Параллели и меридианы
Константин КУЗЬМИНСКИЙ
“ПОЕЗД ПОЛЗ ПОРЫВАМИ НЕРОВНЫМИ”
... 15
августа 61 года Коля писал мне в Феодосию о моих “зимних” стихах
значит, январь-май 61 прошёл в “нарвской заставе” – с рубцовым, шнейдерманом,
домашёвым, тайгиным/?!/, и.сергеевой, моревым (остальных не помню или не хочу –
ивановского пародированного, коносова и ... кто там ещё?... где-то валяются – от
бореньки – оффициальные списки «заставы»… оригиналы!...)
январь-июнь 61 – роман с ирэной (см. посв. “и.с.” того года)
в январе же 61 юрик климов привёл ко мне кривулина-пазухина-соколова (см. посв.
“е.п.”, на каком-то январском верлибровом тексте, про инвалида)
60-м, осенью – датируются стихи безменова “поезд”, которые я читал всем и вся
(изд. “БТ”, 1962)
Рубцов:
“Наверное, ту жизнь, оскорбительную для
выдающегося поэта, и можно было расшатать только яростным движением.
Поезд мчался с грохотом и воем,
Поезд мчался с лязганьем и свистом,
И ему навстречу желтым роем
Понеслись огни в просторе мглистом.
Поезд мчался с прежним напряженьем
Где-то в самых дебрях мирозданья,
Перед самым, может быть, крушеньем,
Посреди явлений без названья...
/1969/
(Николай Волжин-Ястребов. Отдаленная пристань)
с осветлённого галдёжного трамплина
поезд прыгнул в медленную темень
и пополз, хватая воздух торопливо
исцарапывать земли кривое темя
поезд полз порывами неровными
исступлённо* тянулся к солнцу (* м.б., инстинктивно?...)
поворачивая морду огромную
и блаженно грея оконца
ооо, он знает в чём жизни смысл
ооо, он знает цену простору
он вспоён ключевым кумысом
и тесна ему клетка – город
/1960, по
памяти;
коле не мог не быть по сердцу этот “анти-урбанистический” текст бориса безменова
(ныне о. Бориса), а слышал он его – от меня, той зимой 60/61, в начале же лета
62 – тайгин издал со мной книжечку безменова
...
странные дела: это ко мне боренька тайгин подошёл на чтении в СП (март 62) – и
стал моим ранне-издателем, навсегда
но значит, с рубцовым и “нарвской” – я был знаком задолго до него?
но тогда и коля не мог быть на вечере 62-го в “нарвской” – “гостем”, быв при
мне весь 61-й – членом Лито... куда боря пришёл – в декабре:
“... ещё в декабре 1961 года я был принят в
литературное объединение "Нарвская Застава", находящееся при дворце культуры им.
Горького. Это был кружок молодых рабочих поэтов, собирающихся по вечерам один
раз в неделю, и под руководством профессионального поэта Игоря Михайлова...
Вот, на такой "вечер встречи", состоявшийся 6 мая 1962
года во Дворце культуры им. Горького, в качестве гостя, приехал читать свои
стихи Николай Рубцов! На этом вечере, во время перерыва, я и познакомился с ним.
В конце мая он позвонил мне по телефону, мы
уточнили день и час его прихода ко мне, и вот – 1 июня 1962 года Николай Рубцов
у меня дома!
И вот, 11 июля – Николай вновь у меня, с готовым
текстом "от автора". Я перепечатал это авторское предисловие, после чего
переплёл все 6 экземпляров. 13 июля все эти книжки лежали на письменном столе,
совершенно готовые. Полуторамесячная работа была завершена!
В конце августа 1962 г. Ник. Рубцов берёт на
заводе небольшой отпуск за свой счёт и едет в Москву – попытаться поступить в
Литературный ин-тут. Приёмные экзамены уже давно начались, к тому же, был там и
конкурс.. Но произошло невероятное: в начале сентября, вечером, буквально на
несколько минут, зашёл ко мне Ник. Рубцов. Был он радостный и возбуждённый.
Сказал, что в Москву ездил не зря: его приняли в Литературный институт! И теперь
он срочно берёт на заводе расчёт, едет жить и учиться в Москву!
.. Вот и всё, что удалось мне восстановить в памяти о моём
знакомстве и моих встречах с Николаем Рубцовым – поэтом, которого я близко знал
летом 1962 года, на протяжении всего трёх с половиной месяцев, однако за это
время он сумел оставить в моей душе неизгладимый след простой товарищеской
дружбы!
(Б.Тайгин, Ленинград, май-июнь 1974 г. Печатается по изданию: Н.М.Рубцов. Волны и скалы. СПб, "Бэ-Та", 1998.)
ПАРАЛЛЕЛИ (И МЕРИДИАНЫ) ВОЛОГОДСКОЙ ПОЭЗИИ
“осенняя песня” – не верлен, “а мы бежали с тобою / зеленеющим маем / когда
тундра оделась / в свой весенний наряд”, народно-лагерно-блатная, с примесью
северянина/вертинского (что-то крутится, не вспомню – ну конечно, “мадам, уже
падают листья / и осень в смертельном бреду”)
“и архангельский дождик на меня моросил” – “дождик капал на рыло / и на дуло
нагана”
где были уши у романова/чулкова? – во франции, вместо магадана?...
ни х.. себе верлен!...
а “старик”
– возможно (помимо некрасова) – трансформация “слепого” ходасевича,
трансформация-анти: “а на бельмах у слепого / целый мир отображён...” – “идёт
себе в ПЛОХОЙ одежде... с душою светлою, как луч”
(правка
н.старичковой, по памяти)
... и
вообще, судя по моему запоздалому ризёрчу “русский классик рубцов, перевод с
еврейского” – коля изрядно состоит из внутренних цитат-полемик
начиная с
того писма мне, августа 61-го(?):
“прости /о
господи/ мою витиеватость” (бродский/рубцов)
“А теперь,
может быть, ты приготовился убить тигра, чувствуешь огромное желание убить
тигра. А тигра надо сперва выследить... Дай Бог, чтоб он попал тебе и чтоб ты
пристрелил его на месте.” – шлёма/иона
бий-бродский из “искателей счастья”, который “хочет убить тигра”, и –
сельвинский, “охота на тигра”
еврейские
корни русской поэзии рубцова...
обскакали
меня пикач, файналов и коля коняев (ободрав, поочереди, друг друга)
... может,
это скорее рубцов – повлиял на меня своей наивно-игровой звукописью 61-го – в
62-м?...
в 61-м мне
чего-то моих «звуковых» стихов не помнится… начал в марте 62-го, с «лалы» и
«оранжевой»…
“Когда я
принял литературное объединение «Нарвская застава» от поэтессы Натальи
Грудининой, я уже знал, что это объединение – одно из сильнейших в Ленинграде. “
(И.Михайлов. В "Нарвской заставе".)
так... я
застал ещё, вроде, грудинину – в январе 61-го
членом Лито
я не был, болтаясь повсюду, но предпочитая компанию “нарвской” (рубцова,
шнейдермана, домашёва, морева, ирэны сергеевой) – с осени 60-го, наскандалив в
Лито у азарова единоразовым появлением, я обосновался в ДК связи, у наденьки
поляковой (куда приходил читать юпп, и был жестоко изхаян); будущие патриоты
макаров и максимов были из Лито “смены”, заходя и в ДК связи, а у наденьки,
кроме пары-тройки-четвёрки моих друзей (безменова, климова, голофаста, марго
фроловой, да помнимого лишь четырьмя-шестью строчками эдика клевера – но
какими!...), серьёзных поэтов и не было
поэтому я
пошёл в “нарвскую” к наташе (с лёнечкой палеем), и там хулиганил в хорошей
компании до 62-го включительно, оставаясь однако ж, «при наденьке» – до скандала
в СП в марте 62-го
но тогда же
в марте – и произошла встреча с тайгиным, и наши немалые проекты 62-64-го
издательства “Бе-Та” (название – моё, хотя я имел в виду «бета», греческое – но
боря в семнарии до греческого, полагаю, не дошёл), с ним и с гришкой-слепым
(ковалёвым); в “секретарях без права голоса” надобно упомянуть витю соколова,
“рыжую кошку”...
георгины –
хризантемы:
(“хризантема, осенняя тема / как желты побережий пески / отцветает моя
хризантема / и роняет в песок лепестки”, моё, осень 1967)
замерзают
мои георгины
и осенние*
ночи близки
и на комья
желтеющей глины
за ограду
летят лепестки
(*
последние)
колино,
осень 1967
но ведь мы
же – НЕ ОБЩАЛИСЬ уже… откуда?... значит, прототип-протоцитация, из откуда-то
(как
ахматовско-сельвинское «нашему рыжему – делают биографию» и «я побледнел.
оказывается, так надо: поэту есенину – делают биографию» – возможно, восходящее
к одному «народному» протоисточнику…)
[… 68-69
у меня были чудовищно питейные и смутные
а 13
января 70 – выбили селезёнку и кишки – вова путин, каратист?...
и если б
мыш не вышла за меня «замыш»…
71
(новый год 71 у шемякина, с мордобоем) и 72 (у валеры панова, с галкой рагозиной
танцевали летку-енку – или сначала у «мамки»?) январь не помню, в 73-м – пошли
худоги…]
“боюсь
осенних помрачений”* – глеб, начало 60-х – “я не боюсь осенних помрачений” –
коля, 68
цитировано
глебово в рецензии-фельетоне “рыжий зверь во мне сидит” (лен.газ., 60-е)
“Снег летит
– гляди и слушай!
Так вот,
просто и хитро
Жизнь
порой врачует душу...
Ну и ладно!
И добро.
После
этих строк Коля приостанавливается и говорит мне:
"Жизнь! Это
не то. У меня здесь – Бог. Бог порой врачует душу. Но я заменил, так ведь не
напечатают. Пусть будет – жизнь." (Н.Старичкова. Наедине с
Рубцовым.)
… Господа
мы всуе не поминали – даже помимо сов.цензуры
“... не мог
делать мужскую домашнюю работу. Пытался. (Даже ездил за дровами – "Я в стихах
увековечу заготовку дров"). Но не смог. – Они же хотят, чтобы я кулаком быка
убил. Я этого не могу! – с болью, со слезами в голосе жаловался он нам с мамой.”
(Н.Старичкова. Наедине с
Рубцовым.)
... в
деревне у тётки жены, на смоленщине, в наш медовый месяц в 70-м – я “не мог
делать никакой мужской работы” (к тому же, после операции), сено, к примеру,
копнить – помахал вилами и сдался, отчего вдовая тётка меня разуважала (но
подарила – козью куртку мехом внутрь, шитую местным умельцем – ставшую
легендарной в питере, на куче фот…)
“...
поднимает глаза к небу.
– Посмотри,
какое думаешь, небо?
– Серое, –
говорю.
– Какое же
оно серое? – даже руками всплеснул.
– Ну,
посмотри внимательнее. Небо зеленое.”
(Н.Старичкова. Наедине с
Рубцовым.)
... поздней
осенью 63-го на дворцовой – рабочий хозчасти и художник-колорист шемякин
показывал мне все оттенки радуги в сером петербургском небе, урок живописи...
(помимо колеров таскаемого нами тициана, на коих меня «обучали»)...
нинели он
цитировал стихи – из писма мне, 61
и астафьеву
с беловым в 68-м – всё то же из первой книги, 62-го, боренькиной
самое
восхитительное* на сайте рубцова – внизу, на каждой странице:
"Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П.".
/1-7 ноября 2001;
14 октября 2005/
*
восхитило меня, в первую голову – лексикой (к сайту самого РУССКОГО поэта)… один
русский глагол – на полдюжины «существительных»…
Материал предоставлен автором. Публикуется впервые.