Сохранение и изучение рукописного творческого наследия поэта Н.М. Рубцова в архивах и музеях глазами историка литературы

Леонид ВЕРЕСОВ

Совсем недавно ушёл от нас классик русской литературы Виктор Иванович Лихоносов, а ещё год назад, отмечая юбилей, он высказывал такую мысль, что не о новом собрании сочинений он мечтает, а лучшим подарком для него будет решённая судьба его литературного архива. В телефонных разговорах со мной, тоже недавних, его друг, классик русской словесности из Кургана, Виктор Фёдорович Потанин очень печалился, что его квартиру и архив залили жильцы с верхнего этажа и он был в полной растерянности о судьбе бесценных документов, книг, писем, коих собралось за долгую жизнь немало… В их архивах есть и письма, автографы Н.М. Рубцова. Но, не только поэтому я вспомнил судьбу их домашних архивов. Дело в том, что в 1970 году, весной, они встречались в Вологде у Белова, Астафьева, Романова [1], а судьба архива Николая Михайловича Рубцова вскоре, после трагедии 1971 года и гибели поэта стала актуальным вопросом уже тогда. И решать его пришлось пятьдесят лет тому назад тому же В. И. Белову, А. А. Романову и В. В. Коротаеву…

Поэт Н.М. Рубцов очень дорожил своим личным архивом и при всей своей, иногда, неприкаянности и скитальческому образу жизни сумел сохранить почти все документы, которые касались его личной жизни и творческого пути. В него входили газетные вырезки, записные книжки, письма друзей, записки, черновики и чистовики стихов, переписка с издательствами, редакциями газет и журналов, фотографии и т. п. При переездах с места на место перевозился и чемодан с архивом, иногда часть архива хранилась у друзей. Особенно много документов, бумаг скопилось у поэта на квартире № 66 в доме № 3 на улице Яшина.

Вот туда-то и пришла, созданная после гибели, комиссия по творческому наследию поэта, чтобы оценить и описать архив Рубцова. Приведём выдержки из акта-описи от 26 января 1971 года. Она составлена старшим нотариусом Швецовой Р. Б, старшим государственным нотариусом первой Вологодской конторы при участии и присутствии В. И. Белова, А. А. Романова, В. В. Коротаева. Было описано и изъято из квартиры Н.М. Рубцова 920 страниц рукописей стихов и черновиков, записных книжек 7 (семь) штук, 50 экземпляров сборников стихов Николая Рубцова, две папки дипломной работы при окончании Литературного института и многое другое (общие слова в данном материале будут конкретизированы в последующих работах Л. В). На ответственное хранение документы согласно описи, составленной в трёх экземплярах, принял ответственный секретарь вологодского отделения СП РСФСР А.А. Романов. Передача архива Н.М. Рубцова в Государственный архив Вологодской области состоялась только 4 июля 1973 года. Об этом свидетельствует акт о приёме – передаче архива в ГАВО уже В. В. Коротаевым, к тому времени руководителем вологодских писателей. Так и тогда был образован личный фонд № 51 поэта Николая Рубцова в областном архиве. Он включил 460 единиц хранения или дел, каждое из которых согласно уже архивной классификации документов могло включать от одной до десятков страниц материалов.

Вроде бы всё логично и понятно, но по всем этим фактам напрашивается ряд вопросов. Почему количество изъятых материалов и сданных в архив расходится, частью, правда это можно объяснить разным подходом к счёту изъятого и потом классифицированного в архиве материала. Но всё же ряд позиций изъятого просто отсутствует в архиве. Почему не полностью и досконально не был описан архив поэта Рубцова? Из каких положений и букв закона исходили писатели и старший нотариус, если, например, начало письма редактора издательства «Советская литература» Евгения Елисеева поэту Николаю Рубцову по поводу издания сборника стихов «Сосен шум» оказалось в частном архиве череповчанина Сергея Дмитриева, а окончание в ГАВО, причём как письмо неизвестного? Почему, например, записные книжки поэта из его последней квартиры не были сданы в ГАВО, хотя отмечены в описи от 26 января 1971 года? Правда с последним эпизодом всё позднее прояснилось и записные книжки, вместе с другими документами в начале 21 века оказались, в числе других материалов из уже архива Виктора Коротаева, сданными в рукописный фонд Вологодского государственного музея-заповедника. Понятно, что в этом случае В. В. Коротаев после гибели Николая Рубцова готовя предисловия к посмертным выпускам книг Н.М. Рубцова и сами эти сборники (например «Подорожники» 1976 года, двухтомники воспоминаний и стихов Рубцова, документальную повесть «Козырная дама») издавая просто придержал у себя часть документов для плодотворной работы.

Таким образом, по факту, архив Рубцова оказался разъединённым по двум государственным архивам. Это было бы даже неплохо, но давайте вернёмся к событиям 26 января 1971 года… Дело в том, что не все документы (письма, записки, черновики и. т д) показались членам комиссии по творческому наследию поэта Рубцова заслуживающими внимания и сохранения. Тут не надо никого винить или осуждать. Впервые за историю Вологодской писательской организации такая комиссия в принципе была создана, и никто не мог предвидеть такую посмертную славу поэзии Рубцова, интерес к его мельчайшим деталям биографии. Поэтому, что-то из бумаг поэта показалось никчемным сором, чем и были бы у простого человека записки друзьям, знакомым, квитанции за квартиру, свет и прочий житейский хлам. И вот тут появляется человек, для которого этот хлам был святым. Это поэтесса, друг Н.М. Рубцова Нинель Александровна Старичкова. Вот тут важно подобрать слово – она подобрала, спасла, сохранила всё что было отвергнуто, т.е. выброшено на пол. Я говорю сейчас не о вещах или предметах быта, одежды – это, разговор особый, а о бумагах и документах поэта Рубцова, которые готовились к утилизации и были бы уничтожены. Это был поступок, за который любители поэзии Рубцова и особенно исследователи его творчества и литературоведы должны быть ей безмерно благодарны. Хотел бы ещё раз предостеречь от предъявления каких-либо претензий к А. А. Романову, В. И. Белову, В. В. Коротаеву, что они не всё описали, оценили, этих писателей мы можем по праву назвать ближайшими друзьями и соратниками Н.М. Рубцова. Они сделали своё дело, и мы можем пользоваться, с разрешения вологодской писательской организации, фондами Рубцова при написании исследовательских и литературоведческих работ. А вот то, что подробности и частности из разных бытовых почеркушек поэта Рубцова, станут ценнейшими документами – это стало ясно далеко не сразу, и только благодаря прозорливости и любви к Николаю Рубцову Нинель Старичковой, которая их отстояла.

На сегодняшний день мы имеем следующее положение с архивом Николая Рубцова. О двух важнейших хранилищах мы уже говорили. Остальные частные архивы ведут своё происхождение из домашнего музея Н. А. Старичковой, но не только. Например, М.В. Суров в 90 е годы целенаправленно публиковал объявления в газетах о том, что купит вещи, документы, книги, связанные с именем Н.М. Рубцова. Много писем и документов осталось в издательствах, редакциях газет, у людей с которыми поэт вёл дружескую или деловую переписку, или просто дружил. Они изредка становятся достоянием общественности, т. е могут использоваться в научных работах. Все эти документы дополняют и конкретизируют факты творческой биографии поэта Николая Рубцова.

Значительная часть документов, машинописи стихов, автографов поэта разбросана по частным архивам или ведомственным, или хранится как семейная реликвия в семьях. Эти автографы были, когда – то, подарены бабушке или дедушке и как уникальная вещь сохраняются в семейных бумагах. Назову большинство частных, личных архивов в которых побывало немало рубцовских раритетов. Домашние музеи-архивы В.С. Белкова, Н.А. Старичковой, А.В. Антуфьева, М.В. Сурова, С.А. Сорокина – Вакомина, Ю.С. Широковского, В.М. Малкова, М.Н. Кошелевой, М.А. Шананиной, Ю.П. Малозёмова, Д.А. Ширяева, Т.В. Мининой, В.С. Горшкова, В.И. Сафонова, С.А. Лагерева, М.А. Полётовой, Н.М. Коняева, С.П. Багрова, Е.Н. Рубцовой, С.Ю. Куняева, Б.И. Тайгина, С.А. Першина, С.С. Захаровой, Л.П. Федуновой, А.П. Смолина, Ю.И. Кириенко–Малюгина, Н.Т. Ефремова, С.А. Дмитриева и некоторых других собрали для науки немало документов рубцовского направления. Каждый рубцовский архив имеет свою историю, иногда драматическую, иногда счастливую. Важно, что все эти люди не просто собирали рубцовское наследство, они делились им с государственными архивами, музеями, раскрывали свои архивы для исследователей. Где же ещё мы можем познакомиться с познавательной или исследовательской целями с комплексами документов по творчеству Н.М. Рубцова. Назовем основные адреса, по которым не раз проходили мои пути и интересы.

Извините, если кого – то не упомянул, умысла на это не было…

Огромная работа проходит в рубцовском пространстве России имеющая своей целью создание полного собрания сочинений Н.М. Рубцова и написание его научной, полной биографии. Надеюсь, что эта моя работа будет только частью большого материала о рукописном творческом наследии русского национального поэта Н.М. Рубцова и его судьбе.


1. Л.Н. Вересов «Николай Рубцов и Виктор Потанин: дружба через годы». В сборнике «Русский Север 2021». Рубцовские чтения. Сборник работ Пятой Всероссийской научной конференции с международным участием. Вологда 2021, стр. 30 – 40.