Никольский автограф Николая Рубцова

Марина Кошелева

Одной из мало известных широкому кругу читателей страниц биографии Николая Рубцова до сих пор остается его пребывание на родине Александра Яшина. Об этом говорит как отсутствие соответствующих материалов в книгах о Николае Рубцове, так и судьба двух известных документальных фотографий, отснятых в городе Никольске.

Эти фотографии достаточно часто приводятся в различных изданиях, но отсутствие в подписях к фотографиям даты и места фотосъемки не позволяют привязать их к определенному событию в жизни поэта.

На одной из этих фотографий — трое. За столом сидит, и что-то усердно пишет Николай Рубцов, а рядом с ним выстроились по стойке «смирно» два известных писателя. В лучшем случае, подпись под фотографией расшифровывает фамилии лиц, оказавшихся в кадре. Однако же попадалось и такое уточнение: «Николай Рубцов дает автографы Александру Романову и Виктору Астафьеву».

На второй фотографии — те же трое действующих лиц, но уже на улице (Николай Рубцов — в берете). Почему-то отсутствует четвертый человек — замечательный поэт и хороший друг Николая Рубцова — Сергей Чухин. В редких изданиях можно увидеть всю фотографию целиком.

Чтобы прояснить Никольскую страничку жизни Николая Рубцова, мы побывали на родине Александра Яшина в сентябре 2004 г. и марте 2005 г.

После встречи с прожинающим в деревне Оботурово Ростиславом Андреевичем Пановым история пребывания Николая Рубцова в Никольске и на Бобришном Уторе прорисовалась в некоторых подробностях.

В августе 1969 г. Ростислав Андреевич Панов, корреспондент районной газеты «Авангард», был приглашен в кабинет редактора Вячеслава Михайловича Теканова: «Андреич! В район приезжает делегация вологодских писателей. Будут открывать музей Яшина. Поедут и на Бобришный. Будешь готовить полосу».

Вот на той-то полосе в районной газете «Авангард» № 101 (5267) от 23 августа 1969 года и появились впервые под шапкой «У нас в гостях писатели области» в статье Ростислава Панова две вышеупомянутые фотографии фотокорреспондента В. Покровского.

Первая из них была сделана непосредственно и мемориальной комнате Александра Яшина, находившейся в то время в здании школы-интерната.

Она отразила тот момент, когда в книгу отзывов новорожденного музея торжественно заносилась запись №1. Внести ее от имени вологодской делегации было доверено обладателю самого красивого почерка — Николаю Рубцову.

С помощью методиста центральной районной библиотеки г. Никольска Нины Николаевны Шалимовой мы нашли в Музее А. Яшина в одной из многочисленных, накопившихся за 35 лет, книг отзывов эту запись:


 

«Друзья и товарищи поэта, — написал Н. Рубцов, — нашего дорогого Александра Яковлевича, с уважением и грустью открывают его мемориальную комнату-музей. Мы верим, что память об этом большом русском человеке будет жить всегда в сердцах его земляков». Далее следовала дата — 15 августа 1969 года — и, в порядке установленного старшинства, подписи: А. Романов, В. Астафьев, Н. Рубцов, С. Чухин и А. Сушинов.

Сейчас музей Яшина находится в просторном старинном здании рядом с городским парком. Так получилось, что именно напротив него и были сфотографированы все четверо литераторов из вологодской делегации — С. Чухин, А. Романов, Н. Рубцов и В. Астафьев.

Статья Ростислава Панова начиналась политкорректно: «Готовясь к столетию со дня рождения В.И. Ленина, областная писательская организация проводит сейчас творческие отчеты перед своими читателями..».. Далее следовало сообщение о прибытии и Никольский район группы вологодских литераторов, давался краткий обзор творческого пути каждого из четырех гостей и перечислялись проведенные мероприятия — поездки по району, открытие музея Яшина, выступление в Доме культуры. В устном изложении рассказ Ростислава Андреевича был колоритнее.

Сразу же по получении ответственного задания он столкнулся по выходе из редакции с журналистом А. Сушиновым, работавшим в те времена собственным корреспондентом газеты «Красный Север» по восточным районам (Великий Устюг, Кич-городок, Никольск).

Тот предложил познакомить его с членом писательской делегации Виктором Астафьевым. который около полугода назад прибыл с семьей в Вологду.

Мы пересняли эту фотографию с оригинала — большой фотографии, размещенной на стенде клуба-музея «Земляки», основанного Музой Вячеславовной Берсеневой — в той самой комнате, где когда-то была сделана «запись № 1».

Вместе отправились в районную гостиницу, на первом этаже которой (на фото второй этаж отсутствует — сгорел еще в XX веке) расположились гости. Те собрались за столом, в середине которого был водружен большой чайник, до краев наполненный красным сухим вином. «Чайку хотите?» — «Можно и выпить». Разговорились. Скоро присоединился местный литератор Александр Платонович Пшеничников, друг Александра Яшина. До поездки на Бобришный Угор оставалось еще много времени, и Ростислав Андреевич пригласил своих новых друзей к себе в деревню Оботурово, расположенную недалеко от города.

К деревне у него была своя заветная тропка, но для экономии времени он повел своих гостей по большаку. По пути захватили все необходимое.

В саду у Пановых рос роскошный маньчжурский орех. Под ним и накрыли стол с немудреной деревенской снедью — маринованными грибами и свежим вареньем из малины и крыжовника. За столом говорили о наболевшем: Пшеничников — о безвременно ушедшем друге, Сушинов — о судьбах русских деревень… А в саду шелестел ветер и дозревали яблоки… Вдруг Николай Рубцов мечтательно произнес: «Не хватает только гармони!». «Будет и гармонь» — ответил хозяин. Принес гармошку и наиграл на ней несколько мелодий. С Николаем ему уже приходилось не раз встречаться на семинарах в Вологде, но близкое знакомство состоялось только сейчас. Тот потянулся к гармошке. «А у нас в Тотьме, — проронил он, — совсем не так играют». Бережно взял гармонь, развернул меха, и по притихшему саду полилась нежная мелодия с замысловатыми переливами…

Вскоре перед домом тормознул райкомовский ГАЗик, и гости отправились на Бобришный Угор…

Авторы благодарят П. Н. Шалимову, М. В. Берсеневу и Т. В. Шиловскую за дружескую помощь в поисках.


Источник: "Собор Русского Народа"