Про шарф и валенки поэта Рубцова

Леонид ВЕРЕСОВ

Неизменность некоторых предметов гардероба Н.М. Рубцова отмечалась в воспоминаниях многими его друзьями и приятелями. Пальто Рубцова стало едва ли не синонимом «гоголевской шинели». То он менялся шарфом с кем-то из приятелей в общежитии Литературного института, то его называют «шарфиком» в детском доме, тоже прозвище бытовало и во время учёбы в Горно-Химическом техникуме в г. Кировске Мурманской области.

Белое кашне (видимо, последнее) хранилось в частном музее Н.А. Старичковой и Н.Н. Александрова. Шарф был обычным предметом форменной одежды и матроса Рубцова во время службы на Северном флоте. Шарфик (подлинный или «стилизованный» под вещь Рубцова) является наряду с гармонью предметом обязательным во всех Рубцовских «музейных» экспозициях.

Почему же Рубцов так любил носить шарфы, откуда берёт начало эта его привычка?

Ещё большее недоумение вызывают часто упоминаемые в воспоминаниях валенки поэта, носимые, порой, до поздней весны.

«Снег ещё не сошёл, но уже вовсю капает с крыш, звенит по водостокам. А Рубцов, привыкший за зиму к валенкам, всё забывал сменить их на ботинки. Выйдет из дома ещё по холоду, да так и бродит до мокроты. Идёт по Вологде, как по своей Николе.

Встречается у подъезда дома, в котором наша писательская комната. Он перехватывает и мой удивлённый взгляд.

- Вышел-то по заморозку, - косится на свои разбухшие валенки, - а вот как распекло.

И щурится на солнечной капели.»

(Александр Романов. Из книги «Искры памяти». Вологда, 1995, С. 73)

Почему же Рубцов так дорожил этой обувью? Или он бравировал? Или дело в достатке поэта? Современному человеку (особенно молодому) как-то непонятно, как можно чуть ли не до луж ходить в валенках. Я думаю, всё-таки у Рубцова пристрастие к валенкам – это привычка. И он не видел ничего странного в том, что шагает в них по Москве (или Вологде). Рубцов, видимо, чувствовал себя в них комфортно.

В.П. Астафьев не раз заставлял поэта просушивать валенки у себя дома. Да и с ботинками Рубцову не везло. Только в Череповце его сестра Галина, судя по воспоминаниям, купила ему в подарок две пары ботинок (взамен украденных, во втором случае – совсем пришедших в негодность). Кстати, на Череповецком телевидении Рубцов тоже приходил в валенках. А может была необходимость беречь ботинки? Это бросалось в глаза современников Рубцова – поэт, и вдруг валенки и шарф. Хотя шарф, конечно, работал на имидж поэта.

Никто не вспоминает о сильной озабоченности Рубцова по поводу одежды. Да, он был выглажен, подтянут, хотя гардероб имел весьма не обширный (если не  сказать больше). За время чтений воспоминаний о Рубцове постоянно натыкаешься на эти два аксессуара – шарф и валенки. Они оставляли какую-то недосказанность, не скажу, что сильно тревожили, но вот вопрос: «почему?» как-то сам собой возникал.

И вот, наконец, можно, по крайней мере, вздохнуть с облегчением. Присланные автору этих строк воспоминания Е.П. Буняк (Романовой), кажется, всё проясняют. Видимо, привычка к шарфу и валенкам (как экологичной, тёплой и иногда единственной обуви) идёт у поэта с детского дома. А с тем, что было дорого и доступно в детстве расстаёшься неохотно.

Я очень рад, что заданные Е.П. Буняк вопросы разбудили воспоминания её детства, и она, может быть, написала о том, что раньше считала малозначительным и не важным.

Слово Буняк Е.П.:

«Встретились мы с ним (Рубцовым, прим. авт. статьи) в магазине, накануне нового 1951 года… Поговорили по пустякам, поболтали и разошлись. Одет он в детдомовское пальто с серым воротником, такая же шапка и валенки. Всем при выходе из д/дома выдавали одинаковые комплекты одежды: пальто зимнее и осеннее, ботинки, валенки и нижнюю одежду».

Следующий эпизод из жизни Красковского детского дома:

«Я плохо помню жизнь в Краскове… Помню, все мы были остриженными наголо… Марта Потанина, бывшая детдомовка,… мы с ней изредка встречаемся, вспоминает: выдавали всем новые валенки, а мы с Колей пробегали и опоздали. Осталась одна пара, как её делить? Пляшите цыганочку, кто лучше спляшет и будет с обновой.

Фото, подаренное Рубцовым Антонине Шевелёвой (Силинской).

Коля оказался плясуном лучше, чем я, вот и достались ему валенки новые, а мне привезли позднее».

Эпизод 3-й воспоминаний Е.П. Буняк. Никольский детский дом:

«Деревенские нас недолюбливали за то, что мы, по военным годам, были хорошо одеты, американцы нам посылали длинные пальто с серыми солдатскими воротниками, серые шапки-ушанки и длинные серые шарфы (у Коли потом в гардеробе всегда был такой шарф…), на ногах новые валенки.

Деревенские дети ходили в заштопанных фуфайках, подшитых валенках, питались скудно».

Что научились все детдомовцы ценить в годы войны, наверно, это остаётся на всю жизнь. Вот и валенки были удобны, тепля для поэта Рубцова, и шарф тоже помогал сохранить тепло и здоровье. А непонимание окружающих из-за валенок, возможно, и вообще не заботило поэта. Как и шарф не был предметом только имиджа, а был просто привычен и мил Рубцову с детства.


Материал предоставлен автором