Николай Рубцов и Сергей Чухин. Переплетение судеб русских поэтов

Леонид ВЕРЕСОВ

К юбилеям классиков вологодской литературы

Талант Сергея Чухина притягивал постепенно. Знакомство с его поэзией произошло через изучение биографии Рубцова. Но в конце концов приобрело для автора самостоятельное значение. Поездка в деревню Погорелово в дом родителей поэта (сейчас это дача старшего брата), встреча с дочерью поэта, повесть Дмитрия Ермакова «Дела земные» («Лад вологодский, 2009 г.,  №1) затронули и заставили задуматься о судьбе поэта Чухина. Наконец, юбилейный год – 65 лет со дня рождения Сергея Валентиновича Чухина. Понял, что дальше держать для себя материал о поэте нельзя, но и раскрытия темы биографии и творчества С. Чухина этот очерк не гарантирует. Это может быть конспект из интересных фактов, привлекших внимание автора при общении с людьми и работе с архивами. Ни биография, ни творческое наследие самобытного русского поэта С.В. Чухина серьёзно не изучались. В архивах Вологодской области нет комплекса документов поэта. Однако, в вологодской литературе имя и позиции Сергея Чухина прочны и непоколебимы. Его основная литературная работа и становление как поэта относятся к тому «ренессансу вологодской литературной школы», который наблюдался в 60-70-е гг. ХХ века. Он был заметной звездой на поэтическом небосклоне Вологодчины и России. Может быть, не такой яркой и скандальной, как Рубцов, но и не затерявшейся в лучах его славы.

Глава I

К биографии поэта

К 75-летнему юбилею русского национального поэта Н.М. Рубцова будет опубликовано много материалов, но, по видимому, опять будет не хватать исследований с привлечением новых неизвестных или забытых фактов его биографии или анализов его отношений с людьми так или иначе причастных к литературе, журналистике, издательскому делу, а не к быту и повседневщине.

Автор этой статьи открывает свой цикл публикаций, посвящённых данной теме, с целью расширить рубцовское пространство в этом направлении. Речь в данном материале пойдёт о судьбе поэта С.В. Чухина и его отношениях с Н.М. Рубцовым.

У Сергея в 2010 году отмечаются две памятные даты: 65 лет со дня рождения и 25 лет со дня трагической гибели. Почему именно Чухин стал героем исследования? Потому, что юбилей его отмечается чуть раньше рубцовского, и этот тончайший лирик очень недооценён как поэт, не написана его научная биография, некоторые материалы его жизни земной и творческой удалось разыскать только у дочери Елены Сергеевны и брата Александра Валентиновича Чухина.

После смерти Сергея Чухина, нелепой и трагической, в сорок лет, когда талант его возмужал, а стиль и поэтика начали приобретать неповторимый чухинский почерк, когда уже никто не решился бы назвать его даже случайно подражателем Рубцову, но… И вот это «но» стало читаться как «не суждено».

Чего же не хватило поэзии Сергея до всеобщего признания? Признания критиков, людей тонко разбирающихся в поэзии, у него и так есть. Но «чухинского» феномена не получилось. Или не получилось пока? В том направлении, в котором творил в поэзии зрелый Чухин, конечно, наиболее ярок Рубцов. Он наиболее харизматичен. И смерть Чухина более прозаична, и жизнь не изобилует крайностями, как у Рубцова. Поэт Чухин, как и поэт Рубцов, отмечен божьим даром владения поэтическим словом. Его творческое наследие достаточно велико. Другое дело, что газеты и журналы 60-80-х гг. ХХ века перечитывают сейчас лишь истинно увлечённые люди…

Конечно, в библиотеках вам выдадут поэтические сборники Чухина, но его проза и публицистика совершенно не известны читателю. Нет у стихов Сергея раскрученности, узнаваемости с первой строки. Но от того они не стали менее прекрасными.

Давайте всё же, прежде чем перейти к перипетиям и переплетениям судеб поэтов, проследим жизненный и творческий путь поэта Сергея Чухина, который, по существу, является «крестником» и другом Н. Рубцова.

Корни Сергея Валентиновича самые деревенские. Мать, Нина Васильевна, родилась в деревне, вблизи села Погорелово, что в 20 км. от Вологды. Работала учителем русского языка и литературы в Погореловской сельской школе. Любовь к российской словесности, видимо, идёт у будущего поэта в первую очередь от мамы.

Мама жизнь прожила, и у мамы

Грустный взгляд, понимающий взгляд.

(сборник «Ноль часов», С. 6)

В сердце навечно, как белые храмы,

Эти берёзы стоят у крыльца…

Мне возвратится улыбка мамы,

Мне возвратится голос отца.

 

(сборник «Ноль часов», С. 62)

Отец, Валентин Александрович, работал учителем физкультуры в той же школе. Позднее, был председателем Погореловского сельского совета. Предки отца были из деревни Новленское, где проживала бабушка поэта. Рубцов и Чухин вместе не раз приезжали в обе эти деревни. Хотелось бы подчеркнуть, что одно из первых, опубликованных Сергеем стихотворений, посвящено отцу.

Сергей родился 12 октября 1945 года, вскоре после войны в деревне Бабцино Вологодского района. Детство провёл в деревне Погорелово, где и закончил десятилетнюю школу. После окончания школы в 1963 году, работал киномехаником, поступил в ВГПИ на филологический факультет. Ездил в фольклорные экспедиции по области. С женой, Антониной Дмитриевной Усковой познакомился в пединституте. Она тоже филолог, в дальнейшем преподавала русский язык и литературу. (До самой смерти поддерживала переписку с друзьями-поэтами Сергея, была своеобразным чухинским центром).

Дочь Лена родилась 22 января 1971 года. А сейчас род Чухиных продолжают Даша Гоглева (Чухина) и Сергей Чухин – внуки поэта. Дай бог им плодотворной творческой жизни, как у дедушки. Хотел бы также выразить благодарность дочери Елене Сергеевне Чухиной и брату поэта – Александру Валентиновичу Чухину за предоставленные фотоматериалы и помощь в написании статьи.

Однако, продолжим экскурс по биографии поэта. Поэтический дар Сергея прорезался достаточно рано. Ещё десятиклассником он печатает в областной молодёжной газете «Вологодский комсомолец» свои первые стихотворения. Давайте приведём их полностью в знак памяти поэта.

Стихи были опубликованы в газете 25 января 1963 года. Не ошибусь, что позднее в областных и районных газетах Вологодской области были опубликованы сотни  стихотворений и рассказов Сергея Чухина, из которых можно составить не один сборник.

В 1965 году Сергей Чухин поступил на вновь открывшееся очное отделение Литературного института имени Горького в Москве. В Вологодском пединституте он участвовал в работе литературного объединения, базировавшегося на филологическом факультете, а газетные публикации в областных газетах «Красный Север» и «Вологодский комсомолец», а также в районных изданиях послужили отменной рекомендацией поэту.

Видимо, студентом Сергей был хорошим. Автор не смог поработать с документами Литинститута, но давайте приведём несколько вологодских источников, касающихся Сергея Чухина. Ответственный секретарь Вологодской писательской организации А.А. Романов дал вот такую справку студенту Чухину.

В августе 1967 года Сергей Чухин, наряду с известными вологодскими поэтами, участвовал в агитационно-творческой поездке по Волго-Балту как полноправный член писательской делегации. Скажем, 13 мая 1967 года, в районной газете «Борьба» посёлка Вожега Сергей Чухин публикует предисловие к подборке стихов Александра Романова. (Студент и известный поэт – хорошее сочетание…) В 1968 году выходит в свет маленькая книга Чухина «Горница». (Об этом событии мы ещё поговорим в статье.)

В институте Сергей занимался в семинаре Сергея Васильевича Смирнова. В январе 1968 года Чухин перешёл на заочное отделение Литинститута и был принят в Вологде на работу в «Вологодский комсомолец» корреспондентом и на такую же должность на областное радио.

Корреспондент Чухин объездил всю Вологодчину в качестве журналиста. Эти поездки давали массу впечатлений и материал для творчества.

В 1970 году поэт закончил Литературный институт имени Горького. До 1973 года работал в районной газете «Сельская жизнь» города Грязовца. Потом – снова «Вологодский комсомолец» и активный период публикации и написания стихов. Одна за другой выходят его книги: «Горница» (стихи, Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1968 г. Вложена с шестью другими книгами начинающих поэтов в обёртку с заглавием «Сполохи»). «Дни покоя», М. «Молодая гвардия», 1973 (на обложке – молодые голоса). (Эта  книга считается едва ли не лучшей в творчестве поэта.) «Дым разлуки», Вологда, Северо-Западное книжное издательство, Вологодское отделение, 1974; «Осенний перелёт», Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1979; «Ноль часов», М., «Молодая гвардия», 1980; «Стихотворения», Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1982.

После смерти поэта выходили следующие книги: «Придорожные камни», Архангельск, Вологда, Северо-Западное книжное издательство, 1988; «Бесконечный путь», Вологда, «Полиграфист», 2000; серия «Память сердца. Вологда. ХХ век»; «Весенний воробей» (книга для детей), составитель – С.П. Багров, Вологда, 2003; «После боя» (Сергей Орлов, Сергей Чухин), Вологда, 2003, серия «Лики времени».

Но, однако, не совсем безоблачным был творческий путь поэта. Приведём выдержки из неопубликованной записки Сергея Чухина об отношениях с Александром Яшиным.

О поэтическом поприще поэта поговорим подробнее в следующей главе. Однако, отметим, что документы показывают взросление таланта Чухина и полную реализацию его как поэта.

16 октября 1985 года Сергея Чухина, только-только отпраздновавшего своё сорокалетие, сбил внезапно вынырнувший из-за троллейбуса «Камаз». Зрение Сергея оставляло желать много лучшего, и, видно, запотевшие очки тоже сыграли свою трагическую роль.

В свидетельстве о смерти написана причина: тупая травма головы, несовместимая с жизнью. Так ушёл из жизни талант, обещавший ещё многое сделать для литературы России и области.

Далее публикуем страницу его записной книжки – круг общения поэта Чухина. Из четырёх поэтов, адреса которых записал Сергей, может быть, Вилиор Андреевич Иванов из г. Бабаево менее известен, а об отношениях с Рубцовым расскажет третья глава данного материала. Кстати, весьма интересен и автограф Виктора Коротаева, написанный для семьи Чухиных.

Память С.В. Чухина увековечена также достаточно своеобразно. Во время мероприятий, посвящённых 60-летию поэта, на его родине в деревне Погорелово на здании школы, где он учился, была открыта мемориальная доска. На церемонии присутствовали друзья поэта из Союза писателей России. Но главным памятником Сергею остаётся тенистый клён, который был посажен в год смерти Сергея его братом Александром и матерью. Сейчас он вымахал в серьёзное дерево, став живым монументом певцу российской природы.

Глава II

Поэт Сергей Чухин в глазах критиков и современников

Поэзия Сергея Чухина неоднозначно, но положительно оценивается в среде критиков и литературоведов. Современные поэты, которые знакомы с творчеством Сергея, высоко оценивают его. Читатели тоже единогласны и в целом восхищены его стихами. Общественное мнение о литературной деятельности Сергея Чухина несомненно меняется в лучшую сторону.

Общество всё больше поворачивается к отдельной личности с её проблемами, и это становится интересным. Интересно стало в таком случае и прислушаться к поэзии Сергея Чухина, который идёт от целого к единичному, от анализа страны и общества, в котором жил и творил, к отдельному человеку. Где найти утешение человеку XXI бездушного века? Читайте Рубцова, Чухина и, познакомившись с их переживаниями в стихах, вам будет легче.

Возникает какая-то жизненная перспектива. В этом тоже заключается значение таланта в поэзии. Попасть в своё время стихами – это большая удача настоящего поэта, или удачная конъюнктура версификатора. Поэт или плетётся в обозе истории и нравоучительства, или опережает время своими стихами. Но поскольку развитие истории циклично, то приходит пора для каждого значительного автора.

Сергей Чухин не был ниспровергателем, его поэзия даёт работу душе, и она не может быть не востребованной в современном, по большей части не заботящимся о духовности, обществе торгашей и товаропроизводителей.

Возможно, талант Рубцова как поэта позволял даже частные случаи в стихах обобщать и понимать как нечто общественно значимое, и потому важное для большинства. А у Сергея Чухина даже в обобщениях читались частности, душевные, красивые, но общественное сознание читателей так и закрепило за ним звание поэта значительного, но не великого.

В марте 1986 г. Александр Романов писал Василию Мишеневу в Никольск (статья «По праву руку бумаги лист, сердце – по леву руку…», Пятницкий бульвар №1, 2006): «Да, очень, очень горько, что нет с нами Серёжи Чухина, такой талантливый и добрый был поэт. Чуткость к слову у него была врождённая, тончайшая,  а художественный вкус почти абсолютный. Редкое дарование. Для Вологды (да и для всей русской поэзии) такая утрата – незабываемая боль».

В.А. Оботуров в критической статье 1975 года (1. «В буднях», Вологда литературная за 25 лет, Архангельск, СЗКИ, 1988, С. 214-215) отмечал, что «Сергей Чухин живёт в стихе разнообразием настроения, вызванных самыми обычными событиями и явлениями жизни…», «как следствие разнообразия впечатлений и настроений – при сохранении главного интонационного ключа, ритмический и мелодический строй стихов Чухина переменчив, подвижен, гибок. Настроение и соответствующий выбор интонации для поэта – главное средство выразительности».

В.В. Коротаев в газетной статье 1973 года («Вологодский комсомолец», 16 февраля 1973 г.) пишет: «Сегодняшние стихи Сергея Чухина выгодно отличаются от ранних – и большей строгостью композиционного построения, и умелым использованием простонародных, иногда даже местных слов и лучшей отделкой строки… Ощутимо, что Сергей Чухин живёт напряжённой духовной жизнью, поэтому иногда прощаешь ему некоторую усталость в стихах, ведь и это обычная и объяснимая усталость честно проработавшего человека». Далее В. Коротаев даже несколько резок: «Другое дело, когда не прощаешь Сергею Чухину излишнюю спешку, недостаточно ревнивое отношение к слову, мелкотемье. Ему уже пора перестать с собой либеральничать. Тем более, он сейчас на пороге ответственных и обязывающих изданий своих стихов. Он уже созрел для того, чтобы говорить с читателем о сущем». Напомним, что именно с 1973 года вышли главные поэтические книги Чухина.

Это были отзывы из семидесятых и восьмидесятых, официальные и напечатанные в вологодской прессе. А вот отрывки из очень показательного письма Анатолия Иванова по поводу издания избранных стихов Чухина «Стихотворения». «По ряду стихотворений у главного редактора возникли принципиальные замечания, которые разделяю и я. О чём указывал ещё в заключении по Вашей рукописи. В разделе «Дым разлуки» предлагаю снять вторую часть стихотворения «Стужа на душе и непогода», которая выглядит чужеродной и необязательной в этом стихотворении. (Концовочная строка: «Сытого довольства пауки».) По разделу «Осенний перелёт» вместо стихотворения «Проснулся на раннем рассвете» предлагаю включить стихотворение «О чудо, с лёгкостью какою…», либо «Вечеровые птахи отпели…» или Вы предложите своё. Стихи, конечно, эти издавались, но ведь у Вас идея – избранное из предыдущих книг, значит, стихи должны быть отобраны лучшие. Это как в Ваших интересах, так и в интересах издательства».

И вот только читая такие документы, понимаешь, насколько требовательно относились поэты расцвета вологодской литературы к своим стихам, и насколько жёсткими были требования редакторов к художественному уровню произведений.

Хочется привести некоторые оценки уровня поэзии Сергея Чухина, данные в книге «Отчина и воля» В.Н. Баракова. (глава «Под Рубцовской звездой полевою. О влиянии Н. Рубцова на русскую поэзию».)

Е.А. Евтушенко в антологии «Строфы века» так сказал о Сергее Чухине: «Был младшим другом Николая Рубцова, во многом его учеником, и, увы, почти так же рано ушёл из жизни. След его в поэзии не столь заметен, но забыт быть не может. Слова Рубцова он не занимал, нашёл свои».

В. Оботуров заметил: «Преодолеть влияние поэта родственного по характеру всегда труднее, но тем не менее, необходимо».

В. Бараков говорит, что Сергей Чухин сам всё сказал о своей поэтической судьбе. Его голос схож с рубцовским, разве только нежнее. В. Бараков продолжает Оботурова: «Однако последовавшие за тем сборники (после первого издания 1973 года «Дни покоя») не дали открытий. В них продолжилась всё та же тема скитаний, узнавались те же лёгкие пейзажи, звучал тот же голос, ясный и гармонический и – ничего своего. Несамостоятельность поэта уже вызывала раздражение критиков, время было упущено».

Однако, не все столь категоричны в общей оценке поэзии Чухина. Тут можно воспроизвести своими словами мнение О.А. Фокиной о том, что Сергей Чухин вполне самостоятельный, сложившийся поэт, давно и прочно переживший период подражания.

Д. Ермаков в статье от 2005 года («Душа, объявшая весь мир», «Красный Север», 27 октября 2005 г., С. 27). пишет: «Имя Сергея Чухина известно немногим вологжанам, но литераторы называют его преемником Николая Рубцова и вторым поэтом Вологодчины. Издательство «Молодая гвардия» в начале 90-х годов включила подборку его стихов в антологию лучших поэтов.

Высокую оценку даёт ему и Сергей Багров в книге о судьбе двух поэтов Рубцова и Чухина. («До последнего дня», 2003, Чухин Сергей Валентинович. Под редакцией С.П. Багрова)

В. Дементьев в статье 2006 года («Смотря на старый снимок», Литературная Россия, 20 января 2006 г.) высказывается о Сергее Чухине следующим образом: «Самый молодой из них – Сергей Чухин, может быть, и под влиянием своих старших сотоварищей начинал вполне зрело и сразу со школьной скамьи попал в Литературный институт. Он как поэт и сегодня недооценён, а те, кто открывает его стихи, удивляются: как же так: мы, оказывается, Чухина и не знали! В прошлом году (2004 г. прим автора.), к примеру, вышел замечательный во всех смыслах фотоальбом Анатолия Заболоцкого, где сквозным текстом к фотокартинам напечатаны стихи только одного поэта – Чухина. Я спросил Анатолия Дмитриевича: «А почему только Чухин?» «Да мне Белов дал в деревне почитать его книгу, я не мог оторваться – какой поэт…!» Осенью этого года впервые широко, достойно  отмечали в Вологодской области его юбилей, уже шестидесятилетие. Прошёл он столь сердечно, как давно не бывало. О.А. Фокина сказала, что во многих стихах Чухин не уступает Рубцову, которого он пережил на пятнадцать лет».

Читатели вправе выбрать авторитетное мнение любого критика поэзии С.В. Чухина, которое произвело на него наибольшее впечатление. А главное, читайте стихи Сергея и высказывайте своё мнение, наслаждайтесь сочным и ярким русским поэтическим словом поэта, который творил ещё так недавно.

Глава III

Н.М. Рубцов и С.В. Чухин: судьба и дружба

О начале дружбы поэтов никто не расскажет лучше самого Сергея Чухина («Воспоминания о Рубцове», Архангельск, СЗКИ, 1983, С. 200-208): «И вот на этот семинар (областной семинар начинающих авторов, зима 1964-65 гг., прим. автора.) был приглашён никому из нас тогда не известный Николай Рубцов. В обсуждении наших стихов он участия не принимал, но по колючим репликам чувствовалось, что они ему не по вкусу. Наконец, дошла очередь обсуждать рукопись Рубцова. Он вышел к столу, коротко рассказал о себе и прочёл несколько стихотворений. Читал негромко, но энергично, изредка жестикулируя правой рукой, а левую сунул за борт пиджака. Старшим товарищам стихи, видимо, понравились, они почувствовали, что на семинар пришёл поэт со своим мироощущением, своей темой. Но, к сожалению, не обошлось без дежурных учительных фраз: поближе к современности, ко злобе дня… С каждым подобным замечанием Рубцов всё более мрачнел, реплики его становились вызывающими. А тут я ещё подлил масла в огонь. Сказано это было прямо и пылко. Рубцов вскипел и во время обеденного перерыва ушёл с семинара».

Здесь давайте прервём воспоминания Сергея. При анализе газетного материала тех лет удалось обнаружить, что вторая газетная публикация Рубцова в областной молодёжной газете «Вологодский комсомолец» состоялась 2 сентября 1964 года. (Впервые было напечатано стихотворение «Вечер на сенокосе». «Вологодский комсомолец, 12 июля 1964 г.) Опубликованным оказалось стихотворение «Ось». В этой же подборке находим и стихотворение Сергея Чухина «Тихий дождик». Значит, поэты ещё не разглядели и не оценили друг друга по одной совместной публикации.

Интересно ещё раз перечитать мнение Сергея Чухина о литературных пристрастиях Рубцова. Оба поэта в 1965 году были студентами Литературного института и часто встречались.

«Рубцов никогда не напоминал мне об этом семинаре. А мои позднейшие объяснения прерывал нетерпеливым: Знаю…» Правда, что литературной табели о рангах для него не существовало; правда, что о большинстве современных поэтов он отзывался прохладно; но правда и то, что причиной тому был не только строгий вкус, а и задетое самолюбие, когда имя его постоянно припрягали к раз и навсегда заведённому ряду. Я заметил, что Рубцов не любит разговоров на литературные темы, что охотнее он сходился с людьми, если не далёкими от литературы, то уж по крайней мере не поэтами. Он весьма охотно выслушивал на наших вечеринках рифмованные потоки, где ему приходилось отыскивать удачные строки, строфы, чтобы похвалить, не кривя душой. Рубцов по натуре человек тоже или-или был, как я уже говорил, осторожен в оценках современников. Он прекрасно знал русскую классическую литературу, к любимым стихам Тютчева, Фета, Блока он подобрал мелодии и будучи в хорошем настроении нередко наигрывал их на гитаре. Иногда по нашей просьбе исполнял и свои стихи».

Возможно, нет смысла пересказывать воспоминания Сергея Чухина, каждый желающий может их почитать. Давайте лучше остановимся на некоторых подзабытых фактах отношений поэтов-друзей.

Уже после семинара, 3 марта 1965 года, областная газета «Красный Север» под рубрикой «Стихи молодых» публикует произведения Николая Рубцова «В горнице» и «Окошко, стол, половики». Вместе с ним публикуются С. Чухин, Г. Александров и Н. Груздева. Рубцов, правда, вскоре резко перестал ходить в «молодых авторах». Летом 1966 года Рубцов и Чухин встретились в Вологде и вместе съездили в деревню Новленское и в деревню Погорелово. В Погорелове тогда ещё сохранялись остатки барского дома и сада. Здесь Рубцовым были написаны стихи «Зелёные цветы», «В старом парке». Поэты ходили за грибами, отдыхали среди старых деревьев барского сада.

Впоследствии, Рубцов один и в компании, например, с Н.А. Старичковой, бывал в Новленском и Погорелове ещё не раз.

С мая 1967 года Сергей работает в «Вологодском комсомольце» и встречается с Рубцовым очень часто. Случаются и совместные командировки. Так, например, «в течение нескольких дней в творческой командировке в Белозерском районе находились вологодские поэты Николай Рубцов и Сергей Чухин» - читаем в газете «Новый путь» города Белозерска от 17 августа 1967 года. «Они встречались с читателями, по окончании поездки по району, знакомства с древним городом, они побывали в редакции». В заметке говорится, где печатались оба поэта, какие книги стихов выпустили. Даны подборки их стихов на целую полосу газеты: Н. Рубцов - «Ночь на родине», «В старом парке», «Зелёные цветы», «Купавы», «Я вспоминаю сердцем посветлев»; Сергей Чухин - «И я любил приход зимы», «Шуршат сухие ивняки», «Замечаешь, наше лето стало краше», «Поле перемечено стогами»

Александр Романов пишет, не указывая год, скорее март 1969 г., о поездке его, Чухина и Рубцова в город Харовск на творческую встречу с читателями.

Достаточно хорошо известна и агитационно-творческая поездка по Волго-Балту в августе 1967 года. Рубцов и Чухин принимали в ней активное участие. От этой поездки остались воспоминания, фотографии и кинокадры. (Об этой поездке у автора написан большой материал с привлечением неизвестных фактов и фотографий.) Гораздо менее известен тот факт, что после поездки Сергей Чухин устроился работать корреспондентом-организатором на местное радио посёлка Липин Бор, который ему очень приглянулся во время путешествия. Именно в Липином Бору Рубцов дорабатывал рукопись книги «Душа хранит», пользуясь гостеприимством редактора местной газеты В.Д. Елесина и Сергея Чухина. Рукопись была полностью подготовлена и перепечатана.

Чухин и Елесин предоставляют на страницах местной газеты много места для стихов Никола Рубцова на протяжении всего 1967 года. Давайте отметим хотя бы те подборки, в которых Чухин и Рубцов печатаются вместе.

Газета «Волна», посёлок Вашки, 19 октября 1967 г., 14 декабря 1967 г., 26 декабря 1967 г.

Наиболее интересна публикация в газете «Волна» совместной подборки Чухина и Рубцова 16 ноября 1967 года. Помимо обычных стихов, Чухин публикует стихотворное посвящение Николаю Рубцову. Давайте приведём его полностью, хотя, конечно, у Чухина есть и другие стихи, посвящённые Рубцову, но это посвящение дорого тем, что Рубцов сам мог прочитать его.

Уходим за последними грибами

Николаю Рубцову

 

Уходим за последними грибами.

Под крапающим изредка дождём,

Хотя отлично понимаем сами,

Что ничего сегодня не найдём.

Уходим за последними грибами

И для согрева пробуем бежать,

И сигаретки тёплыми губами

Стараемся подольше подержать.

На пустоши давно ли огребали

Просушенное сено… А сейчас

Уходим за последними грибами,

За первыми ходили и без нас.

9 сентября 1967 г. в газете «Новый путь» заметка «Новые встречи, новые книги» о поездке по Волго-Балту. Стихи участников, в том числе Рубцова и Чухина.

Чтобы окончательно закрыть тему совместных публикаций поэтов, что, конечно, показывает их творческое единение, надо заметить, что в областных и районных газетах Вологодчины в 60-е годы ХХ века были опубликованы, наверное, сотни стихов Николая Рубцова и Сергея Чухина. Но всё же вернёмся к совместным публикациям, как пересечениям их житейских и поэтических путей.

Газета «Красный Север», 16 ноября 1968 года. Газета «Маяк» Вологодского района 27 мая 1969 года, Сергей Чухин, стихотворение «В дороге», Николай Рубцов «Бедный заяц» и «Мальчик Лёва».

В 1968 году при выпуске своей первой книги «Горница» Сергей Чухин обратился к Николаю Рубцову как к старшему товарищу с просьбой отредактировать её. Рубцов отобрал те стихи, которые и составили книжку Чухина. Более того, 18 апреля 1969 года «Вологодский комсомолец» публикует статью-отзыв Николая Рубцова о стихах Сергея Чухина «Настроив душу на добро». Любой может прочитать эти доброжелательные строки Рубцова о стихах Чухина, тогда ещё автора одной тонкой книжечки, но многих газетных публикаций.

Вот что советовал Рубцов Чухину: «Думается, что и такие стихи, написанные в интонации раздумья, хорошим, но уже лишённым диалектного говора языком (а это, по мнению Рубцова, был подлинный творческий почерк Чухина. Если помните, Коротаев как раз считал эксперименты Чухина в области диалектного говора наиболее удачными в творчестве, прим. автора.) не случайны в этой книжке. Видимо, в этом направлении, имеющем явную перспективу, Чухин и пойдёт дальше».

Давайте разберёмся с автографами поэтов друг другу. Сергей Чухин подписал свой сборник «Горница», СЗКИ, 1968 Николаю Рубцову так: «Коле Рубцову, моему первому редактору с любовью. С. Чухин. 16. Х. 68 г.» А больше при жизни Рубцова у Чухина книг не выходило. В этой статье впервые публикуются автографы Николая Рубцова Сергею Чухину, хранящиеся у дочери поэта.

Автографы Николая Рубцова на книгах "Звезда полей"...

... и "Сосен шум".

Существует и уникальный совместный автограф Чухина и Рубцова. Это их подписи под записью в книге отзывов Никольского музея А.Я. Яшина. Запись эту сделал А.А. Романов (а не Рубцов, как по ошибке считалось) 15 августа 1969 года. А расписались под ней Романов, Астафьев, Рубцов, Чухин, Сушинов… Такая вышла политкорректная литературная субординация. Кстати, фотография (Чухин, Романов, Рубцов, Астафьев) сделана именно в этот день в Никольске.

Давайте поговорим и о вопросе влияния поэзии Николая Рубцова на творческую личность Чухина. В. Оботуров в передаче на радио «Литературные дебюты» от 3 февраля 1969 г. (ГАВО, фонд 1796, опись 3, ед.хр. 475) так говорил: «В отдельных стихах Сергея Чухина явственно влияние Николая Рубцова, хотя это влияние и доброе, от него лучше избавиться… У Чухина достаточно и своих наблюдений, есть способность по-своему видеть… есть неплохие данные знания стихотворной техники, поэтичность видения, раскованность чувств». Он же в уже упоминаемой статье пишет: «Рано приобщившийся к поэзии, ещё в школьные годы, поэт писал о том, что видел сам, о том, чем живут родные и близкие. В этом он ориентировался сразу и довольно определённо. Но едва овладев поэтической техникой, едва уловивши собственные интонации в голосе, он сразу оказался в трудной ситуации. По складу характера Чухин – лирик, склонный к созерцательности, элегической грусти, это ему присуще изначально. Но этим он оказался родственен, близок Николаю Рубцову».

Есть у Сергея Чухина и прямые упоминания Рубцова в текстах стихов.

А нас и так осталось мало…

Да что тут сетовать на жизнь!

Как говорил Рубцов, бывало,

Коли поехал, так держись!

Сергей сам признавался в стихах:

Наша юность росла

Под рубцовской звездой полевою,

Что светила призывно

Для вечно блуждающих нас.

Однако, в дружеских отношениях Рубцова и Чухина не сомневается ни один из их современников. Сохранилось достаточно много фотографий Рубцова в быту, на отдыхе именно с Сергеем Чухиным.

Вологодские писатели в Вытегре (август 1967 года).

Вологодские писатели в Вытегре (август 1967 года). Стоят слева направо: Л.Беляев, В.Белов, В.Коротаев, А.Романов, А.Яшин, в нижнем ряду слева направо: Н.Рубцов, Б.Чулков, С.Чухин.


Сергей Чухин и Николай Рубцов.

Сергей Чухин и Николай Рубцов.

А вот уже как С.В. Чухин говорит о Рубцовском сборнике «Душа хранит». Заметка напечатана в газете «Маяк» 31 января 1970 г. Она была забыта исследователями творчества Николая Рубцова. Называется «Привет, Россия!», в ней Сергей Чухин пишет по товарищески, хвалит, но и высказывает своё мнение о том, какие стихи Рубцова подходят к этому сборнику, а какие как бы лишние. Возможно, некоторая критика (не чрезмерная, прим. автора.) шла на пользу великим поэтам.

Заметка С. Чухина в газете "Маяк" (январь 1970 г.).

«Образ Родины у Рубцова носит удивительно цельный характер. Взгляд поэта выхватывает из жизни именно те детали, которые органически присущи его настроению и мировоззрению…

Лирический герой новой книги – человек ранимой светлой души. Ему немного надо, чтобы почувствовать себя счастливым: шум сосен Липиного Бора, паромный плеск реки, огонёк избы, затерянной в просторе. И наоборот, как значительно то, что его тревожит. Это и горечь расставания с родной землёй, и с ней «мучительная связь», и молчаливые старики по сёлам, и утрата друга. Но даже в такие трудные минуты человек находит в себе силы благословить жизнь такою, какая она есть…

Нужно отметить, что некоторые стихи, включённые в сборник, теряют свою значимость, может быть, в других циклах они бы и прозвучали, но в цикле «Душа хранит» они не выглядят достаточно полновесными. Сюда можно отнести стихотворения «Не пришла», «Наступление ночи»…»

Сергей Чухин опубликовал также и свой отзыв на книгу «Зелёные цветы», давно, приблизительно с 1967 года, задуманную Н.М. Рубцовым, но опубликованную уже после его смерти. Заметка называлась «Цветы живые», опубликована в газете «Вологодский комсомолец» 7 ноября 1972 г.

Поэты похоронены рядом на Пошехонском кладбище г. Вологды. Если памятник на могиле Рубцова по сегодняшним меркам можно назвать скромным, то могила и памятник Сергея Чухина – просто обыкновенные. Могилы поэтов всегда ухожены и прибраны. Рядом место упокоения К. Захарова (нелитературного друга Рубцова. Прим. автора.), поэта Н. Шишова и художника М. Брагина. О дружеских и трогательных отношениях последнего и Сергея Чухина надо вести отдельный разговор.

В архивах удаётся обнаружить и вовсе причудливые факты. Так Сергея Чухина приглашают на научную конференцию, посвящённую 50-летию со дня рождения Рубцова в Санкт-Петербург. Конференция проводится 11 февраля 1986 года, сам документ находится в архиве Чухина, но 16 октября 1985 года Чухина уже не стало на земле.

Видимо, на конференции пришлось почтить память не только поэта Николая Рубцова, но и поэта Сергея Чухина.

Ну и, наконец, очень важное доказательство дружбы Чухина и Рубцова удалось найти автору статьи в грязовецкой газете «Сельская правда». После трагедии с Рубцовым, слова прощания были опубликованы в столичных газетах, в областных – «Красном Севере» и «Вологодском комсомольце», подписи под ними были довольно многочисленными. И как-то незаметно 23 февраля 1971 года в грязовецкой районке было опубликовано слово памяти о Николае Рубцове. Подпись под ним была одна: Сергей Чухин.

Здесь же и первая посмертная публикация стихов Рубцова. Неизвестно, каких душевных сил стоило Сергею протолкнуть в районной печати эту дань памяти и уважения Рубцову. Это совершенно уникальное слово прощания с другом и подборка, видимо, самых любимых Чухиным стихов Рубцова, делают ему честь и показывают насколько Сергей был потрясён потерей товарища (после 1971 года слово прощания печатается впервые, прим. автора.)

Закончить статью хочется ещё одним архивным источником из далёкого 1971 года. Это отрывки из письма В.П. Смирнова, друга Сергея Чухина. Виктор Смирнов 12 лет возглавляет Смоленскую областную организацию СП России, секретарь Союза писателей.

«С великой грустью прочитал я в «Литературной России» известие о смерти Коли Рубцова. Мне стало как-то не по себе. У меня был его вологодский адрес, я хотел ему послать свою книжечку, когда она выйдет. (сборник стихов «Русское поле» вышел в свет в 1971 году. Прим автора.) И уже мысленно сочинял надпись, где, кстати, предполагались такие слова: «Коле Рубцову с уважением к его печальному русскому таланту…» На тебе! Умер Коля Рубцов! Я в какой-то вине перед ним, я ведь всегда чувствовал, что он очень талантливый и, в сущности, хороший человек. Но его пьянство, а моё тогдашнее толстовство не позволили мне узнать его поближе. А Игорь Лободин всегда его очень мне хвалил. Ну, понятно, плохой человек такие стихи писать не мог…»

Приводим также документы о совместном представлении сборников стихов Рубцова и Чухина на Череповецком (областном) телевидении 1974 года.

Так ещё раз пересеклись судьбы и творческие пути замечательных вологодских поэтов.


Материал предоставлен автором