Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова

Александр КИРОВ

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Содержание

Введение

Глава 1. Лирический роман Н. Рубцова в контексте русской литературы 1950-70-х гг. 

1.1. «Лирический герой»,  «лирический адресат», «лирический повествователь», «лирический персонаж», «лирический цикл», «лирический роман», «эпический сюжет», «лирический сюжет», «сюжетная основа», «фабула» как взаимосвязанные цикловедческие категории

1.2. Литературный процесс 1950-70-х гг

1.3. «Тихая лирика» как явление литературного процесса 1950-70-х гг

1.4. Основные направления творчества Н. Рубцова

1.5. Рубцововедение как самостоятельная отрасль литературоведения, основные этапы его становления и развития

 

Глава 2. Лирический роман Н. Рубцова как художественная целостность

2.1. Обоснование проблемы

2.2. Субъективная биографичность книги стихов «Лирика» (1965)

2.3. Экзистенциальность сюжетной ситуации КС «Звезда полей» (1967)

2.4. Национально-историческая проблематика КС  «Душа хранит» (1969)

2.5. Диалог как художественная форма КС «Сосен шум» (1970)

2.6. Тема художественного познания и судьбы художника в КС «Зелёные цветы» (1971)

2.7. Художественное своеобразие КС «Подорожники»

Глава 3. Жанр лирического романа как воплощение творческой эволюции Н. Рубцова

3.1. Поэтика лирического романа Н. Рубцова

3.2. Место сюжета и фабульной основы различных типов в лирическом романе Н. Рубцова

3.3. Художественный метод Н. Рубцова

3.4. Художественный идеал православного христианства как текстообразующая категория и итог духовных исканий в поэзии Н. Рубцова

Заключение

Библиография


 

Введение

Личность и творчество Н.М. Рубцова, рассмотренные в том плане, в каком их интерпретирует современное культурное сознание, бесспорно, можно считать феноменом. Рубцов не вписывается в полной мере в рамки ни одного литературного течения 1950-70 гг. XX века. Биография Н. Рубцова, которую, пожалуй, можно соотнести только с судьбами романтических героев европейской литературы 19 века, воспринимается в свете различных, противоречивых и субъективных откликов современников. Стихи Н. Рубцова переведены на украинский, белорусский, сербский, румынский, латышский, японский и голландский языки. О поэте созданы телевизионные фильмы, пишутся стихи и пьесы. Его именем названы улицы в Вологде и Санкт-Петербурге, в Москве и на его духовной родине, в посёлке Никольское, открыт мемориальный музей Н. Рубцова, а в городах Тотьма, Вологда и Череповец поставлен памятник. Имя поэта в 1992 году было присвоено малой планете № 4286. В русской литературе была учреждена (1994), а затем получила Всероссийский статус (2002) премия «Звезда полей» имени Н. Рубцова, реализуется программа «Фонд Н. Рубцова», в целях которой популяризация творчества поэта; поддержка литераторов, развивающих традиции русской литературы; помощь детям, оставшимся без попечения родителей (одним из попечителей «фонда» является дочь поэта, Е.Н. Рубцова). В системе интернет существует специальный сайт http://rubtsov-poetry.ru, посвящённый его жизни и творчеству.   Поэзия Н. Рубцова прочно и навсегда вошла в читательское сознание как лирика души и сердца. Композиторы, художники, поэты видят в его творчестве источник вдохновения, способствующего высшему проявлению человеческого духа.

Актуальность проблемы определяется всем многообразием творчества Н. Рубцова, а также работ и статей, ему посвящённых, что позволяет говорить о развивающемся процессе становления рубцововедения как самостоятельной отрасли литературоведения. Это, в первую очередь, связано с возрастающим интересом к поэзии северного автора. Названная тенденция отражается также в развитии исследовательской работы по изучению биографии Н. Рубцова.   О   его   личности   и   стихах писали В. Астафьев, В. Бараков, В. Белков, В. Дементьев, В. Кожинов, Н. Коняев, С. Куняев, В. Коротаев, Л. Лавлинский,  А.  Ланщиков, А. Михайлов, В. Оботуров, А. Павловский, А. Пикач, И. Ростовцева, Ю. Селезнёв, В. Солоухин и др. Поэтическому  наследию Н. Рубцова посвящены диссертации В. Баракова, А. Науменко, Т. Подкорытовой, И. Ефремовой, М. Кудрявцева, Е. Ивановой. Рубцововедами была сделана попытка  воссоздать полную биографию поэта (В. Оботуров, В. Белков, В. Коротаев, Н.  Коняев), дать системное представление о поэтике его стихов (В. Бараков, В. Кожинов), подчеркнуть связь поэзии Н. Рубцова с традициями русской философской  лирики XIX века (И. Ефремова), рассмотреть его лирику с точки зрения её народности (А. Павловский, В. Кожинов), дать критический  обзор работ о его биографии и стихах (В. Бараков), выявить их влияние на советскую поэзию 1960-80 годов (В. Дементьев, В. Зайцев, В. Кожинов, В. Бараков). Обзор произведений Н. Рубцова и литературы о нём представлен в библиографических указателях. В 2000 году вышло собрание сочинений Н. Рубцова. Однако, при всём многообразии монографий и  статей о личности и творчестве поэта, в современном литературоведении ещё не дано на данный момент системного представления об основных проблемах его творчества и идеях, связанных с интерпретацией решения этих проблем. Так, например, практически не ставился вопрос «Н. Рубцов и Православие», проблема «Лирический роман Н. Рубцова». Очевидно, этому препятствовало прочно укоренившееся ещё при жизни поэта представление о нём как о патриоте, чуждом, однако, христианской религии. При этом никто не может отрицать, что Н. Рубцов глубоко понимал красоту духовного подвига, сознательного отречения человечества от узкоэгоистических притязаний ради высокого идеала или нравственного долга – и воспел их. Представляется знаменательным также и тот факт, что поэт, большую часть жизни не будучи лично религиозным человеком, отдал дань глубокого уважения «Святой Руси» с её многочисленными безымянными народными подвижниками и праведниками, увидев в ней глубинное отражение русской национальной сути. Светлые стороны этой высокой духовности Н. Рубцов с удивительной художественной правдой запечатлел в образах своего поэтического мира.

Это определяет основную цель исследования – попытаться рассмотреть понятие «лирический роман» применительно к поэзии Н. Рубцова, проанализировать его содержательное и композиционное своеобразие на различных уровнях поэтики. Выбранная тема  предполагает решение следующих задач:


стр.1