем почти ничего не знаю. Может быть даже он и сейчас живой. Жил раньше в Вологда. ул. Урицкого. 91. Знаю, что с Рубцовым они частенько заходили в ресторан Поплавок. Очень часто Рубцов бывал на квартире у Юры. Ночевал там Коля много раз. Там Юра однажды засомневался, что Рубцов есть поэт. В ответ на это, будучи уже крепко выпившим, Рубцов взял первую попавшуюся книгу Пономарева, какой оказался "Узбекистан" из серии "Советский Союз" и. ни слова не говоря, написал на белой ее обложке:

«Юре Пономарёву.

Я буду помнить сквозь туман

Тебя, вино, Узбекистан»

Поставил число и расписался.

Вот, Леня, коротко, что я знаю о Пономареве. Добавлю, что человек он был надежный, Коля его любил. С. Багров. 18 апреля 2020 г. Вологда».

Ну, память и авторитет Сергея Петровича сомнений не вызывает. Но была же и зарубка, что снимки в тот день делал Ю. Пономарёв. Итак, на снимке (повторюсь их несколько вариантов) четыре человека, знакомых друг другу и был кто–то фотографировавший их. Может быть, В.М. Сыроежкин и он что–то напутал в воспоминаниях о своей роли? Снимок, прямо-таки, желает быть расшифрованным, и узнать точно, кто же этот неизвестный, на роль которого претендуют уже три человека - В. Сыроежкин, А. Момотов, Ю. Пономарёв - просто необходимо. Нет, это не самая важная проблема рубцововедения в преддверии юбилея поэта. Но мелочей в исследовательском деле просто не может быть.

Материал, уже практически был закончен, когда решил пристальнее вглядеться в фотографии из архива Клавдия Захарова и его сестры Светланы Сергеевны. И, о чудо, на разных снимках похоже разные неизвестные! Но этого же не должно быть, почему ранее никто не обратил на это внимание?   После консультаций с несколькими не заинтересованными лицами, мнение о разных людях–«неизвестных» с фотографий укрепилось. Пересмотрев документальный фильм Валерия Есипова, бравшего интервью у Алексея Шилова, вдруг обнаружил, что и в нём представлены две разные фотографии с двумя неизвестными.

Однако, только общение по телефону со Светланой Сергеевной Захаровой поставило точку в сомнениях. Сначала я попросил её сравнить неизвестных на её подлинных фотографиях. Она согласилась, что это, пожалуй, разные люди. Ни на что, особенно, не надеясь, спросил, нет ли каких пометок на обратных сторонах фотографий. И вот тут наступил момент истины! Надписи были сделаны рукой Алексея Шилова, и они однозначно рассказывали, когда были сделаны снимки, кто на фотографиях и даже были даны их некоторые характеристики. Кстати говоря, по словам Светланы Захаровой, личность Юрия Пономарёва на фотографии, подтверждала и Елена, дочь Алексея Шилова.

Светлана Сергеевна Захарова.

Всё дело заключалось в том, что существует несколько снимков, когда у дома № 50 по Советскому проспекту в Вологде, после демонстрации 7 ноября 1968 года состоялась эта, как сейчас говорят, фотосессия. Фотографировали попеременно Юрий Пономарёв и Александр Момотов. Поэтому на фотографиях трое постоянных лиц - Рубцов, Шилов, Захаров и меняющиеся Пономарёв и Момотов. Были и фотографии по два человека. Тогда была использована целая плёнка начинающего фотографа Юрия Пономарёва, всё 36 кадров. Фотографии с десяти из них были в 2001 году опубликованы в газете «Русский Север». Впрочем, вот как об этом рассказывает сам Юрий Пономарёв с помощью журналистки Светланы Ананьевой [2]. «В 1968 году Юрий Леонидович, тогда еще просто Юра или Юрка, купил себе фотоаппарат и, распираемый гордостью, принес его седьмого ноября похвастаться перед дружками и заодно попробовать в деле. Они бродили по праздничным улицам Вологды с гитарой, заходили к знакомым и позировали перед объективом, пока не кончилась пленка. Слава Богу, у неопытного фотолюбителя все получилось! Сегодня мы впервые публикуем эти старые пожелтевшие фотокарточки. До этого их могли видеть лишь немногие знакомые Юрия Пономарева. Теперь «такой вот Рубцов» будет у каждого читателя «Русского Севера».

Итак, десять снимков опубликованы. Остальные сохранились только на негативах Юрия Пономарёва. По некоторым данным, он жил какое – то время в Керчи и, возможно, остальные фотографии тоже будут достоянием рубцововедения. В нашем распоряжении имеются несколько снимков с той фотоплёнки, но их вполне достаточно для того, чтобы сделать довольно точные выводы по атрибуции людей, изображённых на них. Мы будем привлекать и другие материалы, найденные в процессе работы над проблемой. 

Светлана Сергеевна Тужилкина (Захарова) сохранила некоторые подлинные фотографии от 7 ноября 1968 года с надписями, сделанными рукой Алексея Шилова. Приведём сначала характеристики, которые даёт А.С. Шилов изображённым на них людям.  «Захаров Клавдий Сергеевич – душа дружеского круга. Человек с головой инженера талантливого и с душой художника, самого чуткого и нежного». Про себя он пишет, что «Алексей Шилов, автор песен на стихи Н.М. Рубцова». Поэту Рубцову уделено наибольшее внимание. «Н.М. Рубцов – великий русский поэт», «Рубцов Н.М. – чудо поэт». Отмечается на двух фотографиях, что фото сделал Юрий Леонидович Пономарёв, когда шли с демонстрации, что он работал вместе с Клавдием Захаровым в тресте «Вологдалесстрой», что живёт в Керчи и, что негативы у него. Про Момотова ничего, кроме имени-отчества - Александр Михайлович.  

Ну, теперь пришла пора распределить снимки по категориям, на которых А.М. Момотов и на которых Ю.Л. Пономарёв. В нашем распоряжении по два таких снимка каждой категории, немного отличающихся друг от друга. 

Фото 1

Фото 2

Стоят четыре человека: справа налево – А.С. Шилов, А.М. Момотов, Н.М. Рубцов, К.С. Захаров (фото Ю. Пономарёва. Разные кадры одних и тех же людей. На фотографии № 1 Николай Рубцов как будто что-то держит в руке. На фотографии №2 руки у всех опущены вниз. Положение людей относительно угла дома различно. Отметим, что именно фотография №1 вызвала к жизни разные точки зрения по поводу изображенного на ней неизвестного).

Фото 3

Фото 4

Трое стоят, присел А.С. Шилов: справа налево – Н.М. Рубцов, К.С. Захаров, Ю.Л. Пономарёв (фото А. Момотова. На фотографии №3 персоналии даны в полный рост, а на фотографии №4 в три четверти. Возможно, что здесь просто разная обрезка фотографий).

Также есть парный снимок Н.М. Рубцова и А.С. Шилова и, видимо, заказной снимок, часть общего, К.С. Захарова и Н.М. Рубцова, сделанный в фотомастерской, что ясно из совсем другого фона за спинами друзей.  

Н.М. Рубцов и А.С. Шилов

К.С. Захаров и Н.М. Рубцов

Всё вроде бы понятно, но какова роль В.М. Сыроежкина  в этой истории? Главная, по его словам, и никакая, по результатам исследования. Что же тогда представляет из себя материал журналиста Смелова?  Скороспелая, но протухшая сенсация, недобросовестность воспоминателя и попавшего в плен его воспоминаний журналиста? Или за этими снимками кроется ещё какая-то загадка Рубцова? Мы этого, пока, точно сказать не можем. Но всё же, какие-то предположения появляются.

Вот перед вами фотографии в юности и зрелости В.М. Сыроежкина, заслуженного тележурналиста Вологодской области. Всмотритесь в них, и вы отметите характерную ямочку или даже явный раздвоенный подбородок. Но так ли он характерен на фотографии №1, где он в неизвестном признал себя.

Вячеслав Михайлович Сыроежкин.

Кстати, в своих воспоминаниях, записанных Смеловым, Вячеслав Михайлович сетует, что «можно сказать, что на фото запечатлен устойчивый состав, только почему-то Юры Лещева нет». Ну, вот ещё один персонаж, но ни слова о Юрии Пономарёве и Александре Момотове. Что ещё показалось странным в воспоминаниях Вячеслава Сыроежкина, что, рассказывая о многих эпизодах знакомства с Николаем Рубцовым, он почти ничего не говорит об обстоятельствах, при которых были сделаны фотографии, упоминая только факты из публикации в 2001 году в газете «Русский Север» [3]. А между тем именно эта возможная встреча стала названием всех его воспоминаний. Почему именно в этом эпизоде память подвела тележурналиста?

Итак, кого-то мы точно отлучили в нашем материале из числа хороших знакомых Н.М. Рубцова, о ком-то ещё предстоит узнать больше во имя истинных сведений в биографии поэта. Но такова судьба исследователя, что только время, обсуждения, дальнейшие воспоминания поставят точку в этой непростой атрибуции довольно известной фотографии и других снимков, сделанных 7 ноября 1968 года.


  1. «Открытое письмо
    Начальнику департамента культуры В.В. Рацко,
    начальнику дирекции по реставрации памятников истории и культуры М.И. Карачеву,
    главе администрации города А.С. Якуничеву,
    директору областного краеведческого музея Л.Д. Коротаевой,
    председателю Вологодской писательской организации А.А. Грязеву.
    В феврале 2004 года из дома по Советскому пр., 50, выехали последние жильцы… Скорее всего, дом пойдет на слом (так сказали в домоуправлении), а на этом фундаменте построят совсем другое здание, а может, и фундамент заменят.
    А между тем этот дом имеет большую историческую и культурную ценность для нашего города. В этом коммунальном доме, состоящем из двух крыльев, проживало семь семей. Две комнаты по фасаду справа занимала семья Захаровых: Мария Анатольевна и ее дети Светлана Сергеевна и Клавдий Сергеевич. Клавдий Сергеевич Захаров - очень интеллигентный человек, инженер, дружил с Николаем Михайловичем Рубцовым. Бездомный поэт очень часто приходил к своему другу, мать которого относилась к нему почти как к сыну, была очень доброй женщиной, кормила Рубцова и множество других молодых людей, приходивших большой компанией к Клавдию Захарову. Рубцов часто оставался ночевать у своего друга. В семье было много фотографий, где Клавдий снят вместе с Рубцовым. Клавдий Захаров не был женат, он тоже сравнительно рано умер (в 1977 году от сердечного приступа). Могила Клавдия Сергеевича Захарова находится рядом с могилой Николая Михайловича Рубцова…
    …Дом на Советском пр., 50, был бы очень хорош для Н. М. Рубцова во всех отношениях: здесь он часто бывал, почти рядом находится памятник поэту, он как бы смотрит на этот дом, рядом и его любимая пристань, за рекой напротив - дом, где он одно время жил, а недалеко, и последняя его квартира на ул. Яшина.
    Мы обращаемся к тем, от кого зависит, чтобы эта идея воплотилась в жизнь, чтобы не погиб мемориальный дом, а стал музеем Н. М. Рубцова после скорейшей его реставрации.
    Инициативная группа: Галина Москвинова, Людмила Петухова, Светлана Тужилкова (Захарова), Юрий Пономарёв и другие».
    Источник: Газета «Русский Север» - 03.11.2004 (публикуется в сокращении)
  2. Ю. Пономарёв «Я буду помнить сквозь туман…». «Русский Север» 27 января -  7 февраля 2001 года, стр.18- 19.
  3. Илья Смелов «Неизвестный – известен или разрешите представиться…!». Интернет-ресурс. Сайт «Душа хранит». Раздел «Воспоминания современников» 
  4. В качестве ироничного приложения предлагаю ещё несколько абзацев. «Согласно взглядам физиогномики, ямочка на подбородке означает говорильные и болтливые способности. Обладатели такой красоты всегда пытаются окружать себя сильными и властными людьми, которые будут относиться к ним как к начальнику. Такие люди всегда будут стоять на своём, доказывать свою позицию. И мужчины, и женщины, которые обладают таким даром, очень горды, нередко считают окружающих недостойными себя. Рядом с ними находятся действительно только те, кто сможет к этому привыкнуть. Таких людей обладатели ямочки на подбородке очень ценят, относятся с уважением и считают настоящими друзьями».

Материал предоставлен автором