Исправленному  верить или ещё раз о посмертной маске поэта Н.М. Рубцова

Леонид ВЕРЕСОВ

При работе над новым материалом, посвящённым трагической гибели поэта Н.М. Рубцова нами были обнаружены сведения, которыми необходимо поделиться и отдельно подчеркнуть, что даже устоявшиеся факты биографии поэта могут быть не точны. Всё началось со стихотворного триптиха «Памяти Рубцова», на который обратил внимание исследователь С.И.Петров, из сборника Л.М.Патралова «Свет осенней зари» 2006 года. Нашу особенную заинтересованность вызвало второе стихотворение триптиха «В те горькие дни». Приведём его начало (полностью стихи будут опубликованы в последующих работах).

Обращаем внимание читателей на почти документальность патраловских строк и уверенность поэта, что всё так и было. Но… в рубцововедении об участии Геннадия Контарева в снятии посмертной маски поэта Рубцова никогда не упоминалось. Очередная загадка поэта Николая Рубцова? Напомним, что Геннадий Павлович Контарев дружил с Н.М.Рубцовым, стал автором прижизненного, выполненного с натуры бюста поэта. Об этом мы писали в уже далёком 2007 году в различных СМИ [1]. Сын Геннадия Контарева Алексей, тоже скульптор, сделал семейный повтор бюста по фотографии, так как сам оригинал 1970 года, надеемся пока, не найден. Это тоже довольно известная история. Сейчас бюст работы Алексея Контарева находится в Рубцовском центре Череповца [2]. И вот ещё одно важное известие из стихотворения Леонида Патралова. Геннадий Контарев снимал посмертную маску Н.М.Рубцова, а Валентин Малыгин ему помогал.

Посмертная маска Н.М.Рубцова

Прежде, в своей работе о дружбе поэта Рубцова и художника Малыгина, мы предполагали, что посмертные маски Рубцова (а их было три) снимал только Валентин Малыгин. Повторюсь, что об участии Геннадия Контарева даже не подозревали. Каким образом можно было доказать или опровергнуть это стихотворное предположение было не ясно, если участников событий давно нет в живых, а реальную историю снятия маски (весьма необычную для конца 20 века), как оказалось, знали весьма немногие. Всем понятно, что выполнять эту ответственную работу должен был специалист, чтобы не повредить лицо поэта, человек, которому была бы знакома технология процесса. Не вдаваясь в подробности, отметим, что техника снятия посмертной маски мало чем отличается от снятия гипсовой формы. Скульптор Контарев и художник Малыгин, в том числе отливавший гипсовые медали и памятные доски, конечно, могли и в одиночку снять посмертную маску поэта, но, видимо, вдвоём им было сподручнее справиться с этим ответственным делом, не повредив лица и разделив большую ответственность.

Художник Валентин Малыгин

Скульптор Геннадий Контарев

Художник Юрий Петров
1954 год.

Почти не осталось людей, которые присутствовали при церемонии прощания с Н.М.Рубцовым и похоронах 21 января 1971 года, а тех, кто мог бы помнить что – то существенное ещё меньше. Но исследовательская удача была с нами, когда было принято решение позвонить художнику Юрию Николаевичу Петрову, в доме которого Н.М.Рубцов гостил в деревне Одентево летом 1970 года. В нашей работе о Валентине Малыгине рассказывается об этом эпизоде, в том числе и со слов Ю.Н.Петрова. Сейчас же нас интересовала посмертная маска поэта. Напомним, что из трёх подлинных масок снятых в январе 1971 года две хранятся в фондах Тотемского музейного объединения. Этими сведениями с нами поделилась Г.А.Мартюкова, директор дома-музея Н.М.Рубцова в селе Никольское [3].

Прямой вопрос был задан Юрию Петрову, среди прочих, кто снимал посмертную маску поэта Рубцова? Фамилии не были названы, подсказки отсутствовали. Ответ художника Петрова был однозначен – скульптор Геннадий Контарев и художник Валентин Малыгин. Итак, казалось бы, пропущен мелкий факт (забыли человека), но из таких нюансов, исправлений в исследовательской работе, и складывается документальная биография поэта, даже в её самых печальных моментах. В подобных подробностях и проявляются друзья поэта, которые при жизни и после трагической гибели остались верны ему и его памяти. Геннадий Павлович Контарев не только создал прижизненный гипсовый бюст поэта Н.М.Рубцова (первый среди скульпторов), но и снимал совместно с Малыгиным посмертную маску поэта. Валентин Андреевич Малыгин, как известно, автор памятника на могиле поэта и автор первого его портрета, тоже прижизненного, который видел на выставке сам Николай Рубцов. И вот тут возникает вопрос, почему другие художники при жизни поэта не написали ни одного его полноценного портрета? Непростым человеком был Н.М.Рубцов и, по мнению художника Е.А.Соколова (с которым мы тоже разговаривали по телефону по данному вопросу) даже общением, мягко говоря, маститые художники его не баловали. Кто же знал, что рубцовской музе суждено бессмертие! Ну, а после осознания этого факта появились сотни картин по мотивам поэзии, портретов, графических работ, рисунков, экслибрисов десятков художников профессионалов и любителей. Однако это было уже посмертное признание гениальной поэзии. Поэтому, особо выделим для истории из художественной элиты скульптора Г.П.Контарева и художника В.А.Малыгина, доказавших приязнь и дружбу с Н.М.Рубцовым, впервые воплотив в скульптуре и живописи его образ.


  1. Л.Н.Вересов «Неизвестный бюст Рубцова» в книге «Страницы жизни и творчества поэта Н.М.Рубцова» Вологда 2013, стр. 93 – 97. См. список остальных пяти публикаций данной статьи на стр. 305.
  2.  Т.П.Бурова «Воссоздан утерянный бюст Рубцова» Газета «Голос Череповца» от 10 июня 2008 года. Материал перепечатан в книге «Страницы жизни и творчества поэта Н.М.Рубцова» Вологда 2013, стр. 98 – 103.
  3. Л.Н.Вересов «Поэт Николай Рубцов и художник Валентин Малыгин». Работа войдёт в новую книгу автора. Пока доступна в Интернете на сайте «Душа хранит» в разделе «Исследования». В этой работе рассказывается о роли В.А.Малыгина в увековечивании памяти друга Н.М.Рубцова. Неточность, что только один Валентин Малыгин снимал посмертную маску поэта, должна была быть исправлена на основе новых аргументов. Автор счёл нужным показать, что исследовательская работа не терпит категоричных утверждений и всегда можно надеяться на дополнения и исправление неточностей. Хотелось бы выразить отдельную благодарность поэту Леониду Михайловичу Патралову за его стихотворную музу и документальность, что позволило исправить штрих биографии Н.М.Рубцова, как и художнику Юрию Николаевичу Петрову за бесценные воспоминания.

Материал предоставлен автором