Бабаевские перекрестки творческих путей Николая Рубцова и Вилиора Иванова

Леонид ВЕРЕСОВ

В истории жизни и творчества Н.М.Рубцова можно найти имена многих людей. Данной публикацией автор продолжает серию материалов о соратниках поэта из литературного мира, сыгравших определённую роль в творческой судьбе поэта Рубцова и при его жизни доказавших на словах и на деле понимание выдающейся роли поэта для русской литературы. Эта статья – обобщение фактов и воспоминаний  о перекрёстках поэтических дорог Н.Рубцова и В. Иванова.

Вилиор Андреевич Иванов так говаривал о своей поэзии в 70-е годы прошлого века:  «Однажды подумалось, что если есть в человеке искорка – пусть даже едва заметная – он обязан раздувать её всю жизнь. Кто знает, не захотят ли люди погреться у твоего костра». И ещё…

О нежности стыдимся говорить.

Замалчиваем самое святое.

Зато всегда заведомо пустое

Десятки раз готовы повторить…

А вам не показалось странным имя бабаевского поэта Иванова – Вилиор. Читайте по первым  буквам этого необычного сокращения – ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ  ЛЕНИН И ОКТЯБРЬСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ. Что лирические стихи не согласуются  с именем автора и его простой русской фамилией?

Однако лирика Вилиора Иванова состоит в полной гармонии с его обликом, характером, мироощущением. Газета «Искра» поселка Чагода Вологодской области  писала 5 ноября 1970 года, предваряя подборку стихов поэта. «Поэт Вилиор Иванов живёт и работает в городе Бабаево. Его стихи печатались в областных газетах, в журнале «Север», в альманахе «День поэзии Севера – 1968», журналах «Молодая гвардия», «Наш современник» (блестящий список для 1970 года, примечание автора). В.Иванов готовит к выпуску первый сборник своих стихов…»

Однако первый сборник стихов, он же и единственный при жизни,  поэт опубликовал  в Бабаево только в 1996 году. Он называется «Эхо жизни». При жизни Вилиор Андреевич отобрал стихи ещё для  одного сборника под названием «Радуга души»,  но он до сих пор не опубликован. В 2011 году вышел в свет сборник стихов В.А.Иванова « К Руси грядущей». Отдельным изданием вышла и  его поэма «Суда» [1]. Бабаевский  журналист В.Лукошников в публикации «Я души не чаял в нём» [2] высказывает предположение, что трагическая гибель Николая  Рубцова  серьёзно подкосила творческие силы Вилиора Иванова. «Трудно передать словами состояние Вилиора, он казалось не переживёт этой утраты, был угнетён, потерян…Его увольняли с работы, принимали снова, но до конца он так и не справился, «потух» парень». Что ж творческий взлёт поэта из города Бабаево В.А.Иванова и в самом деле пришёлся на вторую половину 60х годов двадцатого века, хотя он не прекращал писать стихи ни в 70 – 80х, ни в лихих 90х. Правда, другими, остро -  социальными, стали строки поэта Иванова…

Не ворчите, что наша эпоха

Нам поставила много преград.

На Руси до последнего вздоха

Буду помнить, что сам виноват.

 

(«Сам виноват» газета «Наша жизнь» 24 ноября 1992г)

Если ехать на поезде в город Ленинград (сейчас Санкт- Петербург), то не миновать станции Бабаево. Вот так, возможно проездом в город на Неве, а иногда и специально заезжал  в гости к Вилиору Иванову и к Николаю Матвееву, поэту, писавшему для детей, Николай Рубцов. О  встречах поэтов на бабаевской земле сам Вилиор неоднократно рассказывал на встречах с читателями и оставил несколько публикаций в газетах [3]. Будем использовать их в данной публикации. Автор также благодарен за помощь в освоении бабаевского материала краеведу Ю.К.Епифанову и учителю Ф.Д.Кучмая исследования которых, во многом уникальные, серьёзно помогли в написании данной статьи [4].

Вот как немногословно, но точно пишет о биографии поэта Юрий Епифанов. Из статьи «Он с рождения у бога взял на творчество патент» (строчка Вилиора Иванова).

На 65-м году жизни завершил свой земной путь замечательный бабаевский поэт Вилиор Андреевич Иванов. Родился он в д. Афанасово, закончил Борисовскую среднюю школу, а затем Кирил­ловское культпросветучилище. Как многие молодые парни, слу­жил в армии. Потом стал литсотрудником районной газеты «Ле­нинский путь», одновременно по­ступил учиться в Ленинградский университет. Но жизнь распоряди­лась так, что пришлось ему солид­ный отрезок жизни посвятить ра­боте в службе быта. Наверняка, многие с благодарностью вспоми­нают его как мастера по бурению скважин. Некоторое время рабо­тал и директором сельского Дома культуры в д. Малое Борисово. Это его, скажем так, телесные дела, а душа Вилиора Андрееви­ча всегда была с поэтической строкой. Он не мог не писать. Не писать о том, что видел, чувство­вал, о чем переживал.

В качестве иллюстрации можно привести и промежуточную биографию Вилиора из сборника «День поэзии Севера» 1969 года.

Вилиор Иванов

Родился в 1941 году в деревне Афанасово Бабаевского района Вологодской области. В 1961 году окончил культпросветучилище. С 1962 по 1965 год служил в армии на Крайнем Севере. По окончании службы вернулся на Вологодчину. Работает в г. Бабаево литературным сотрудником районной газеты. Заочно учится на факультете журналистики Ленинградского государственного университета.

Вероятно, теперь, следует отметить основные и наиболее важные публикации поэта.

Кроме уже перечисленных, Вилиор Андреевич публиковался в журнале «Советский воин», в коллективных сборниках «День поэзии Севера» за 1968, 1969 и 1971 годы. Достаточно много публикаций состоялось у поэта в периодической печати  Вологодской области, в газетах «Красный Север», «Русский Север», «Вологодский Комсомолец», в  газете Бабаевского района Вологодской области «Ленинский путь» (с 1991года «Наша жизнь»). Автору статьи удалось обнаружить стихи Вилиора Иванова в газете «Искра» посёлка Чагода и в газете «Сельская правда» города Грязовца [5]. Вилиор был дружен с поэтом Сергеем Чухиным, а тот одно время, жил и работал в Грязовце, иногда печатая своих друзей поэтов. Конечно, впервые Вилиор опубликовал  стихи в газете своего родного города Бабаево. Юрий Епифанов так пишет об этом в неопубликованной статье из архива Сергея Дмитриева « Первые стихи Вилиора Иванова появились в районной газете в начале 60х годов. Первым их рецензентом стал Николай Матвеев, подготовивший к тому времени уже несколько книжечек своих детских стихов, прекрасно разбирающийся в поэзии,  работающий корреспондентом в районной газете. И вот много лет спустя, он вспоминал « Как – то пришло письмо из деревни Афанасово с несколькими стихами. Смотрю, есть в них живые поэтические строки, затрагивающие душу. Прошу прислать ещё несколько стихов. Вскоре они пришли. После некоторой редактировки мы поместили их в нашей местной газете. Так первые стихи Вилиора увидели свет».  Одна из первых публикаций поэта Иванова состоялась в газете «Ленинский путь» 24 июня 1962 года – стихотворение» Сядь со мною мама». Очень волнительно для поэта был отмечен и его дебют в газете «Вологодский комсомолец» в заметке» В добрый путь» от 18 февраля 1966года. Ну а теперь учтём интенсивность поэтического труда Вилиора Иванова, приведя, наверняка не полный, список его  публикаций в газетах. При этом надо иметь в виду, что напечатать стихи в газете было делом далеко не простым. Причём тут главным был даже не обязательный гонорар за публикацию, а нужен был определённый высокий творческий уровень стихотворения, а также его идейная составляющая. Поэзия ради поэзии публиковалась в те времена крайне редко. Газета «Красный Север» публикует стихи поэта Иванова  2 февраля 1964 года,   23 июня и 30 октября 1968 года, 1 сентября 1993 года (хорошая подборка « Что такое всё -  таки любовь?»). Газета «Вологодский комсомолец»16 января 1966года. Большинство стихов Вилиора, конечно, было опубликовано в бабаевской районке. Оговорюсь, что по всей вероятности не обнаружил первого напечатанного стихотворения Вилиора Иванова по той причине, что смотрел в основном  материалы, связанные с поэтом Николаем Рубцовым, а его первая публикация в «Ленинском пути» появилась только 15 января 1966года. К этим событиям вернёмся позднее.  Итак, стихи и  подборки В.А.Иванова в газете «Ленинский путь», обнаруженные автором данного материала были опубликованы 23 февраля,  20 марта,  9 октября, 4 декабря 1965 года, 6 января, 8 января,  22 января, 12 февраля 1966 года,  22 апреля, 17 июня 1967 года.

Приведём некоторые из  них. Надо учитывать, что в 1965 году Вилиор присылает стихи в газету из армии. 


Подборки стихов поэта Вилиора Иванова из газеты «Ленинский путь» Бабаево разных лет.
Подборки совместных публикаций поэтов Николая Рубцова и Вилиора Иванова из газет использованных  в статье.

Даже по публикациям этих трёх лет видно, что публикуется Вилиор достаточно часто. Также отметим,  что он является сотрудником  газеты в это время. Вот некоторые  данные статистики поэта Иванова, уже  90х годов прошлого века.  24 ноября 1992 года печатаются 3 стихотворения  и большой материал памяти поэта Сергея Чухина «Стихи его живут», 14 января 1993 года – 2 стихотворения  и заметка о конкурсе частушек, 1 февраля  Иванов публикует  заметку «Поглядел с пониманием» о стихотворении Рубцова и Коротаева и рецензию на книгу стихов Валерия Гостинщикова  «Путник» (ещё одну рецензию публикует сокольский поэт Александр Швецов). 

Стихи Вилиора Иванова публикуются, например, ещё 21 января 1995 года и 18 января 2001 года и это при том, что большинство газет уже в конце 20 века совсем прекращают публиковать стихи. Судя по газетным публикациям, на протяжении десятилетий, поэт работал на хорошем уровне. Почему в таком случае,  участвуя в литературных семинарах молодых авторов, организуемых Вологодским отделением Союза писателей РСФСР,  побеждая в различных конкурсах, наравне с лучшими поэтами области, получая неплохие рецензии на свои стихи и печатая свои произведения в московских журналах и во многих вологодских изданиях, поэт Иванов так и не стал членом Союза Писателей, не издал в период расцвета  своего творчества собственного сборника стихов? Кстати такая же несправедливость ожидала  не только  Вилиора Иванова, но и ещё нескольких перспективных вологодских литераторов. Чтобы ответить на этот непростой вопрос призовём на помощь архивные документы…

В начале литературной карьеры творческая судьба Вилиора Иванова складывалась довольно успешно.  Демобилизовавшись из армии, Вилиор устраивается на работу в районную газету «Ленинский путь» города Бабаево. Поэт с головой окунается в литературную жизнь области. Уже в апреле 1966 года он участвует в фестивале молодой поэзии. Он не  в числе победителей, но  отмечен  как перспективный поэт. «В.Иванов тоже журналист из Бабаева. Хорошо смело начинает работать молодой автор. Впрочем со своими стихами он сейчас вас и познакомит» [6].  Вилиор Иванов вместе с другими молодыми поэтами  области читает стихи на Череповецком телевидении выполнявшем тогда функции областного.

Упоминание о Вилиоре Иванове на «Фестивале молодой поэзии» в апреле 1966 года.
Стихотворение прочитанное им на череповецком телевидении.
Центр  хранения документации города Череповца, ф.917, оп.1, д. 194.

Вычеркнутые редактором последние строчки стихотворения говорят о серьёзных требованиях к произведениям молодых авторов. По итогам фестиваля, на котором победителями стали  В.Коротаев Л.Беляев и Г.Крутов, на стихи Иванова тогдашний высочайший авторитет в поэзии С.В.Викулов написал рецензию. В ней наряду с тем что, « стихи поэта Иванова грамотны с точки зрения  языка размера ритма рифмы» отмечаются недостатки. По мнению Викулова им не хватает самостоятельности, мысли, открытий. «Хочется пожелать В.Иванову большей углублённости большего проникновения в жизнь большей самостоятельности и искренности». Во многом повторяет достоинства и недостатки поэзии  Вилиора Иванова и рецензия Виктора Коротаева 1966 года ( см. приложение 3,4). В  приложениях к данной статье со всеми документами можно познакомиться в полном объёме.

 

Рецензия В.В.Коротаева на подборку стихов В.А.Иванова 1966 год
и рецензия С.В.Викулова  на стихи поэта Иванова присланные на «Фестиваль молодой поэзии». 1966 год.

Надо заметить, что на подборки стихов поэта Иванова писали рецензии многие  серьёзные вологодские литераторы. С  одной стороны это говорит о внимании к Вилиору, которого справедливо считают надеждой литературной и ждут от него какого - то прорыва и качества поэзии. А с другой стороны,  во всех рецензиях некоторое разочарование от несбывшихся надежд, учитывая потенциал молодого поэта. Успел  написать рецензию на стихи Иванова Анатолий Гусев. Разбирали стихи поэта Иванова А.Семёнов, А. Романов, Б.Чулков, ещё раз В. Коротаев, Н.Угловский [7]. Это всё рецензии конца 60х – начала 70х годов 20 века.

Приведём некоторые из них в качестве документов с тем чтобы сами читатели прониклись высокими требованиями, предъявляемыми к стихам молодых поэтов той поры и скрупулёзностью литературной работы, в которой не было места небрежности и бесталанности. Однако и не лишённые таланта поэты должны были соответствовать высокому званию и доказывать всякий раз свой профессионализм  по высшей планке требований. Легче было тем, кто писал о победах социализма  и высоком духе советского народа, о вождях  и стройках страны. Но Вилиор был не из этих поэтов, его мучили проблемы совсем другого рода. Необратимые перемены в русской деревне, деградация  сельской жизни,  уходящий, милый сердцу уклад существования, вот об этом нужно было сказать, а ещё о красоте родной земли, на которой люди не хозяева, а гости. Срывался Вилиор Иванов на красивости, образные сравнения,  которые не всегда были к месту, по мнению его критиков и оппонентов.

Сейчас многое в рецензиях на стихи  Иванова воспринимается по иному, с положительными эмоциями. Но тогда надо было прислушиваться и доводить стихи, если поэт хотел  печататься в журналах и газетах той поры. Скажем, рецензия Угловского логично объясняет причину невыхода первой книги стихов В.А.Иванова. Впрочем, читателю и современному критику судить самому. Для этого автор материала и публикует документы, а не только своё отношение к ним.  Судить вам дорогие читатели – наше дело обнародовать и немного прокомментировать забытые свидетельства эпохи…

 Н.Угловский. Рецензия на стихи  В.Иванова.

А.Романов. Рецензия на стихи В.Иванова.

Не все архивные документы удалось сканировать, поэтому приведём выдержки из некоторых рецензий на подборки стихов Вилиора Иванова. Вот как писал о стихах поэта из Бабаево  В.В.Коротаев: «Ещё читая первые стихи В. Иванова, я обратил на них внимание. Они выделялись своей сколоченностью, некоторой угловатостью и тревожной раздумчивостью. Стихи, открывающие рукопись, снова представляют мне автора категорично мыслящим, открытым и уже умеющим сплачивать строки. Но здесь сказывается и существенный недостаток В. Иванова: он пытается высказать голую мысль, как бы преднамеренно отказываясь от каких бы то ни было намёков и подтекстов, и тем самым лишая стихи многоплановости, каких-то побочных линий, помогающих зазвучать основной мысли не одной единственной нотой, а мощным аккордом, вобравшим помимо основного цвета и полутона… Вилиор Иванов сейчас нуждается не в приятельском похлопывании по плечу, а в честном разговоре по существу… Вилиор Иванов находится в таком возрасте, и он уже достаточно искушён, чтобы мы предъявляли к нему высокие требования. Автору пора раз и навсегда отказаться от мысли, что стихи – шутейное дело. Парнас наскоком не возьмёшь. Я хочу попросить наше отделение СП рекомендовать некоторые стихи В. Иванова журналу «Север». Виктор Коротаев. 1966 г.»

Сергей Викулов сравнивает в своей рецензии бабаевских поэтов В. Иванова и В. Аншукова. «По количеству стихов, да и по качеству, Иванов немножко вырвался вперёд. Он владеет рядом формальных приёмов, которые ещё не усвоены В. Аншуковым. Однако, бесспорно то, что учиться мастерству нужно в равной степени обоим в самом широком значении этих слов. В том числе, учиться мыслить, учиться понимать жизнь и уметь сковать с ней своё слово».

Борис Чулков более благосклонно прочитал стихи Вилиора Иванова 18.05.1968 г.  «Прочитав стихи В. Иванова, собранного воедино, я откровенно говоря обрадовался. В самом деле, этот поэт, уже серьёзно заявляющий о себе  с глубоко симпатичным , негромким голосом, который умеет однако сказать, то  о чём он хочет сказать… Именно наша  северная русская природа, к которой чаще всего обращается В. Иванов в своих стихах и которая вызывает у него раздумья, мысли о времени и о себе и определяет эту негромкую интонацию голоса, стиха, ритмов… К некоторым стихам автору нужно вернуться, переписать, добиться большей впечатлительности, прояснить мысль, которая иногда здесь спрятана, зашнурована, а как известно, игра в прятки ни к чему. В целом же о стихах Вилиора Иванова у меня сложилось очень хорошее впечатление».

Впечатление от рецензий на стихи Вилиора Иванова, которые  он отсылал на Вологодское отделение  Союза писателей РСФСР подборками в целом одинаковое. Это независимо от того, кто выступал рецензентом. Вологодские поэты и писатели  отмечали, что некоторые стихи говорят о неплохом творческом уровне поэта Иванова, освоении им художественных приёмов стихосложения. Но отмечалось и то, что если поэт и растёт, то очень медленно, работает порой небрежно, не шлифует свою поэзию. Возможно это отсутствие вкуса и художественного уровня. Путает красоту и красивость (сейчас это называется образностью), темы раскрывает мелко без новаторства, повторяется. Читая рецензии, сейчас со многими их утверждениями можно поспорить и защитить Иванова.  

В качестве примера приведём выдержку из рецензии Виктора Коротаева: «Иванов пока, видимо, не чувствует своих промахов. Он, например, может о земле говорить, используя лексикон 19 столетия, как о натурщице.

Охваченная негой,

Маня и веселя,

Снимает платье снега

Натурщица земля

Наши понятия о земле слишком устоявшиеся. Земля для нас может быть и матерью, и кормилицей, но никогда – натурщицей. Иванов в погоне за непременной оригинальностью впал  в бескусицу. И это пример не единичный».

Позволим не согласиться с излишней категоричностью  высказывания Виктора Вениаминовича. Сейчас такие вещи называются образностью и в некоторых поэтических кругах  в этих строчках Иванова её бы отметили. Но думается с той точкой зрения, что поэт не развил её дальше и глубже. Это стало возможным лишь в наше время  вакханалии оригинальности, формальности и пресловутой образности. Думается, по крайней мере, Иванова  сейчас бы заметили и похвалили. Но  тогдашний приговор был именно таков. Некоторые стихи Вилиора были хороши, по мнению старших товарищей, и они печатались,  но на сборник  стихов такого уровня  явно не хватало (Смотрите рецензию Н.Угловского как образцовую в этом смысле). Итак,  Вилиор Иванов не стал членом  СП РСФСР, но на заседаниях  Вологодского отделения  имя поэта неоднократно звучало в положительной тональности. Протокол заседания Вологодского отделения СП РСФСР  с редколлегией сборника «День поэзии Севера» от 26 – 27 декабря 1967 года. Предложено напечатать в сборнике следующих молодых поэтов: П.Рожнову, Н.Старичкову, Н.Груздеву, Л.Беляева, С.Чухина, В.Иванова (стихотворение «Глубокое молчание» с доработкой)[8]. Видимо, Вилиор доработал стихотворение  и напечатался в сильной компании молодых поэтов Вологодчины.

Публикация стихотворения Вилиора Иванова
в сборнике «День поэзии Севера».

Протокол от 28 января 1969 года – отчётно – выборное собрание  Вологодской писательской организации.  В.В.Коротаев в прениях критикует почти всех писателей  после отчётного доклада А.А.Романова. Но вот его фраза о Вилиоре Иванове «Неплохо работает В. Иванов из Бабаева» [9].

Протокол писательского собрания от 15 апреля 1969 года. Первые книжки предлагают заявить в СЗКИ (Северо- Западное книжное издательство) В.Иванов, С.Чухин, Н.Груздева, Л.Патралов, С.Рожнова. Хорошие вологодские поэты, но с  разной литературной судьбой…[10]  Приведём ещё один протокол собрания вологодских писателей от 15 февраля 1971 года. Снова решается вопрос о публикации стихов  в альманахе «День поэзии Севера « на сей раз 1971года (выпуск этого альманаха за 1971 год оказался последним). В присутствии редколлегии альманаха стихи поэтов рекомендуются для публикации в нём. В  том  числе поэт Иванов  должен предоставить  стихи «Новая старина» без третьей строфы и «Ещё ни слова о былом» Опубликовано было только одно стихотворение. Каковы причины отказа напечатать стихотворение «Новая старина» творческие или редакторские остаётся только гадать [11].

Публикация стихотворения Вилиора Иванова
в сборнике «День поэзии Севера».

Вместе с тем связь поэта Иванова с Союзом писателей  была  не слишком прочной и доверительной. Удалось обнаружить в ГАВО несколько личных писем бабаевского поэта Н. Матвеева который издал в 60 е годы несколько сборников детских стихов. Однако ни одного письма в адрес Вологодской писательской организации от В.Иванова пока не удалось найти (нашлась только поздравительная  открытка  ф.846, оп.1, д.76 том 1,л 52). Вместе с тем, Вилиор  регулярно приглашался на семинары молодой поэзии в областную столицу. Он участник областного семинара Вологодских писателей и поэтов в декабре 1966 года. ( ГАВО, ф.846, д.59).  На сохранившейся  фотографии он среди надежд областной литературы рядом с А.Я.Яшиным  для которого этот семинар стал последним.

Фотография литературного семинара 1966 года с А.Я. Яшиным.

Фотография литературного семинара 1966 года с А.Я. Яшиным.

Вилиор Иванов принял участие и в семинаре лета 1968 года в Вологде.

Наибольшее количество документов сохранилось об участии Вилиора Иванова в семинаре  молодых авторов 12 – 14 марта 1970 года. Из переписки Вологодского отделения СП РСФСР  с издательствами редакциями газет писателями  узнаём о приглашении поэту на семинар  и о списке участников.  Что вызывает восхищение,  мероприятие проводится за счёт обкома ВЛКСМ –  даже банкет по окончании семинара. Что это если не реальная забота о развитии литературы в области. Конечно,  литература должна была соответствовать  духу времени, установкам партии. Полагалось  писать о главном  в тот момент, воспевать  социалистическое строительство. Но если талант поэта или писателя  был неоспорим, то он создавал произведения и вне партийной и комсомольской конъюнктуры, просто талантливые вещи о нашей Родине и её людях. Это создавалось в самых различных формах и что немаловажно, получало своего читателя, ибо книги выходили многотысячными тиражами рассылались по всем без исключения библиотекам. Сами авторы получали весомые гонорары за свой творческий труд и вдохновение. Процитируем архивный документ «Редактору бабаевской районной газеты А.М.Хорьговскому. «Прошу вас предоставить возможность двум редакционным работникам В.Иванову и З.Пичугиной участвовать в областном семинаре молодых авторов 12- 14 марта в Вологде. Расходы за наш счёт. А.Романов» (Ответственный секретарь писательской организации, прим. автора)  4 марта 1970г»[12].

Как себя показал Вилиор Иванов на этом смотре литературных талантов области можно прочитать в отчёте, опубликованном  Н.М.Рубцовым в газете «Вологодский комсомолец» [13]: «Александр Романов, отметив творческий рост В.Иванова, назвал одновременно его главный недостаток, а именно: ещё не во всех стихах Иванова можно встретить поэтическое открытие. Этим недостатком, к сожалению, грешат стихи многих молодых поэтов».

Фотография литературного семинара молодых авторов 1970 года с Н.М.Рубцовым.

Фотография литературного семинара молодых авторов 1970 года с Н.М.Рубцовым.

Сохранилось несколько известных  фотографий семинара 1970 года. На фотографии выше, Вилиор Иванов третий слева между П.Рожновой и Н.Старичковой. После этого семинара Иванов  участвовал и в  декабрьском семинаре 1971 года. (ГАВО, ф.846, оп.1, д.117) Других  сведений об этой стороне творческой жизни  Вилиора автор статьи не имеет. Возможно, на этом событии  закончилась активная фаза  литературной жизни поэта.

Теперь, когда поступательное движение Вилиора Иванова в литературе доказано документально, предположим  чего же не хватило поэту  для вступления в СП РСФСР, для издания своей книги в 60е годы 20 века? Те же документы, если их внимательно прочитать дают ответ на этот непростой для поэта вопрос. Не было стабильного высокого творческого уровня произведений. Критика оказалась слишком жёсткой и даже жестокой, по отношению к В.А.Иванову. Не в ней  ли причина, что поэт опустил руки и потерял творческий порыв. Видимо сыграла роль и повседневная работа далёкая от литературы и журналистики. Ещё конечно определённую роль сыграла и трагическая гибель поэта Н.М.Рубцова.  Кем же был Рубцов в творческом росте Иванова? Как складывались их приятельские отношения? Об этом будет особая  глава нашего материала. Собственно это и будут бабаевские перекрёстки……

Бабаевские перекрёстки

Вероятно, начать следует с воспоминаний самого Вилиора Иванова о Николае Рубцове. Они должны быть приведены целиком, а не раздёрганы на цитаты, так как практически неизвестны любителям поэзии Н.М.Рубцова. Воспоминания были опубликованы  только в бабаевской газете[14]. Публикуя их в авторской редакции, будем  постоянно иметь их в виду, в чём – то не согласимся с Вилиором. Поэт Иванов писал их не по свежим следам, довольно скупо приводя примеры живого общения с поэтом Рубцовым. Многие интересные и показательные случаи их общения не вошли в газетный вариант и в силу необходимости литературной обработки материала для печати. Однако восхитимся их взаимоотношениями  как соратников по поэзии.

«В начале  60-х годов я служил, в войсках ПВО на Крайнем Севере. Служба моя на командном пункте дивизии проходила так: сутки дежуришь, двое суток отдыхаешь. Так что времени хватало и на военкоровскую деятельность и на прочтение поступавших иногда с опозданием из-за погодных условий периодических изданий. Сам занимавшийся сочинительством,  я особенно интересовался  опубликованными  стихами. Впервые имя  Николая Рубцова увидел в  «Комсомольской правде». Центральная газета с пометкой " На конкурс" напечатала  его  стихотворение «В океане», поразившее меня четкой размашистостью строк, похожей на  матросский шаг,  емкостью   и точностью эпитетов, превосходной рифмой.  Вот конец этого произведения;

И долго,

и хищно,

стремясь поживиться,

С кричащей

голодной

тоской

Летели

большие

клювастые  птицы 

За судном,

пропахшим треской...

С тех пор я всегда  с нетерпением ожидал появления в печати  новых стихов интересного автора, но, конечно, не очень-то надеялся на возможность личного знакомства с ним. Однако судьба распорядилась иначе - за короткий период 1966 - 1967 годов поэт побывал в Бабаеве несколько раз.

Здесь я должен сделать  небольшое отступление. Уволившись в запас осенью 1965 года, я устроился  на работу  в редакцию нашей районной газеты «Ленинский путь». Редактировал ее  А. М. Хорьговский.

Сотрудниками были К. Андреев, А.  Папин, Л. Смирнова, В. Лукошников,  В. Аншуков. Начинать мне пришлось с должности фотокорреспондента, но вскоре в сельхозотдел была добавлена  дополнительная штатная единица литсотрудника с окладом 90 рублей,  и Валентин Иванович Лукошников, заведовавший отделом, терпеливо и усердно «натаскивал»  меня по всем сельскохозяйственным вопросам. Одновременно я  вел организованный при  газете литкружок,  в занятиях которого  принимали участие В. Аншуков, Н. Матвеев, А. Шейнов, П. Груничев, И. Дробязко и другие авторы.

В том  же 65 году  в Северо-Западном  издательстве вышла крохотная книжечка  Николая Рубцова — «Лирика», явившаяся для меня, как и для многих радостным открытием. Я даже поместил в своей газете небольшую, но  теплую рецензию на нее, правда,  слегка «раздраконил» показавшееся слишком простым стихотворение «Родная деревня». Не скажу, сколько после этого времени прошло, но в редакции появился сам Рубцов. Наше  учреждение располагалось тогда наверху  двухэтажного здания на улице К. Маркса. Я сидел за рабочим столом в комнате, близкой к прихожей, спиной к входу - выходу, и не всегда обращал внимание на проходивших  мимо людей. Поэтому весьма  был поражен,  когда со  стороны редакторского кабинета  ко мне подошел человек и негромко представился:  Я — Рубцов.

Мы   познакомились. Внешность его не казалась примечательной, но  привлекали  к себе внимание узкое лицо, большой лоб,  карие, часто мигающие, но проницательные глаза, взгляд  которых  не каждому  дано было выдержать.  Особенным был у него и голос  резковатый, чуть гортанный.

Работа, разумеется,  на ум уже не шла. С разрешения  редактора мы побродили  по городу.  0 поэзии  и стихах Николай  Михайлович почему-то не любил  говорить, и мне, страдающему от излишней скромности, было с ним легко, так как я почти не чувствовал собственной   "провинциальной ущербности " в присутствии поэта из Вологды.

Помнится, на очередное занятие литературного кружка местные авторы собрались в кабинете редактора. Место за столом я  предложил Рубцову. Но тот отказался:  Ты  руководитель ты и веди занятие.

На этот раз мы разбирали стихотворения И. Дробязко. В подборке у нее были и патриотические и лирические  стихи.  Редактору  партийной  газеты  больше приглянулась работа девушки, посвященная одному из советских праздников, Рубцов же отложил  какое-то лирическое стихотворение.  Я готов был принять сторону  редактора, т.к. оптимистические строки  быстрее попадали на  «литературную страницу», но мне дорого было мнение гостя, и  я не удержался от вопроса  — Почему именно это? -  Девушке легче нести цветочки, чем лозунги, - с лёгкой  иронической улыбкой ответил Рубцов.

О своём  прибытии в Бабаево Николай Михайлович заранее не предупреждал. Однажды  утром я подходил к газетной витрине,  стоявшей около здания редакции и типографии.  Около нее прохаживался взад-вперед небольшого роста человек  в темном, демисезонном пальто, которое было не новым,  но сидело  на  хозяине очень хорошо и говорило о принадлежности мужчины  к числу   культурных и интеллигентных людей, Когда я поравнялся с ним, он повернулся ко мне и сказал, улыбаясь и протягивая  руку для приветствия: Я жду  тебя.

Мы  поднялись  на  второй  этаж. Я сразу, же попросил гостя дать несколько  стихотворений для газеты. Рукописей у него с собой не было, и он попросил чистых листков бумаги. Минут через пятнадцать передо мной на столе лежали воспроизведенные им на память стихи «Шумит Катунь», «Ночь на родине»,  «Прекрасно небо голубое!». В одном из номеров наша газета их  напечатала После я переписал их от руки, чтобы сдать в редакционный архив, а оригинал рукописей взял себе на память.

Вечером мне нужно было ехать в Новое Лукино для проведения урочного дня по  умершему родственнику и я не знал, как быть с Рубцовым. В то время я  сам ютился по частным квартирам. Прикинув различные варианты,  предложил Николаю Михайловичу совместную поездку. - А удобно ли это? -  спросил он. - Со мной удобно - ответил я и он согласился.

Тетушка по отцовской линии Елизавета Кирилловна Старишева приняла нас хорошо. Так уж получилось, что за столом Рубцов оказался рядом с  Г. Ф. Чистяковым из Борисова. Водки Николай Михайлович не любил (а за столом была только она),  поэтому хмель быстро ударил ему в голову. Захмелел и Григорий Федорович. Они заспорили. Я напрягся и прислушался. В паутине перекрестных разговоров, присущих каждому застолью, мой слух уловил смысл их спора.

— Христос и Ленин! — твердил беспартийный поэт.

— Только Ленин!— упорно сопротивлялся шофер коммунист.

Наутро они не только помирились, но и подружились так, что нам пришлось побывать у Григория Фёдоровича в гостях.

В маминой избе в деревне Афанасово Рубцов смог выдержать только одну ночь. После мне передали фразу, сказанную им перед, отъездом: "Что за деревня! Ни магазина, ни телефона..."

Приехав в Бабаево,  он пришел к бабаевскому поэту Н. И. Матвееву.  Николай Иванович нашел на своей улице 1 Мая частный домик, в котором снял для Рубцова  комнату. Там поэт и проживал некоторое время.

В один из выходных дней я приехал к Николаю Матвееву, и мы договорились навестить Рубцова. Сходили в магазин, купили  вина и отправились к знакомой избе. Хозяйка сказала, что постоялец  дома. Желая своим появлением преподнести сюрприз, не постучав,  открыли дверь в его комнату,  но остановились у порога, как вкопанные. Рубцов в расстегнутом пальто сидел на заправленной койке лицом к двери и  уставился на нас пронзительным ненавидящим взглядом. Признаться, нам стало не по себе. Мы  как загипнотизированные,  не в силах были  шагнуть ни  вперед — в комнату, ни назад — к  выходу.  Пожалуй, больше минуты мы находились в состоянии, близком к «невесомости». Наконец напряжение души и тела его стало ослабевать, затем на суровом лице  появилась улыбка:

— Проходите, устраивайтесь...

Мы вошли. Рубцов достал, не вставая, откуда-то из-под кровати початую  бутылку красного и кратко пояснил: — Вчерашняя.

Приглядевшись, я понял, что поэт трезв.  И понял еще, что мы невольно ему помешали, застигнув его в момент

творческого процесса, когда появление гостей и даже друзей не очень-то желательно. Меня удивило лишь то, что в его руках не было ни карандаша, ни авторучки, хотя чистые листы бумаги валялись на полу и лежали на стуле. Поэта в  красивом беспорядке окружали зачем-то раскрытые книги прозы и поэзии. Позднее из воспоминаний друзей Николая Михайловича я узнал, что Рубцов писал стихи, редко пользуясь авторучкой, и держал их «рукописи» в голове. У него была феноменальная память.

Последняя  моя с ним встреча была совсем короткой. Он приехал в Бабаево ранней весной 1967 года, после  выхода в столице книги «Звезда полей», принесшей ему впоследствии всесоюзную известность. А мы с женой, и другом детства Николаем Петровым, кстати, работавшим шофером в нашей редакции, отправлялись в Москву на  первомайские праздники. Узнав об этом, Николай Михайлович дал мне домашние адреса поэта Станислава Куняева, редактирующего ныне «Наш современник»,  и критика Феликса Кузнецова. С Феликсом мне удалось встретиться. Критик помог мне связаться с редакцией «Молодой гвардии». В конце лета журнал  опубликовал два моих стихотворения!  Так косвенно Рубцов сумел помочь мне напечататься в столичном ежемесячнике.

Прошу прощения у  читателей  за то, что настоящие заметки носят схематичный и бессюжетный характер. К сожалению, из-за моей беспечности и беззаботности, свойственных молодости, в то время я не вел дневниковых записей. Да и не предполагал, что любимый поэт так скоро, в расцвете творческих сил, уйдет из жизни (погиб он 19 января 1971 года  в Вологде от рук близкой ему женщины). Стихи «Я умру в  крещенские морозы...» — не роковое ли его предчувствие?

В заключение  хотелось бы повторить в нашей газете публикацию стихотворения Николая  Рубцова «Ночь на родине»

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

 

И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сел не слыхивали грома!

Не встрепенется ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

 

И редок сонный коростеля крик...

Вернулся я — былое не вернется!

Ну что же? Пусть хоть это остается,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

 

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений,

 

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром...

Такие замечательные стихи всегда найдут добрый и благодарный отклик в сердцах читателей».

Статья опубликована в г. "Ленинский путь" города Бабаево 11,16 октября 1990 года.

Давайте проследим, как менялись взаимоотношения поэтов Рубцова и Иванова. Начнем  с того, что познакомил их Николай Матвеев, который в свою очередь познакомился с Рубцовым на семинаре молодых авторов в Вологде зимой 1965 года.  С этого времени встречи поэтов стали довольно регулярными. Далее будут приведены эпизоды воспоминаний бабаевцев об этом.

После трагической гибели Рубцова поэт Иванов, как и другие вологодские поэты, попал под влияние рубцовской лирики. Этот факт также будет доказан анализом творчества Вилиора Иванова. Но вот  посмотрите, как Вилиор пишет  6 января 1966 года о первой книге Н.М.Рубцова «Лирика». Кстати в воспоминаниях 1990 года Иванов несколько иначе  расставляет акценты. «Но наряду с хорошими произведениями в сборник вошли и «лёгкие» вещи. К ним можно отнести «Утро утраты», «Загородил мою дорогу», «Старый конь». Правда рубрика «Первая книжка поэта» оправдывает в некоторой степени слабые строчки и образы». А вот из воспоминаний -  «Я даже поместил в своей газете небольшую, но тёплую рецензию на неё  (на книгу «Лирика», Прим. автора), правда  слегка «раздраконил» показавшееся слишком простым стихотворение «Родная деревня». Читатель при желании сам сможет сравнить эти тексты.

Вилиор Иванов о книге Николая Рубцова «Лирика».
Газета «Ленинский путь» Бабаево, 6 января 1966 года.

Особо большого преклонения перед поэтом Рубцовым в 1966 году в заметке поэта Иванова не прослеживается. Вилиор даже находит проходные и слабые стихи у поэта Рубцова, но говорит, что всё ещё впереди у молодого дарования.

В архиве Сергея Дмитриева хранится уникальный в этом смысле документ. Это рукопись Вилиора Иванова под названием «Реакция на рецензию». Почему – то, она оказалась не напечатанной. «В 1965 году  Северо-Западное книжное издательство выпустило тонкий сборник стихов Николая Рубцова «Лирика». Я нашёл его в районной библиотеке и написал рецензию. Газета «Ленинский путь» опубликовала её  6 января 1966 года под названием «О первой книжке поэта». Вскоре приехал в Бабаево и сам Рубцов. Я показал ему свой письменный, вернее печатный отзыв о его стихах, испытывая некоторую неловкость от отрицательных замечаний  о стихотворениях «Деревня  Никола», «Загородил мою дорогу». Тогда  рецензии редко обходились без критики. Я спросил, не обижается ли Николай на меня? «Реклама не яма!»  - прочитав  и улыбнувшись, срифмовал Рубцов и крепко пожал мне руку».

Память без документальной поддержки и здесь немного подводит Вилиора. Он даже несколько оправдывается за критику в  адрес Рубцова.  Но такие же нотки прослеживаются и в других рецензиях на прижизненные книги стихов Рубцова. Например, у Леонида Мелкова в заметке на выход «Лирики»[15] или  у Сергея Чухина на выход сборника «Душа хранит» [16]. Да, поэт Рубцов был значительной творческой единицей,  но и только. Его можно было критиковать, и это даже было нормальным явлением в писательской среде того времени. Другое дело, что за пределы этой среды критика редко выходила и зафиксирована только в архивных документах. Однако неприкасаемых авторитетов не было. Написал  или опубликовал слабое произведение – получи заслуженные упрёки, даже если ты Романов, Белов или Рубцов. А уж за стихами молодёжи вообще был особый пригляд. В них всё должно быть  в меру талантливо, и  уж точно по стандартам и параметрам тогдашней литературы. По большому счёту произведение должно было свежо раскрывать тему и быть совершенным по форме. От поэзии ждали открытий, ярких  образов, целостности  и завершённости произведения с ясной целью и проблематикой социалистического строительства, пусть и не выраженной напрямую. У Рубцова, в силу таланта нужные слова и образы находились, но и его фирменный классический стиль требовал непрерывного совершенствования. Процесс становления  его как поэта по приезде в Вологду уже закончился. Все прекрасно понимали, что общий уровень произведений Николая Михайловича высокий. Конечно, разделял эту точку зрения и Вилиор Иванов… 17 июля 1967 года  он печатает совершенно особое, истинно пророческое стихотворение посвящённое Николаю Рубцову [17].

                       Н. Рубцову

 

Не стало в небе ни звезды…

Не стало светлого участья.

Пришло предчувствие беды,

Непоправимого несчастья.

Сплошная темень над ручьём,

Над лугом, где пасутся кони.

Душа тоскует ни о чём

И отчего-то тихо стонет.

И потому, что одинок,

Я рад прозренью как совету.

Бежать, бежать, не чуя ног,

Бежать к спасительному свету…

Какое – то жуткое предчувствие владело Вилиором в момент написания этого посвящения  поэту Николаю Рубцову. Какие потаённые мысли и чувства просканировал ему Рубцов в эту встречу в Бабаево? Чем был угнетён Рубцов, передавая ауру безысходности чуткому бабаевскому поэту? Только что у Рубцова вышла гениальная «Звезда полей», впереди вроде бы бескрайние творческие горизонты. И вот такое  прижизненное посвящение в период пика творческой судьбы. Кто – то писал, что это едва ли не пародия на стихотворение Рубцова «Звезда полей». Но упомянуто это как  факт и не более.

Следует обратиться ещё к одному неизвестному документу из архива Сергея Дмитриева. Это письмо Вилиора Иванова  Вячеславу Белкову от 22.12.1997 года. «Вы интуитивно почувствовали, что «Не стало в небе ни звезды» не пародия. Их я не писал вообще, а тем более на Рубцова». Важное признание Иванова и полное уважение Вячеславу Белкову.  О чём–то важном и вечном говорили видимо поэты в эту встречу и это чувство горечи утрат  и выдохнул Вилиор в своём стихотворном посвящении.  Всё в темноте и «не стало в небе ни звезды, не стало светлого участья» на этом свете. Такое настроение видимо преобладало у поэтов  в эту встречу в Бабаево. «Бежать к спасительному свету» - это как совет и Рубцову  и своя программа поэта Иванова, преодоление какого - то жизненного кризиса. Рубцову  было отпущено ещё более трёх лет земной жизни. Вилиор после его смерти пережил тяжелейший творческий кризис и если и оправился после его, то не скоро. Вилиор в воспоминаниях пишет о встрече с  Николаем  весной 1967 года в Бабаево как о последней. Но члены литературного объединения города Бабаево вспоминают о письмах Рубцова Вилиору Иванову. Жаль, что они, по -  видимому,  не сохранились. Ну и конечно поэты встречались  весной 1970 года во время областного семинара молодых авторов  (на этом семинаре Рубцов уже среди руководителей, а Иванов как приглашённый участник). Напомню, что сохранились несколько фотографий этого интересного литературного события.

Итак, суть бабаевского перекрёстка творческих судеб  двух поэтов состоит во взаимной приязни, уважении, в понимании того, что они братья по поэтическому призванию и ремеслу. К  Вилиору Иванову приходит постепенно чувство преклонения перед Рубцовской лирой. Конечно, наиболее ярко это выразилось  в стихах посвящённых Рубцову, написанных после его гибели или в упоминание имени поэта в стихах Вилиора о поэзии,  когда он ставит знак равенства между понятием поэзия и поэзия Рубцова.

На книжку «Лирика» Николая Рубцова

 

Пусть тонкая книжечка эта

Совсем неказиста на вид,

Но доброе слово поэта

Волшебную силу таит.

На свет понимания вышла

Согретая чувством строка,

Пленила величием смысла

И простотой языка.

Не раз я окидывал взором

Кричащие корочки книг,

Не раз восхищался узором

Стихов, напечатанных в них.

Но тонкая книжечка эта

Мне сборников многих милей,

Поскольку большого поэта

Душа узнаваема в ней!

 

Середина 60х – 70х гг.

 

 

 

Помигай мне, звезда

 

Здравствуй, неба бездонность морская!..

Вечной тайною взор мой маня,

В ней звезда, по - рубцовски моргая,

Всё глядит и глядит на меня…

 

 

 

***

 

Был апрель, когда без слов

В скромной горнице моей

Поселился он, Рубцов

И его «Звезда полей».

Дни и ночи напролёт

Под глухой гитарный звон

Слушал я, как он поёт

И смотрел, как плачет он.

Словно ласточкин птенец,

Тот, что выпал из гнезда,

Тихой родины певец,

Беззащитным был всегда.

И в районном городке

Часто он бывал угрюм.

Уходил один к реке,

Чтобы слушать сосен шум.

Я души не чаял в нём

И не знал, что он плывёт,

Уплывает с каждым днём,

Как последний пароход.

 

Апрель 1974 г.

 

 

***

 

Я горжусь, что избушка отцова

В обедневшей деревне моей

Принимала однажды Рубцова,

Проповедника русских полей.

Он спросил меня строго и властно:

- Где у вас телефон, где ларёк?

- Ни того, ни другого напрасно

Не ищи здесь… - я тихо изрёк.

Опустившись на стул, поугрюмев,

Он в окошко смотрел на луну.

Я в его опечаленной думе

Видел бедную нашу страну.

В тот момент я, души в нём не чая,

Чтобы чем-нибудь гостю помочь,

Предложил ему крепкого чая,

И луна просияла всю ночь.

…А теперь я в Христово крещенье,

В день прощения наших грехов

Прославляю Господне решенье

О бессмертьи рубцовских стихов.

 

1996 г.

Сильно муза Рубцова повлияла на музу Иванова. Может он, понимая, что никогда не достигнет такого уровня поэтического мастерства,  каким владел Рубцов, безропотно принял и отказ в публикации первой книги и не пытался даже вступить в Союз Писателей, чувствуя, что только газетных и журнальных публикаций для этого явно недостаточно. Кто сейчас может сказать насколько глубоко и эмоционально переживал эти творческие моменты Вилиор Иванов.  Наверное, как и все поэты и писатели, он был уверен,  что книга и СП могли  кардинально поменять его творческую биографию в лучшую сторону. С другой стороны Вилиор учился в Ленинградском университете на отделении журналистики, но журналистская  карьера  тоже не получилась. Кстати его сын Андрей в смысле журналистики пошёл по стопам отца, и является заместителем главного редактора областной газеты «Красный Север»… А в истории Вологодской литературы есть примеры, когда люди только с Высшей партшколой становились прекрасными журналистами и писателями. Для кого – то, возможно, необходимо пояснить, что в партийных школах Коммунистической партии Советского Союза образование было большей частью не профессиональное, а идеологическое и политическое.

Перейдём к тому, что мы знаем точно. Факты совместных публикаций поэтов это как говорится  материал непререкаемый и на века.  Таких газетных совместных подборок стихов поэтов автором материала обнаружено три. Газета «Вологодский комсомолец» 16 января 1966 года (редактор Л.Фролов) публикует стихи молодых  вологодских поэтов Л.Беляева «Когда две тучи стукаются лбами», С.Рожновой «Становятся мальчики юношами», Л.Патралова «Как кусты акаций зелены», В.Иванова «На Север, именующийся крайним» и Н.Рубцова «Доволен я буквально всем». В подборке того же издания от 29 января 1969 года участвуют: Ю.Надточий, Н.Старичкова. Николай Рубцов публикует пять  стихов, а Вилиор Иванов отметился стихотворением «Крылом кромсая синеву».

Совершенно неизвестная их совместная публикация  состоялась в газете «Искра» пос. Чагода. 18 июля 1970 года. В.Иванов «И раскалённый солнца диск», Н.Рубцов «Тихая моя  родина» со строчкой - опечаткой «Тина теперь и ботолина» (вместо болотина). Престижные публикации поэта Иванова в сборниках «День поэзии Севера» 1968, 1969 и 1971 годов соседствовали с публикациями поэта Рубцова [18]..

Абсолютно особенно надо вести разговор о двух  напечатанных при жизни Николая Рубцова  материалах Вилиора Иванова. Один из них это рецензия на книгу стихов Рубцова «Лирика» - «О первой книжке поэта»  газета «Ленинский путь» 6 января 1966 года.  О нёй уже упоминалось в данной работе. В этой заметке поэт Рубцов для Вилиора ещё не идеал.  «Правда рубрика «Первая книжка поэта» оправдывает в некоторой степени слабые строчки и образы». Наверное, так о кумирах не думают и не пишут. Но … вот  следующая важнейшая публикация поэта Иванова это посвящение поэту Рубцову. Она состоялась в газете «Ленинский путь» г. Бабаево 17 июня 1967года. Казалось, нечего не предвещает беды и «звезда Рубцова» на  взлёте. Но в этом стихотворном посвящении Вилиора Рубцов высок и беззащитен одновременно. А  это уже безоговорочное признание поэтического авторитета творчества Н.М.Рубцова.

Приведём теперь отрывки из воспоминаний об отношениях поэтов во время встреч в Бабаево. Н.А..Смирнова работала в газете «Ленинский путь» в 1969-1970 гг. «Я была дружна с Вилиором Ивановым…. Знаю, что он и Николай Рубцов вели  переписку. Однажды он предложил мне прочитать письмо от Николая, куда были вложены новые стихи Рубцова «Ласточка», и если мне не изменяет память «Воробей»…Хорошо  помню, получая очередное письмо от Рубцова, Вилиор пребывал в самом чудесном расположении духа целую неделю – он светился» [19].  К сожалению,  ни писем, ни других автографов Рубцова в Бабаево не сохранилось  (кроме одного) или  пока не обнаружено.

А вот страница воспоминаний из книжки Валентина  Лукошникова:

«О настоящей дружбе людей писать очень непросто, тем более, о дружбе поэтов, талантливых от Бога. Как только Николай Рубцов появлялся у нас в редакции, в Вилиора Иванова вселялся какой-то бес. Он терял самообладание. Следовал за Николаем, словно тень, разлучить их в эти моменты просто было невозможно.

Их тянуло друг к другу, как магнитом, это были друзья -   не разлей вода. Вилиор буквально молился на своего литературного кумира.

Наблюдая за ними, я стал примечать, что и ведут они себя одинаково, как две капли воды были похожи внешне: оба невысокого роста, щупленькие, подвижные.

Родные братья - близнецы, да и только. Их очень часто можно было видеть беседующими за столом, иногда спорящими. У Коли была привычка в такой беседе размахивать рукой. Виля (так мы звали Вилиора) внимательно, стараясь не пропустить ни одного слова друга, внимал ему, кивал головой, как бы соглашаясь с доводами говорившего. За все время общения поэтов я ни разу не слышал, чтобы они повысили голос: тихо, мирно, с какой-то необыкновенной теплотой, одухотворенной любовью происходило это таинство поэтического общения. Меня это умиляло и удивляло: ведь многое в поэзии, в частности, в их стихах, было спорного, неизведанного. Обычно, в среде поэтов спор - дело привычное. «Почему Вилиор и Николай никогда не спорят?» - гадал я.

Безусловно, общение, поэтическая и крепкая мужская дружба с Николаем Рубцовым обогатила поэзию Вилиора, помогла ему стать настоящим талантливым поэтом. Его стихи стали лиричнее, музыкальнее и богаче» [20].

Вот как вспоминает о литературной  жизни в Бабаево И.А.Данилова (Тишкина): «Я думаю, на наше восприятие Рубцова оказал несомненное влияние Вилиор Иванов. Он так нам расписал Рубцова, что невозможно было им не восхититься… В 60е годы в редакции газеты «Ленинский путь» по четвергам собирался литературный кружок которым руководил Вилиор Иванов. Однажды он сообщил, что на заседании кружковцев будет присутствовать поэт Н.Рубцов. Для  нас приезд поэта был событием. Мы смотрели на него как на полубога…пишет стихи, печатается, а ещё учится в Литературном институте… Помню, обсуждали мы стихи самодеятельного поэта А. Сенина (по-моему, это был солдат, так как в Бабаеве тогда стояла воинская часть). Рубцов явно сыронизировал и спросил: «Может, он хотел подписаться «Есенин»?». Он же сказал по поводу стихотворения А. Сенина, что «это слепое подражание Есенину».

К моим стихам, первым опытам, Рубцов относился весьма внимательно. Стихотворение о цветах, о котором пишет в своих воспоминаниях В.Иванов, Рубцов действительно отложил, а впоследствии забрал с собой и увёз. Зачем и для чего оно ему понадобилось, не знаю. У меня оно не сохранилось, и о дальнейшей его судьбе мне ничего не известно. Рубцов вместе с Вилиором настойчиво советовали мне писать стихи. Ходили мы с ним гулять и на Каменную гору. Хотел взять меня под руку, а я застеснялась: мне было не по себе.

Он мне во время прогулок много и очень хорошо читал свои стихи. Помню, например, его «Ворону». — У меня было ощущение, что Рубцов - городской человек, как будто первый раз приехал в деревню. Он так восторгался природой! (Говорил так ласково «Рябинка, берёзка...»). Когда мы шли по берегу Колпи, его глаза как будто были распахнуты и светились, он восхищался берегом, рекой, травой и.т.д. Одет был очень скромно. Хотя стояла осень, на нём были только джемпер и пиджак. Вилиор Иванов постоянно мне передавал приветы от Рубцова.

Он запомнился с самой лучшей стороны. Встречи с ним остались в моей памяти как праздники» [21].

…В той же газете опубликованы краткие воспоминания Г.В.и В.И.Романишниковых «В нашем доме, в кухне, не раз пел под гитару, но не свои стихи. Помню, однажды Рубцов, придя с Вилиором Ивановым, ругал его за какие-то стихи». Надо сказать, что В.Иванов и Н.Матвеев, конечно, были особыми людьми для Н.Рубцова в Бабаеве. Поэты как никто другой могли оценить творческий потенциал друг друга. Наверное, спектр общения их, как это запомнили очевидцы, от восхищения до споров это нормально. 

Не будем забывать и об автографе Рубцова, прямо обращённом к поэту Вилиору Иванову на номере газеты «Вологодский комсомолец» от 2 апреля 1967 года  «Дорогому талантливому Вилиору на память о встрече  Н.Рубцов 9.04.1967.

Автограф поэта Н.М.Рубцова на память В.А.Иванову. Хранится в библиотеке города Бабаево.

Очень интересен документ написанный рукой поэта Сергея Чухина, где на одном листке фамилии и адреса Николая Тряпкина, Николая Рубцова, Вилиора Иванова, Виктора Коротаева.

Лист из записной книжки Сергея Чухина. Адрес и стихи написаны Виктором Коротаевым.
Рукой Чухина написаны адреса Вилиора Иванова, Николая Тряпкина, Николая Рубцова.
Архив Леонида Вересова.

Сергей Чухин  был другом Вилиора Иванова и последний оставил о нём  душевные воспоминания [22]. Таким образом прослеживается явная творческая дружба вологодских поэтов, взаимное  уважение основанное на общей любви  к поэзии.

В городе Череповце живёт собиратель Рубцовских  раритетов и знаток русской поэзии С.А..Дмитриев. Он поделился с автором статьи документами, которые хранятся в его архиве, касающимися темы данного исследования и разрешил обнародовать ряд рукописей Н.М.Рубцова и В.А.Иванова. Благодарю Сергея за понимание важности того, что необходимо не только собирать и сохранять, но и публиковать наше богатое литературное наследие. Ставшее достоянием людей и науки оно становится поистине бессмертным.

В заключении необходимо упомянуть о тех стихах  поэта Николая Рубцова, которые были опубликованы в газете города Бабаево в том числе и при содействии Вилиора Иванова. Первая подборка из пяти стихотворений появилась в газете «Ленинский путь», в номере от 15 января 1966 года. Были напечатаны стихи «В родных местах  (Уединившись за оконцем), «Отправляясь в дорогу», «Таковы на Руси леса», «Хозяйка», «Родная деревня». Об этой бабаевской публикации автором статьи написан отдельный материал [23].  В 1967 году, 8 апреля газета публикует три стихотворения поэта «Море» (Морской простор необычаен), «Шумит Катунь», «Высокий дуб. Глубокая вода»  (Ночь на родине). 22 апреля 1967 года печатаются стихи «Ворона» и «Медведь».

Рукопись стихотворения Рубцова «Шумит Катунь» с правкой Вилиора Иванова
из собрания Сергея Дмитриева
(кстати, в Бабаево это стихотворение было впервые опубликовано Николаем Рубцовым).

Однажды Вилиор Иванов даже выступил в роли рубцововеда, опубликовав заметку «Поглядел с пониманием» в газете «Наша жизнь»  1 февраля 1994 года. Теперь уже доказано, что стихотворение «Отрывок» («Загуляли мои друзья») ошибочно приписывалось Н.М.Рубцову и никогда более, кроме публикации в газете «Наша жизнь» под его именем не публиковалось.

Заметка Вилиора Иванова «Поглядел с пониманием» газета «Наша жизнь» 1 февраля 1994 года.
Само стихотворение «Отрывок» напечатано в «Нашей жизни» 28 июля 1992 года.
Публикация В.С.Белкова.

Мнение Вилиора Иванова оказалось неточным, и относиться к нему следует как к литературоведческому факту из 90х годов и не более того. Материал написан в преддверии юбилеев  В.А.Иванова и Н.М.Рубцова. Судьба подарила им замечательные минуты общения друг с другом  -  бабаевские перекрёстки.


1. В.А.Иванов «Суда» (лирическая поэма). Предисловие  Ю.К.Епифанова. Бабаево 2007.  В.А.Иванов «К Руси грядущей» Бабаево. 2011.

2. В. Лукошников. «Я души не чаял в нём» Вилиор Иванов о поэте Н.М.Рубцове»  г. «Наша жизнь» Бабаево. 20 января 2011 года.

3.В. Иванов «О первой книжке поэта» г. «Ленинский путь» 6 января 1966 года.

В.Иванов «Рубцов в Бабаево» г. «Ленинский путь» 11, 16 октября 1990 года.

В.Иванов «Автограф Николая Рубцова» г. «Наша жизнь» 22 января 1994 года.

В.Иванов «Поглядел с пониманием» г. «Наша жизнь» 1 февраля 1994 года.

4. Ю. Епифанов « И счастлив я пока на свете белом» Рубцов в Бабаево» г. «Наша жизнь» 5 января 2006 года. Далее приводятся статьи написанные  краеведом Епифановым в газете «Наша жизнь» за разные годы. К  сожалению, Юрий Епифанов в присланных вырезках указывает  только год написания статьи. «Душа притворяться не может» 2006 год, «Он щедрой рукой раздавал свои слова – подарки людям» 2009 год. Именно Ю.К.Епифанов  написал и проникновенные слова прощания с В.А.Ивановым  «Он с рождения у Бога взял на творчество патент» 2005 год.

5. Газета «Искра» посёлок Чагода Вологодской области. Публикации В.А.Иванова в 1970 году.

19 марта, 25 июня, 7 июля, 14 июля.

18  июля 1970 года совместная публикация поэтов Рубцова и Иванова. «Тихая моя родина»  у  Н.М.Рубцова с опечаткой «ботолина» вместо  «болотина» и « И раскалённый солнца диск» у В.А.Иванова.

25 июля совместная публикация  Н. Груздевой и В.Иванова.

 В. Иванов «О нежности стыдимся говорить» подборка стихов и заметка о поэте  Вилиоре Иванове.  Газета «Искра»  Чагода 5 ноября 1970 года.

 За год в газете «Искра» появилось семь  публикаций отдельных стихов и подборок поэта. Отметим, что все эти публикации выпали из внимания исследователей творчества  Н.М. Рубцова и В.А.Иванова.

В.Иванов «Там где камни и пожни», С.Чухин «Особое задание» газета «Сельская правда» г. Грязовец 17 декабря 1970 года.

6. Череповецкий центр хранения документации ф.917, д.194, стр. 173, 174 – 178. Итоги фестиваля молодой поэзии. Эфир 13 апреля 1966 года.

7. А. Гусев. Рецензия на подборку стихов В. Иванова. ГАВО, ф. 846, оп.1,д.28, л.124 – 129.

Б..Чулков. Рецензия на стихи В.Иванова. ГАВО, ф.846, оп.1, д.86, л.69-72.

В. Коротаев. Рецензия на стихи В.Иванова. ГАВО, ф.846, оп.1,д.64, л.42-45.

А.Семёнов. Рецензия на стихи В.Иванова. ГАВО, ф. 846, оп.1, д.118, л.47-48.

А.Романов. Рецензия на подборку стихов В.Иванова.  ГАВО, ф. 846, оп.1, д. 118, л.149-150. А.А.Романов хвалит стихотворение Иванова посвящённое Рубцову, но считает его очень личным.

Н.Угловский. Рецензия на подборку стихов В.Иванова. ГАВО,ф.846, оп.1, д.96,л.122,123.

8.ГАВО, ф. 846, оп.1, д.70

9. .ГАВО, ф. 846, оп.1, д.91.

10. ГАВО, ф. 846, оп.1, д.92.

11. ГАВО, ф. 846, оп.1, д. 111.

12. ГАВО, ф. 846, оп.1, д. 103.

13.Н.М Рубцов «За гражданственность». Газета «Вологодский комсомолец» 27. 03.1970 год.

14. То же, что в сноске 3. В.Иванов «Рубцов в Бабаево» газета «Ленинский путь» 11,16 октября 1990 года.

15. Заметка Л.Мелкова на сборник «Лирика» газета «Северная новь» 4.12.1965год.

16.Заметка С.Чухина на сборник «Душа хранит» газета «Маяк» 31.01. 1970.

17.Стихотворение «Ни стало в небе ни звезды» газета «Ленинский путь» №73(5718) от 17 июля 1967года.

18.Стихи В.Иванова напечатанные в сборниках «День поэзии Севера» совместно со стихами Н.Рубцова.

1968 год «Глубокое молчание таинственной воды».

1969 год «Глухую мельничную дверь».

1971 год «Ещё ни слова о былом».

19. В.И.Лукошников «Бабаевские вёсны Николая Рубцова». Бабаево.2007 стр.21.

20.Тоже, что и сноска 19, стр.20 -21. Надо отметить, что воспоминания Валентина Лукошникова  написаны и опубликованы на склоне его жизни и страдают излишней эмоциональностью и неточностями. Ни В.Иванова, ни Н.Матвеева уже не было в живых, и поправить ветерана было уже некому.

21. «Наша жизнь» Бабаево. 5 января 2006года, стр.3 – 4. Воспоминания И.А.Даниловой (Тишкиной) из подборки «И счастлив я пока на свете белом…» Рубцов в Бабаево.

22. Воспоминания В.А.Иванова о С.В.Чухине «Стихи его живут». Газета «Наша жизнь» 24 ноября 1992года.

23. «Уединившись за оконцем» - попытка анализа версий стихотворения Н.М.Рубцова. Альманах «Люди и дела» №11.Череповец. «Окраина» 2015. Сайт «Душа хранит», раздел «Очерки, заметки, мемуары».


Материал предоставлен автором