"Когда душе моей земная веет святость..."

Нина ОРЛОВА

Стоит назвать имя: Николай Рубцов - и громких слов не надо. И так естественно и просто, светло и печально: Россия - Рубцов. Проникает в душу.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей...

Может, в тот момент он думал о родимом Емецке. И о детдомовском детстве военного лихолетья. "До слез теперь любимые места! " На этой земле любил-жалел он все живое, доброе и беззащитное.

Надежда Шек и скульптурные 
    портреты Николая Рубцова.
Надежда Шек и скульптурные портреты Николая Рубцова. Фото Виталия Крехалева.

Уже немало лет в Емецке проводятся Рубцовские чтения: его поэзия объединяет людей.

3адумано поставить в Емецке памятник поэту-земляку. Идея принадлежит руководителю здешнего музея Татьяне Васильевне Мининой. Неустанно ездит она в Архангельск - пробивает замысел. Минину поддерживает областной комитет по культуре и искусству.

Но требуются средства: как-то увереннее будет, если заранее учесть их в областном бюджете. А в самом селе надо определить место для памятника, ибо и до сего дня по этому поводу идут лишь разговоры. Желательно где-нибудь на берегу реки, среди дорогой сердцу поэта природы. Однако подобные дела традиционно выполняются у нас вяло, без энтузиазма. Нынче принято прикрываться, как щитом, одной проблемой: "Нет денег! " Но в других-то областях, в той же Вологде, средства на такие замыслы находятся.

А работа над памятником уже идет. Она была предложена архангельским скульпторам Надежде Шек и Николаю Овчинникову. И хотя они дружные жена и муж, у них общая мастерская, но эту сложную задачу каждый из них решает отдельно и по-своему. Николай пока что никому не показывает свою новую работу. А Надежда приоткрыла уже сделанное.

Творчество Надежды Шек широко известно. Произведения ее приобретены не только нашим музеем, но и Третьяковской галереей, есть они и за рубежом. Ее волнуют темы вечные: становление личности, преодоление человеком себя, материнство... Она говорит:

- Я стараюсь, чтобы в моих скульптурах была внутренняя устойчивость.

И вместе с тем вы ощущаете в них энергию чувств, движение мысли. Сосредоточенно-сдержанная образность смягчена нежными, плавно идущими линиями. Композиции зачастую строятся соединением замкнутых объемов, нередко в форме яйца - символа жизни. Такова знаменитая скульптура "Материнство": мать, обнявшая, укрывшая собою дитя. И в этом движении любви, заботы, единства с малышом похожая то ли на птицу, то ли на яйцо, действительно символ жизни.

В Архангельск Надежда Шек приехала в 1980 году после окончания Суриковского института. За двадцать лет она создала много произведений, но конкретных образов -лишь несколько. Среди них полный драматизма "Автопортрет". Нелегкий момент жизни... Весь облик женщины охвачен борьбою чувств. Но крепко сжатые, чуть вытянутые вперед губы выдают силу характера.

- Надежда Капитоновна, какой человек может стать вашей моделью?

- Мне созвучный. Меня привлекают люди многослойные, глобальные. Но ведь я стараюсь делать не столько конкретный, сколько обобщенно-образный портрет.

И в случае с Рубцовым мы ожидаем от нее не просто конкретный, узнаваемый портрет, но - и образ его поэзии.

Всю нынешнюю зиму она шла к своему Рубцову. Путь без отдыха. Бесконечные размышления, чтение стихов, воспоминаний о поэте. Так наполнялась душа и зрело решение.

- Зима была очень интересной и невероятно трудной. "Еще поют серебряные струны..." Мне пели его серебряные струны. И вместе с тем я погружалась в его драму.

Ей повезло в жизни: рядом муж - чуткий друг, соратник по творчеству Николай Овчинников. Но на сей раз ситуация действительно необычная: каждый в отдельности создает портрет Рубцова. Однако и эта ситуация не разделила их: долгие разговоры о поэте, обсуждение эскизов, первых проб в глине.

Зимой она ездила на Рубцовские чтения.

- Поразилась: сколько народа, как любят жители Емецка своего поэта!

- Они знают, что вы работаете над памятником?

- Им сказали. И приняли они меня радушно. Только в глазах многих я увидела сомнение.

Наверное, жители Емецка подумали: а сможет ли эта городская женщина с восточным разрезом глаз, выразить суть их земляка.

- Неужели испугались? Трудно поверить, ведь вы отважная, упрямая.

Рассмеялась:

- Не то, чтоб испугалась, но стала как бы оправдываться. Сказала: не смотрите, что я такая маленькая, на самом деле -сильная! И училась хорошо. Да, кореянка, но родилась и выросла в России, корни мои - в русской культуре. И Николая Рубцова очень люблю. Словом, уговаривала, успокаивала. А сердце билось...

И вот недавно пригласила посмотреть сделанное. Не ради того, чтобы я тут же оповестила город о ее работе. Ей важен отзыв тех, кто встречался с Николаем Рубцовым, говорил с ним.

На постаментах стояли два скульптурных бюста. Оба еще в глине. К сожалению, я не знаток скульптуры, мое восприятие -скорее на уровне эмоций. Меня обрадовало, что и на этот раз Шек не ломает свое творческое "Я".

В первом портрете (на снимке справа) скульптор соединила конкретику с обобщением, условностью. Мне показалось это глубоко оправданным. Ибо знавшие Рубцова люди отмечают: внутренняя сущность его нередко была контрастна внешнему проявлению. На этом портрете Николай Рубцов выглядит бывалым, закаленным, он даже немного жестковат, и сквозь прищур - пристальный, испытующий взгляд. Именно такой человек мог написать:

Я тоже служил

  на флоте! 

Я тоже памятью полн

О той бесподобной

работе 

На гребнях чудовищных

  волн.

Но полуулыбка печальная, горькая. И грудь разорвана, распахнута: не закрыта душа для добра, не защищена от зла.

- Мне очень нравился этот портрет, пока я работала над ним, - объяснила Надежда. - Но потом поняла, что сказано не все.

И продолжились поиски нового решения. Так появился второй бюст. С этим Рубцовым надо встать рядом, заглянуть в глаза. Одиночество... И - нежность, незащищенность, какая-то особая, щемящая проникновенность.

Только мне, кто любил,

Тот не встретится,

Я не знаю, куда

повернуть,

В тусклом свете блестя,

Гололедица предо мной

обозначила путь.

Портрет производит сильное впечатление. Но вероятнее всего, он не для памятника - он камерный.

На просмотре в мастерской были двое друзей семьи скульпторов. Все склонялись к мысли: в Емецке надо поставить первый из портретов. Надежда выслушала отзывы молча, внимательно. Лицо - спокойное. Но когда мы вдвоем возвращались домой, произнесла:

- Надо делать третий вариант. Наверное, мне никогда не остановиться...

Через несколько дней позвонила снова: приходите.

Напротив двух портретов стоял третий. Нельзя сказать, что скульптор объединила в нем два первых замысла, но они как бы сконцентрировались здесь. И предстал Поэт. Святой и грешный, способный на самые высокие движения души и -совершавший горькие ошибки, полный любви и - одинокий, неприкаянный. Грудь овально вдавлена внутрь - весь мир он принимает на себя, всей душою.

- Пока я делала портрет, во мне звучали строки, - заметно волнуясь сказала Надя:

Когда душе моей

Земная веет святость

И полная река

Несет небесный свет...

И прервав чтение:

- Вы чувствуете, как это прекрасно: "Земная веет святость..." А дальше так печально:

Мне грустно оттого,

Что знаю эту радость

Лишь только я один:

Друзей со мною нет.

Эти строки звучат в третьем портрете Рубцова.

Работа продолжается. На днях Надежда сказала:

- Попробую сделать еще один вариант. Может, не бюст, а в полный рост. Меня волнует мысль: Рубцов - вечный странник...

И на неделю уехала в деревню. Где-то недалеко от Емецка у нее с мужем есть дом. Сейчас ей необходимо прикоснуться к земле, где начинался путь поэта.

Добавлю, что недавно из Москвы пришла новость: Министерство культуры утвердило для архангельского скульптора Н. Шек ежемесячную стипендию. Значит, от нее отпадут некоторые, порой очень нелегкие, бытовые проблемы: у Надежды и Николая двое сыновей-студентов, и они не только умные, но и голодные...

И вторая приятная весть: Надежду пригласили на московское летнее биенале. Сорок дней она будет работать в сквере рядом с новым зданием Третьяковской галереи. Предстоит создать скульптуру на заданную тему.

А в мастерской будут ждать ее возвращения портреты Рубцова. Все три работы - значительные, и не одна из них не должна остаться лишь эпизодом в судьбе автора. Ибо все три - уже явление нашего искусства. Но, исполненные в глине, обречены на разрушение. Необходим хотя бы алебастр. Много алебастра. Кто поможет автору приобрести материал?

В этих заметках мне хотелось хотя бы бегло отобразить один очень непростой период жизни скульптора. Ведь из таких периодов и состоит творческий путь Надежды Шек.


Источник: газета "Архангельск" 27.05.2000