«Мачты» Николая Рубцова

Леонид ВЕРЕСОВ

По-видимому, список стихов под названием «Мачты» первоначально предназначался для Сев.-Зап. кн. издательства как вариант оглавления первой книги стихов поэта Н. М. Рубцова. Датировать его, видимо, следует не ранее 1965 года. Такой вывод можно сделать исходя из того, что первоначальный вариант стихотворения «В горнице» под названием «Лирическое» был напечатан в газете «Ленинское знамя» города Тотьмы 31 октября 1964 года. А именно это стихотворение, как представляется, было написано и опубликовано одним из последних из всех стихов, отобранных поэтом для данного списка. Но как же быть с некоторыми стихами, датированными 1966 годом, их три и датированными 1968 годом, их два? Ответ таков: или современная датировка неверна или существовали какие-то первоначальные версии стихов до нас не дошедшие. Так, например, стихотворение «Я весь в мазуте» Николай Рубцов читал своему другу Николаю Шантаренкову задолго до 1962 года (дата официальной публикации в сборнике «Волны и скалы»), в 1954 году в городе Кировске Мурманской области. Они тогда были студентами Горно-химического техникума. Видимо, как вспоминает Шантаренков, это была ранняя версия известного произведения. Впрочем, есть и другая трактовка датировки, происхождения и предназначения документа. Но об этом позднее, а сейчас о самом списке и почему он обратил на себя внимание автора данного предисловия.

Список стихов поэта Рубцова хранится в Государственном архиве Вологодской области (ГАВО) ф. 51 оп. 1 дело 362 л. 003. Надо сказать, что это не единственный известный список. В этом же деле присутствуют ещё два списка стихов, да и в самом 51 Рубцовском фонде таких списков встречается ещё несколько. Некоторые из них привлекли особое внимание исследователей, другие такого внимания не удостоились вообще.

Разберёмся с нашим списком «Мачты». Он представляется самым интересным для исследования из всех существующих. Несколько слов о самой рукописи поэта Николая Рубцова. Это лист бумаги с заглавием «Мачты» и сорок названий стихотворений. Что тут может быть особенного? Да просто очень многие пометки поэта заставляют задуматься.

Список стихов для сборника «Мачты»

Список стихов для сборника «Мачты». Рукописный текст Николая Рубцова ГАВО, ф. 51, оп. 1, дело 362, л. 003. Согласно списка составлено содержание данного сборника стихов поэта.

Обратите внимание: над некоторыми названиями стихов стоят вопросы. Брать ли это стихотворение в намечаемую книгу или нет? И непонятно почему стихи «Старпомы ждут» или «Шторм» вызывают сомнение автора, печатать ли их в сборнике под таким «морским» названием. Понятно, что «В горнице» или скажем «После грозы» тематически для сборника не подходят. Некоторые стихи подчёркнуты одной или двумя линиями. Если «Добрый Филя» и вправду выпадает из этого в основном морского цикла, то почему не отмечены автором «Окошко. Стол. Половики» или «Родная деревня», тоже не имеющие отношения к морской стихии. Совсем особняком, тематически, стоит стихотворение «Он поднял флаг». Ясно одно: автор, поэт Рубцов всерьёз размышляет над будущей книгой, её разделами и тематикой. Ещё одно нужно пояснить сразу – уникальность этого списка видится в первоначальной воле автора в начале работы над своей первой книгой стихов в Сев.-Зап. кн. издательстве, вышедшей в 1965 году под названием «Лирика» и совершенно не удовлетворившей поэта Рубцова…

Далее отметим замечательный архивный документ из собрания Вологодского музея-заповедника. Это выдержка из характеристики на студента Николая Рубцова руководителя семинара в Литературном институте Н. Н. Сидоренко от 5 июня 1965 года. Она неопровержимо доказывает, что такой сборник поэта Рубцова должен был выйти в свет. И печатая сейчас сборник «Мачты», мы выполняем не только волю самого Рубцова, но и пожелание поэта Николая Сидоренко. «В местном издательстве выходит сборничек стихов Рубцова «Мачты». Употребление Н. Н. Сидоренко слова сборничек в официальном документе говорит о том, что он был прекрасно осведомлён о скромном количестве стихов студента Николая Рубцова в этом издании и, судя по названию, об их основных темах. Само стихотворение «Мачты» в другой рукописи Рубцова из ГАВО посвящено В. Д. Коркину. Оно впервые напечатано в газете «Вологодский комсомолец» от 10 февраля 1965 года. В рассматриваемом списке указано под № 5 по первым словам стихотворения «Созерцаю ли звёзды». Общая особенность списка заключается в том, что многие стихи приводятся по первой строчке, а не по названиям, устоявшимся сейчас. Очевидно, что сам автор знал, какое стихотворение имелось в виду. Ну а автору данного предисловия иногда приходилось прибегать к помощи друзей для выяснения того, какое же стихотворение подразумевал поэт под сокращением или символическим словом, понятным только ему одному.

Таким образом, можно утверждать, что стихи из списка «Мачты» вполне могли быть напечатаны как первая официальная книга поэта. Но в сборник стихов «Лирика» из списка «Мачты» вошли только следующие стихотворения: «Букет», «Родная деревня», «Впечатления детства», «Приезд Тютчева», «О Пушкине», «Я весь в мазуте», «Мачты». Необходимо учитывать что сборник «Лирика» это всего 25 стихотворений и редактор А. Лёвушкин, по какому-то только ему одному известному принципу произвёл отбор стихов Николая Рубцова. В этом случае название «Мачты» явно диссонировало с подбором стихов и, возможно, самого Рубцова уже не удовлетворяло. Известно, что эти игры с вычёркиванием стихов из сборника и с названием ему очень не нравились. Точно также Николаю Рубцову не совсем был понятен и построчный принцип оплаты за стихи в своей книге. (Автор предисловия надеется прояснить эти вопросы в своих последующих работах). В. Д. Зинченко отмечает, что «В Архангельском издательстве присматривались к автору – книга была первая, и потому шёл скрупулёзный отбор стихов новичка». Думается, «Мачты» это тот сборник стихов, который должен был быть напечатан, как того хотел автор, Николай Рубцов, но в силу того что процесс подготовки книги в Сев.-Зап. кн. издательстве затягивался её концепция и название поменялись. Может быть этого хотело издательство и, вероятно, сам автор. Другое дело что в сборник «Лирика» не вошло многое из того, что было предложено Рубцовым и что позднее составило его славу в сборнике «Звезда полей». Думается, этим надо серьёзно заниматься, как и нейтральным названием «Лирика», явно предложенным или навязанным автору. В письме к С. В. Викулову Рубцов свой первый сборник предполагает назвать, как вариант, «Над вечным покоем», но конечно такое название не прошло бы для первой книги стихов молодого поэта. Без сомнения сборник стихов с названием «Мачты» вполне мог состояться у поэта Рубцова. Здесь как раз тот самый случай, когда можно исправить сослагательное наклонение в истории литературы и напечатать книгу как волю автора в определённый период творчества…

Рисунок Е. И. Мартышева

Старший матрос Рубцов на Северном флоте. Рисунок Е. И. Мартышева, заслуженного художника России, г. Череповец

Теперь необходимо продолжить разговор о стихах, которые поэт включил в свой будущий сборник. Около половины стихотворений никогда более не включались Николаем Рубцовым в сборники стихов вышедших при его жизни. Автору предисловия очень импонирует то, например, что стихотворение «В кочегарке», которого нет ни в одном прижизненном сборнике Рубцова и о котором он писал, как о раннем поэтическом шедевре, поэт всё же включил в сборник «Мачты». Список иногда в достаточной мере условен. Например, стихотворение «Шторм» может подразумевать целый букет возможных вариантов. Вот почему показалось логичным напечатать несколько рубцовских «условных» стихотворений под названием «Шторм». Важно для истории литературы напечатать не только текст каждого известного стихотворения Н. М. Рубцова из списка, но и его ранний вариант. Не исключён момент, что ко времени написания поэтом списка «Мачты» нынешнего книжного и «окончательного» стихотворения ещё не существовало. И наконец, почему не заглянуть в творческую лабораторию великого поэта и не насладиться ранними версиями его известных стихов. Иногда мы можем только догадываться опираясь на известные факты, литературоведческие исследования и на интуицию какое стихотворение имел в виду поэт. Это касается, например, стихов под № 38 «Два берега» и под № 40 «Чайки». В этом случае неоценимую помощь оказали друзья, исследователи творчества поэта из города Дзержинска Нижегородской области Станислав Першин и Сергей Кувшинов с которыми довелось посоветоваться по ряду вопросов. Отмечу, что ответственность за те или иные погрешности которые выявят читатели несёт только автор данного проекта «Мачты» Николая Рубцова. Подытожим: многие из стихов списка никогда не включались поэтом в свои книги. Этим сборник «Мачты» будет уникален. На данном этапе творчества именно эти стихи поэт Рубцов хотел видеть напечатанными как промежуточный итог своего труда в поэзии.

Истина в рубцововедении лежит в русле предположений. Как версия есть ещё одна вероятность того, чем может быть автограф поэта Рубцова «Мачты». Для этого нужно снова обратиться к архивам. В деле 362, оп. 1. 51 рубцовского фонда Государственного Архива Вологодской области на страницах 003–006 хранятся черновые планы возможных сборников стихов. «Мачты», «Успокоение» и лист без названия и без конца, по первому стихотворению условно назовём его «Тот город зелёный». Рукопись поэта Рубцова «Успокоение» в своё время наделала немало шума. О её открытии писали и в Санкт-Петербурге вышла книга под этим названием. Конечно, в первую очередь привлекало внимание название сборника, но сам-то список стихов «Успокоение» никуда не пропадал и никогда не скрывался от исследователей. Странно другое, почему не были замечены и не оценены два других списка… Представим себе, что все списки идут один за другим, как архивные документы. Возможно, их соединили воедино искусственно при организации фонда № 51. А если нет? Если листы пришли в архив единой целой папкой? Как же можно выделять часть не видя целого? Давайте обратимся к другому фонду архива, фонду № 846 – это материалы Вологодского отделения Союза писателей РСФСР. А именно: к протоколу совещания областной писательской организации от 30 ноября 1970 года на котором присутствовал Н. М. Рубцов5. Повестка дня: обсуждение перспективного плана Архангельского издательства на 1971–1973 годы. Менее чем за два месяца до трагической гибели поэт, член Союза писателей РСФСР Н. М. Рубцов даёт заявку на новый сборник стихов. «Я даю заявку на сборник стихов в пять листов». Для того чтобы представить объём предстоящей Рубцову работы напомню читателю что объём, например, сборника «Душа хранит» (Сев.-Зап. кн. издательство, 1969) всего два печатных листа. Поэту предстояла огромная работа, так как его творческое наследие было относительно невелико (сейчас считается Рубцовым написано чуть более 400 стихотворений) и нужно было выбрать лучшее, чтобы достойно представить своё творчество. Кстати, этот факт ясно показывает, что, если и собирался поэт умирать «в крещенские морозы», то уж точно не через два месяца…

Итак, логика приводит нас к тому, что эти три списка стихов – три раздела возможной будущей книги поэта в Сев.-Зап. кн. издательстве. И всё очень понятно с ними. Первый раздел – юношеские стихи о море, второй раздел – философское осмысление мира, третий раздел пока без названия лучшие стихи о Родине – 19 стихотворений и надпись «смотри на обороте». Но на обороте ничего нет. Не смущает даже повторяемость некоторых стихов первых двух разделов, если это подготовительные материалы к будущей большой книге Николая Рубцова. Кстати на следующем заседании Вологодского отделения Союза писателей заявку на книгу Рубцова утвердили без его присутствия размером в три, а не в пять печатных листов. Всё равно это был очень приличный объём для поэтической книги. И, ВОЗМОЖНО, эти листы одни из последних написанных рукой великого русского поэта Н. М. Рубцова. Автор данного предисловия, может быть, дал разгуляться воображению, но тем не менее сборник стихов «Мачты» просто обязан был найти своего издателя, как книга ранних стихов поэта Рубцова составленная по воле автора.

К сведению читателей книга стихов Николая Михайловича Рубцова «Избранное» была выпущена Сев.-Зап. кн. издательством размером как раз в три печатных листа (возможно и больше) в 1974 году (художники-оформители Н. и Г. Бурмагины). Она остаётся до сих пор едва ли не самой удачной книгой Николая Рубцова по оформлению и по подбору стихов. В этой связи необходимо отметить автора большинства картин в данном сборнике, племянницу поэта Н. М. Рубцова, дочь его старшего брата Альберта М. А. Фазанову (Рубцову), художницу и модельера из города Коммунар Ленинградской области. Издание посвящается дочери Николая Рубцова Е. Н. Рубцовой и печатается в преддверии 80-летия со дня рождения поэта.


Материал предоставлен автором