Телевидение. Рубцов. Череповец. Часть 1

Леонид ВЕРЕСОВ

При написании статьи использовались архивные фонды череповецкого телевидения (которое при жизни Рубцова играло роль областного) хранящиеся в МУ "Череповецкий центр хранения документаций", воспоминания кинорежиссера А.А.Тихомирова, телеведущей О.И.Ушановой, закадровые тексты двух документальных съемок Н.М.Рубцова (оператор А.А.Тихомиров) и некоторые другие материалы.

Выступление на ТВ в середине 60-х годов XX века значило не только оказаться на виду многочисленной телеаудитории (т.е. популярность), но это была и неплохая возможность заработать. Анализируя архивные материалы автор статьи пришел к выводу, что этой возможностью нередко пользовались известные вологодские писатели. В телеальманахе "Северяне", который редактировал с момента возникновения череповецкий поэт Л.А.Беляев и который был глотком культуры в череде бесконечных передач о пленумах партии и битвах за урожай, в передаче "пять минут поэзии" транслировались творческие вечера литераторов, снимались программы под названием «Творческий портрет» с анализом и подведением итогов творчества писателей, поэтов, художников, артистов, творческих коллективов. На телевидении выступали череповецкие поэты, музыканты, певцы… Н.М.Рубцов удостоился чести показаться на телевидении дважды в 1967 и 1969 годах с чтением своих стихов, а во втором случае произнес маленькую речь на полстранички, в отличие от длинного текста своего друга поэта В.В.Коротаева, тогда уже чиновника от поэзии. Тематическую передачу о поэте Рубцове удалось обнаружить лишь к 50-летию со дня его рождения. Это уже был посмертный рубцовский литературный триумф на областном телевидении.

Первая декламация своих стихов по телевидению состоялась у Рубцова после поездки столичных и вологодских писателей по Волго-Балту. Передача велась из студии череповецкого телевидения прямым эфиром и называлась "Экран молодежный". Эфир состоялся 22 сентября 1967 года. Был показан фильм киногруппы череповецкого телевидения о путешествии писателей по Волго-Балту. С отчетом об этой важной пропагандистской поездке выступил тогдашний ответственный секретарь вологодской писательской организации А.А.Романов. Далее с чте6ием своих стихов выступили А.Романов, В.Коротаев, Л.Беляев и завершил литературный вечер Н.Рубцов.

Некоторые интересные подробности подготовки писателей и поэтов к съемкам на телевидении удалось выяснить в разговоре с редактором передачи «Пять минут поэзии» Сидоренко Н.А. К сожалению Н.М. Рубцова к эфиру Надежда Александровна не готовила.

Надо сказать, что стихи, которые читались на телевидении (если шла трансляция на область) должны были быть уже напечатанными, прошедшими строгий художественный отбор. Поэтому просто перечисляются стихотворения, прочитанные Рубцовым в тот вечер в студии, в которых нет разночтений в их сегодняшними книжными вариантами: "Родная деревня", "Старик", "Улетели листья", "Мы будем свободны как птицы", "Вечернее происшествие", "Звезда полей", "Память о матери" (Вот он и кончился покой), "Сапоги мои скрип да скрип".

И обращаю внимание читателей на некоторые прочитанные Рубцовым стихи, в которых есть хоть маленькие, но отступления от хорошо известных поэтических образцов.

В стихотворении «Гуляевская горка» 2-я строфа «Глухих преданий добрые уста». В сборнике «Россия! Русь! Храни себя, храни!» (стихи, переводы, воспоминания, проза, письма) Вологда,1991 год. 2-я строфа читается «простых преданий добрые уста»

В стихотворении «Зачем?» (Она совсем еще ребенок) третья строфа читается Рубцовым на телевидении «И я иду за ней без воли». В указанной книге «Я подчиняюсь поневоле». Четвертая строфа читается поэтом «Мне и легко и одиноко». В указанной книге – «Мне нелегко и одиноко».

Особенно интересно в этом отношении стихотворение "Шумит Катунь" еще без посвящения В.П.Астафьеву. Текст его приводится полностью, так как он читался Рубцовым в 1967 году на череповецком телевидении.

Классический вариант этого стихотворения состоит из 6 строф и опубликован поэтом в сборнике "Душа хранит", далее в книге "Сосен шум" и далее печатается во всех рубцовских изданиях. Вариант стихотворения "Шумит Катунь" из 5 строф (ранняя редакция) опубликован в газете "Коммунист" г.Череповца 21 мая 1967 года и имеет некоторые отличия от прочитанного позднее на телевидении.

2–я строфа

Записывал напев ее былинный.

 

3-я строфа

Катунь, Катунь – великая река.

 

4-я строфа

Всё потонуло в ветренном и мглистом

И лишь Катунь, как древняя орда.

В классическом тексте стихотворения "Шумит Катунь" поэтом добавлено одно четверостишие, а четвертая строфа почти полностью другая. Это пример истинной работы Н.М.Рубцова над стихотворением с тем, чтобы сделать его совершенным и по форме и по содержанию. Первая публикация стихотворения “Шумит Катунь”,состоялась 8 апреля 1967 года в газете “Ленинский путь”, г. Бабаево. Там же по воспоминаниям очевидцев (поэты В.Иванов, К.Матвеев, фотокорреспондент В.Лукошников) Рубцов дорабатывал это стихотворение, впервые отдав в печать.

Считаю такой анализ стихотворного наследия Н.М. Рубцова необходимо делать. Совсем недавно автор статьи познакомился с книгой Н.М. Сидоренко «Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова» (Череповец, 2005 г.) и проникся важностью каждого слова поэта, каждой рифмы и каждого его образа.

О.И.Ушанова (работавшая тогда диктором телевидения) в телефонном разговоре вспомнила, что одет Рубцов был неважно. Ей точно запомнилось, что в костюме, но в тельняшке. Может поэт хотел подчеркнуть свою морскую душу, но обычно люди приходи сниматься на телевидение одетыми как на праздник. Сюжет о путешествии писателей по Волго-Балту и эту студийную передачу снимал оператор А.А.Тихомиров. В беседах с автором статьи он рассказал, что Рубцов не захотел пойти на банкет по поводу окончания мероприятий, а посидели они с Александром Тихомировым в монтажной. Чего-то не по душе пришлось Рубцову в компании писателей. Чурался тогда поэт официальных празднований. А.Тихомиров до сих пор жалеет, что не сохранил рубцовский стакан, но теплое отношение к поэту сохранил. Тогда мало кто предполагал, что муза Рубцова воспарит столь высоко.

2-й эпизод выступления Н.М.Рубцова относится к 27 февраля1969 года. Это текст одного из сюжетов передачи "Северяне" Череповецкой студии телевидения. Редактор Л.Беляев, режиссер Н.Казанкин, оператор А.Тихомиров, диктор О.Ушанова.

В гостях у телезрителей области были В.В.Коротаев и Н.М.Рубцов – члены союза писателей, маститые вологодские литераторы. Коротаев стал членом бюро Вологодской писательской организации и поэтому его выступление как уже чиновника от литературы было подавляюще длинным.

Поэт Н.Рубцов о литературе Вологодчины и о себе сказал до обидного мало. Приводим ниже речь, произнесенную Н.М.Рубцовым полностью и напоминаем, что это подлинные слова поэта (записанные видимо стенографисткой) или просто прочитанные им. В те годы импровизация на телевидении не допускалось. Документ публикуется впервые и он совсем неизвестен почитателям и исследователям творчества поэта.

«Да, действительно, последние два года работы вологодских писателей были хорошие годы. Этому способствовала и творческая активность прозаиков, поэтов и дружба между ними, и общее стремление к тому, чтобы работа была плодотворной.

О чем же писали вологодские литераторы?. Темы их творчества разнообразны, но о чем бы они ни говорили, они в своих повестях, рассказах, стихотворениях, всегда их творчество было как песня Севера, песня нашего края, который занимает далеко не последнее место в повседневной жизни всей страны.

О себе говорить трудно, но если все же говорить, то для меня эти два года не прошли даром. Мои стихи печатались в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Знамя», «октябрь» и в других. В издательстве «Советский писатель» в Москве вышла книжка «Звезда полей», вскоре после этого меня приняли в Союз писателей.

В недалеком будущем в том же издательстве выйдет следующая книжка «Земные цветы».

Вот из нее я сейчас прочитаю некоторые стихи».

Анализируя эту краткую речь поэта, не могу не сказать о самом интересном. Название сборника "Земные цветы" – это опечатка. А читать надо "Зеленые цветы". Или это один из авторских вариантов названия будущего сборника. Поэт часто упоминает в своих стихах цветы и поэтому такое объемное название, как «Земные цветы» для его сборника вполне подходит. Это еще одна маленькая очередная рубцовская загадка. Давайте попробуем разобраться, какие названия предлагал сам Николай Михайлович для своих книг.

В воспоминаниях Н.А. Старичковой «Наедине с Рубцовым» есть эпизод, указывающий, что одну из своих книг поэт хотел назвать «Зеленые цветы». Так и называется посмертный сборник стихов, подготовленный поэтом. В книге М. В. Сурова «Рубцов. Документы, фотографии, свидетельства» приводятся документ, свидетельствующий, что и рукопись сборника стихов «Подорожники» получило для публикации одно из издательств. Книга с таким названием вышла в свет только в 1976 году. И наконец С.П. Багров в статье «Главное божество» («Красный Север» 22 января 2009 г.) пишет о находке Тамары Даниловой еще одного возможного варианта названия Рубцовым своего сборника – «Успокоение». Кстати А.А. Тихомиров сделал портрет Рубцова в модной тогда кепке (принадлежащей Тихомирову) тоже для какого-то несостоявшегося сборника стихов поэта именно в этот приезд Рубцова в Череповец. Также в одном из последних своих писем ,датированном январём 1971 года, Рубцов предлагает В. Ермакову, назвать книгу стихов”Над Вечным Покоем”, вместо “Зелёные цветы”, как вариант. Кстати и первую свою книгу по свидетельству С.Викулова, поэт Рубцов хотел назвать ” Над Вечным Покоем ”. Дело в том, что не всегда в те годы все зависело от мнений и желаний автора. Была идейно-политическая цензура и художественная редактура стихов. Названия книг должны были нравиться партийному руководству и редакторам издательств. Вот и приходилось поэтам и писателям полагаться не только на свой вкус, но и подчиняться обстоятельствам.

Когда поэты Рубцов и Коротаев стали читать свои тихи, здесь уже доминировал Николай Михайлович. Он прочитал стихов больше, чем Коротаев и читал первым. Автор статьи публикует лист гонораров и за это выступление, как документальное и материальное доказательство присутствия Рубцова на телевидении (суммы намеренно не комментируются ни в первом, ни во втором случае). Очень интересным оказалось то, что Рубцов читал свои классические вещи, а дальше без фамилии Коротаев идут стихи (приводятся первые строчки стихотворения):

"На душе такая тишина,

Даже слышно как ржавеют крыши".

 

"Тяжелый хлеб едят поэты

Столетья целые подряд".

 

"Такое катилось над горкой

Огромное солнце в тот день".

 

"Нет песня главная не спета,

Благодарю глаза твои".

В какой-то момент, даже подумалось, что это Рубцов читал что-то свое, сейчас неизвестно, забытое читателями. Более всего среагировал на стихотворение "А на душе такая тишина…", помня, что в письме Э.Шнейдерману Рубцов упоминает утерянный сейчас стих "В этом городе крыши низкие". Но нет эти прекрасные стихи зрелого В.Коротаева, который в этот вечер был достоин своего друга Н.Рубцова. Честно говоря,автор был разочарован, что не получилось открытия, но и одновременно горд за замечательного поэта В.В.Коротаева, которому, кстати, в этом году исполнилось бы 70 лет со дня рождения.

Итак Н.М.Рубцов читал в тот вечер: "Подорожники", "На ночлеге", "По дрова", "Ночь на родине", "На автотрассе" (5 строфа "Садись! И захлопнулась дверца" в упомянутой книге - "За мною захлопнулась дверца"), "Последний пароход" ("Над беспробудным ветреным угаром" в упомянутой книге - "Над беспробудно дремлющим угаром"), "Ласточка".

Эта публикация состоялась благодаря сохранившимся текстам передач Череповецкого телевидения. Документы и воспоминания говорят о двух доказанных выступлениях русского национального поэта Н.М.Рубцова на Череповецком телевидении. Большой удачей было бы обнаружение не только текстов передач, но и кинопленок этих сюжетов. На телевидении объясняют, что тогда уже технически было возможно транслировать передачи в прямом эфире без записи на кинопленку. Однако автор статьи пока не закрывает эту тему до конца. Поиски и везение могут привести к новым открытиям в мире Рубцова.


Материал предоставлен автором