Повторение как элемент стилистики поэзии Н.М. Рубцова на примере глагола «струится»

Леонид ВЕРЕСОВ

Поэзия Н. М. Рубцова имеет ряд только ей присущих особенностей. Так если поэту нравится слово, то он, находя в нём поэтическую перспективу, описательную или содержательную, в разное время возвращается к нему, причём употребляет полюбившееся слово в самых разных ситуациях и сочетаниях. Глагол «струится» не самый распространённый в русском языке имеет ряд синонимов: падает, спускается, протекает, распространяется, течёт и. т. д. Но действие «струится» гораздо поэтичнее синонимов. Это действо, которое производят силы природы, или очень возвышенное состояние или явление, которое в этой природе, в том числе человеческой, является главным и желательным. Но только поэт, найдя слово и ощутив силу, может использовать его в разных стихах, в разных качествах, которые не приедаются, не становятся обычными, а вновь и вновь расцветают новизной мироощущения. Вот и мы рискнём вслед за поэтом Рубцовым добавить, что его стихи струятся при чтении каплями добра и света, глубоко западая в сердце. И только на русском языке можно понять и почувствовать эти нюансы рубцовской лирики, подбора слов, построения стихотворения, когда оно вроде бы и не сочинено в мучительных творческих трудах, а явилось автору в первозданном природном блеске и струится от человека к человеку, от души к душе.

Вода тепло струится,

Над ней томится бор.

Я плаваю, как птица,

А друг мой — как топор. («На реке»)

В черновом варианте есть и такая строка: «Река тепло струится»

Погода какая! С ума сойдёшь!

Снег, ветер и дождь-зараза!

Как буйные слёзы,

Струится дождь по скулам железного Газа («Ненастье»).


И вместе с чувством древности земли

Такая радость на душе струится («Поэзия»).


В святой обители природы,

В тени разросшихся берёз

Струятся омутные воды

И раздаётся скрип колёс («В святой обители природы»).


А есть укромный край природы,

Где могут, родственно звуча,

В тени, струящиеся воды

На ласку лаской отвечать… («Ива»).


Но печально омуты струятся

Редко, редко что – то говорят (Из черновых вариантов).


Словно время, струится река

Словно мысли плывут облака («Из записных книжек).


Огонь в печи не спит, перекликаясь

С глухим дождём, струящимся по крыше («Осенние этюды»).


Звенит, смеётся как младенец

И смотрит солнышку вослед –

И меж берёз, домов, поленниц

Горит, струясь небесный свет! («Природа»).

Необходимо учитывать, что данным словаря М. И. Сидоренко существительное «Струя» употреблено в лирике Н.М. Рубцова ещё четыре (4) раза.

Итак, в строках Н.М. Рубцова струятся: свет, дождь, река, омуты, вода, радость, омутные воды. Видимо этим словом передаётся движение и какое – то особое отношение поэта к ним. Употребление глагола «струится» со столь многими явлениями природы и даже чувствами говорит об ограниченности поэтического языка Рубцова? Скорее нет, он как художник слова так видит мир в его постоянных изменениях, вечном движении. И он нашёл для своей поэзии это слово «струится», полюбил его, сделал своим постоянным спутником на поэтических дорогах. Недаром наиболее употребительным словом его лирики было слово «ветер», приводящий мир в состояние не покоя, проникающий всюду и даже в душу (второе слово по употреблению в лирике поэта). Наверное, поэтому мы и восхищаемся поэзией Николая Рубцова. Вот оно настоящее, значит божественное начало, которое разлито в поэзии, струится по ней и не будет этому движению конца, ибо в нём сущее начало. По существу, Николай Рубцов, введя в своё творчество этот глагол, ввёл его и в русскую литературу. Так иногда случается у больших мастеров, вспомним хотя бы тютчевское «Блистает, блещет и блестит», которым восторгался сам Рубцов. Он обозначил значимость и значительность слова, может быть прежде не совсем замечаемую, вот она сила дарования. Вот она необычайная требовательность к главному делу своей жизни – стихосложению, в котором нет мелочей. В котором всё имеет значение и всё подчинено стремлению найти свои слова, которые будут струится в стихах поэта от одного к другому, одаряя нас, читателей, своим светом. Наверное, поэтому так любят композиторы писать музыку на слова Н. М. Рубцова. Их музыкальный слух и лад улавливает эту струящуюся ткань стихов поэта и иногда получается полная гармония слова и музыки.


  1. Стилистика - раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина — как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функцио¬наль¬ный стиль речи, как стиль языка и т. д. Однако задачи стилистики шире, нежели только изучение стиля; она исследует эволюцию стилей в связи с историей литературного языка, язык художе¬ствен¬ной литераторы в его эволюции, универ¬саль¬ные приёмы языкового построения произве¬де¬ний литературы (соприкасаясь с поэтикой), а также жанры общения (соприкасаясь с прагма¬ти¬кой). Предметом стилистики является также изучение экспрес¬сив¬ных средств языка, фигур речи и тропов, которые не связаны с каким-либо одним опреде¬лён¬ным стилем.
  2. М.И. Сидоренко «Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова». Череповец, 2005, стр. 317.

Материал предоставлен автором