«Зелёные цветы» Николая Рубцова

Леонид ВЕРЕСОВ

Стихотворный сборник «Зелёные цветы» вышел в 1971 году. Архивы Рубцова ещё не были разобраны к тому времени. Первые публикации архивных стихов Рубцова начались к годовщине со дня смерти поэта и наиболее полно были представлены В.В. Коротаевым (составителем) в сборнике «Подорожники» 1976 г. Таким образом, редактор книги «Зелёные цветы» В.М. Ермаков никак не мог напечатать те произведения, которые Рубцов не хотел видеть напечатанными. В книгу вошли только стихи, подобранные самим поэтом, хотя, может быть, не им выстроенные в нужном ладе. Это всегда было привилегией редактора. Думается, следует считать книгу Рубцова не просто посмертной, а истинно рубцовской, возможно, главной книгой его жизни.

Этот сборник стихов наиболее полный и содержательный из всех, напечатанных при жизни поэта. В него вошли и новые стихи Рубцова. Например, «Судьба» и «Ферапонтово».

Очень интересны выходные данные книги: "Редактор В.М. Ермаков, художник И.Г. Снегур и др. Сдано в набор 24.V.71 г.". То есть книга была полностью готова через 4 месяца после гибели Н.М. Рубцова. О каких-либо дополнениях, несогласованных с поэтом не может даже идти речи. Книга была подготовлена и печаталась по содержанию (подбору стихов), по названию, возможно, и по художественному оформлению в полном соответствии с пожеланиями (волей) поэта.

Не будем забывать, что это первая книга поэта в твёрдой обложке. Трогательная забота о выполнении пожеланий погибшего поэта – включение в сборник стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…» Этим стихотворением стихотворный сборник «Зелёные цветы» и завершается.

А начинались «Зелёные цветы» гораздо раньше – со стихотворения, написанного Рубцовым в гостях у поэта С.В. Чухина…

Итак, летом 1967 года Николай Рубцов некоторое время проводит у своего друга Сергея Чухина. Отдыхает душой в деревне Погорелово, где сохранились тогда ещё остатки барского сада, пруда, дома. Поэту хочется чего-то вневременного. Одолевают думы об ушедшем, ведь всё так быстро проходит. И не найти уже ни старой жизни, отомрут скоро все признаки старой Руси.

И вот в этом настроении поэт находит образ – зелёные цветы. Рождается стихотворение о том, чего невозможно отыскать, а можно только представить или вообразить. Старый верный друг – это, почти наверняка, поэт Сергей Чухин. Такой же лирик, как и все поэты, не от мира сего, «который сам не терпит суеты».

ЗЕЛЕНЫЕ ЦВЕТЫ
 

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно —
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь... чего-то не хватает...
Недостает того, что не найти.

Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы...

Видимо, образ несбыточного в виде зелёных цветов, образ ушедшего, которого не вернуть, и образ будущего, которое искусственно не приблизить, прочно вошёл в поэтический мир поэта Николая Рубцова. (Кстати, он написал в Погорелово ещё одно стихотворение, тоже истинный лирический шедевр – «В старом парке». Прим. автора.)

Поэт ищет и не может найти зелёные цветы – т.е. равновесия жизни, красоты, понимания и сочувствия. В его жизни этого недостаточно, но «мир устроен грозно и прекрасно», однако, даже здесь «чего-то не хватает, недостаёт того, что не найти».

Это прекрасное философское восприятие мира, понимание мимолётности нашего бытия, тщетности надежд и одновременно очарование несбывшимся… Это гимн рубцовской грусти вселенского масштаба, то, о чём каждый человек задумывается, но столь образно может выразить только большой поэт. Это стихотворение вне времени, вне пространства, оно о вечных чувствах, рано или поздно приходящих к человеку. Неважно, что сейчас селекционеры вывели зелёные цветы, природа сотворённая Господом или эволюцией всё равно умнее нас, и человеку всегда чего-то будет недоставать…

Вот здесь хотелось бы написать об ещё одном человеке, причастном к созданию книги «Зелёные цветы» - художнике И.Г. Снегуре. Художник-иллюстратор, родился 27 марта 1935 года в Москве, учился в Полиграфическом институте на факультете графики в 1960-64 гг. Участник первых выставок абстракционистов в Москве в студии Э.М. Белютина в 1958-60 гг. Работал в кино, театре, книге, плакате. Организатор известной группы «20 московских художников», ежегодные выставки которой проходили на Малой Грузинской улице, д. 28 в Москве с 1978 по 1988 гг. Участник более 50 выставок, теоретик искусства. Художник с мировой известностью.

Рубцов думает в «Зелёных цветах» о вечном, и дневниковые мысли (записи) Игоря Снегура в 1970 году тоже о вечных категориях. Может, поэтому и взялся художник за книгу и сделал интересную обложку на грани сюрреализма и реализма.

Художник И.Г. Снегур

Художник И.Г. Снегур.

Из дневника И. Снегура 1970 года: «Мотивом общественного поведения человека является стремление к достижению Равновесия. Образ этого равновесия – есть представление о себе как о Целом. Это Целое разделяется на Мирочувствие, Миропонимание и Миродействие. Равновесие – это тождество качеств образа о себе и месте своём. Комплексы есть структуры самозащиты индивидуума в обществе, плацдармы, на которые отступает личность и с которых возвращает потерянное счастье, равновесие существования. Несчастье – невозможность осуществлять только Бытие, т.е. это существование, которое требует восполнение Равновесия. Воля, вооружившись инструментами (ложь, правда, насилие, мольба, унижение, клевета) даёт возможность достижения счастья».

Из последнего письма Рубцова Ермакову, январь 1971 г.:

«Содержание, видимо, надо учесть по этой рукописи для художников». (Это присланные Рубцовым новые стихи для книги.) Т.е. Н. Рубцов прямо заботится о художественном оформлении книги. Это прямое обращение к И. Снегуру.

Итак, что искал Рубцов в образе зелёных цветов? О чём этот образ говорит? Об очень многом, в том числе и о таких категориях философии, о которых размышлял в 1970 году И. Снегур. И вот две творческие души, разные по художественному восприятию мира, по отношению к нему, создают одно целое – сборник «Зелёные цветы». Цвет обложки у И. Снегура не зелёный, но… согласно возможному их общему с автором стихов замыслу, не бывает зелёных цветов… обложек. Но если приглядеться, пожелать увидеть, можно найти и невозможное.

Увеличить Увеличить Увеличить

Варианты обложки книги «Зелёные цветы» работы художника И.Снегура.

Игорь Григорьевич Снегур прислал автору данной статьи свои варианты обложек книги «Зелёные цветы». От всего сердца хочется поблагодарить знаменитого московского живописца за этот щедрый дар поклонникам поэзии Рубцова и пожелать огромных творческих успехов.

Кстати, в качестве иллюстрации можно привести обложку барнаульского издания книги «Зелёные цветы» 1978 г. Она, конечно, сильно проигрывает великолепной работе И.Г. Снегура.

Обложка барнаульского издания книги

Обложка барнаульского издания книги.

Образ зелёных цветов всё больше и больше захватывает Николая Рубцова. Он хочет поделиться своими открытиями с читателем. И вот уже в ряде районных газет Вологодской области поэт публикует стихотворение «Зелёные цветы» и циклы стихов под общим названием «Зелёные цветы».

Впервые стихотворение «Зелёные цветы» опубликовано в газете «Новый путь» г. Белозерска 17 августа 1967 года. «Вологодский комсомолец» публикует цикл стихов под общим названием «Зелёные цветы» 3 сентября 1967 года. А 17 октября 1967 года, «Сокольская правда» публикует цикл стихов Рубцова под названием «Зелёные цветы». Газета «Волна» посёлка Вашки публикует «Зелёные цветы» вместе с подборкой стихов Сергея Чухина 26 декабря 1967 года.

Публикация в газете "Новый путь" (17 августа 1967 г.)

Газета "Сокольская правда" (17 октября 1967 г.)

Газета "Вологодский комсомолец" (3 сентября 1967 г.)

Не очень тактично вторгаться в творческую лабораторию поэта, но нельзя не заметить, что в публикации от 3 сентября 1967 г. и в более ранних опубликованных в газетах текстах стихотворения известная строка «Но даже здесь … чего-то не хватает…» напечатана как «Но даже здесь… мне что-то не хватает…». Устоявшийся вариант этой строки отредактировала В.К.Лиханова, главный редактор Северо-Западного книжного издательства и редактор сборника Н.М.Рубцова «Душа хранит». По всей вероятности, поэт оценил, понял и принял данный вариант. И далее после 1969 г. во всех сборниках и публикациях стихотворение печатается в его узнаваемом классическом виде.

И вот ещё на какой факт не обращали внимание рубцововеды: дипломной работой выпускника Литературного института Николая Рубцова была не только выдающаяся книга «Звезда полей», но и цикл стихов «Зелёные цветы».

ГАВО, фонд 51 оп. 1 дело 22. Выписка из зачётной ведомости. Помимо оценок «хорошо»  (4) и «удовлетворительно» (3) (их немного), зачтены семинары по русской литературе «А.П. Чехов», по современной советской литературе «Творчество Сергея Есенина». Спецкурс по творчеству А.М. Горького, спецкурс по зарубежной литературе «Хемингуэй», спецкурс по творчеству В.В. Маяковского. Дипломная работа на тему: Звезда полей» (Стихи). Стихи из цикла «Зелёные цветы». Выполнена и защищена с оценкой «Отлично». Регистрационный номер 1246, г. Москва, 23 мая 1969 г.

В архивном документе речь идёт о цикле стихов. Обращаю внимание читателей на дату: 23 мая 1969 года. Но ещё в документальных свидетельствах за весну 1968 года упоминается уже книга Рубцова «Зелёные цветы».

Сам Николай Рубцов в статье «Главные темы моих стихов», опубликованной в журнале «Политинформация» (Вологда, 1968 г., №1) пишет: «Сейчас работаю над большим циклом стихов «Зелёные цветы». В творческом отношении предпочитаю темы Родины и путешествий, сельского труда и любви».

Документ от 4 мая 1968 года. ГАВО, фонд 1796, оп. 3, ед. хр. 377. Радиоальманах «Искусство». Читается текст, подготовленный Александром Романовым, тогдашним отв.секретарём СП России, Вологодское отделение о вступлении в Союз писателей РСФСР В.С. Железняка и Н.М. Рубцова:

«Поэт Николай Рубцов значительно моложе Железняка, но уже достаточно известен любителям поэзии. Его книги «Лирика», «Звезда полей», изданные в Архангельске и в Москве, сразу привлекли к себе внимание своеобразием поэтического письма. Рубцов развивает традиции таких крупных русских лириков как Тютчев и Баратынский. Работа это сложная, она требует незаурядного дарования, очень точного слуха к русскому слову, серьёзных мыслей и раздумий.

 

Сейчас Николай Рубцов подготовил новый сборник стихов «Зелёные цветы». Он выйдет в следующем году в Москве в издательстве «Советская Россия». Как и в прежних книгах, в этой Николай Рубцов верен русскому Северу, его замечательным людям – он пишет о своей милой северной стороне задушевно и ярко».

Этот архивный документ свидетельствует, что книга «Зелёные цветы» должна была выйти в 1969 году. Документ вводится в научный оборот впервые и  ясно свидетельствует о том, что замысел книги «Зелёные цветы» вызревал у Рубцова уже давно, но книга под таким названием только готовилась, и поэтому в дипломе фигурирует только цикл стихов «Зелёные цветы».

Вероятно, у Рубцова было желание именно книгой под таким названием защитить диплом вместе с великолепной «Звездой полей».

В виде иллюстративного материала приводится заметка Сушинова о принятии в члены СП России В. Железняка и Н. Рубцова. В конце заметки имеется упоминание о сборнике «Зелёные цветы».

 

Автор статьи имеет целью доказать, что стихотворный сборник «Зелёные цветы» подготовлен Рубцовым в результате кропотливой долгой работы, без постороннего вмешательства, исключая минимальное редакторское В. Ермакова.

Ещё один нюанс хотелось бы отметить. Поэт Рубцов и редактор Ермаков работали над книгой «Зелёные цветы» для издательства «Советская Россия», тогда как все предыдущие сборники стихов выходили в Северо-Западном книжном издательстве (сборники «Лирика», 1965 г. и «Душа хранит, 1969 г.) и в московском издательстве «Советский писатель» («Звезда полей», 1967 г. и «Сосен шум», 1970 г.)

Также важно понимать, что с 1968 года поэт параллельно работал над четырьмя сборниками. Успел издать «Душа хранит» и «Сосен шум» и не увидел при жизни «Зелёные цветы» и «Подорожники». Последний сборник «Подорожники» вышел в издательстве «Молодая гвардия» в 1976 году, сильно переделанный и дополненный, с извинительными погрешностями и неточностями. Подготовил его к печати В.В. Коротаев. Хотя этот сборник был для своего времени наиболее полным собранием стихов Рубцова.

А в январе 1971 года на квартиру Рубцова пришло письмо: «Уважаемый Николай Михайлович, Ваша рукопись «Подорожники» получена 14 января 1971 года. О своём решении редакция современной советской поэзии сообщит после того, как рукопись будет отредактирована и рассмотрена в редакции».

С рукописью этой книги Рубцов совсем не успел поработать, поэтому поэма «Разбойник Ляля» включена в раздел «Ранние стихи», и приводится не принадлежащее Рубцову стихотворение «Огороды русские» (автором этого стихотворения является латышская поэтесса Мара Гриезане).

Давайте вернёмся к сборнику «Зелёные цветы» и приведём почти полностью письмо В.М. Ермакову от Н.М. Рубцова, датированное 12 января 1969 г.:

«Дорогой Валя!.. Я так и уехал, не разузнав толком, в каком состоянии моя книжка, и что мне нужно там сделать… Дней 20 назад я послал письмо Туркину В.Я. о том, чтобы он помог мне получить в издательстве ещё проценты в счёт гонорара за будущую книжку. Ответа всё ещё нет. Он тебе ничего не говорил об этом? Узнай, пожалуйста, Валя, что он решил, и поддержи меня в случае чего… 12. II. 1969. Вологда. Твой Н. Рубцов».

В этом письме нет прямого указания на название сборника. Но Ермаков – редактор издательства «Советская Россия». А в этом издательстве Рубцов готовил к выпуску только «Зелёные цветы». Рубцов просит денег в счёт гонорара за будущую книжку и, по-видимому, получает его.

Далее приводятся воспоминания В.П. Астафьева из книги «Пролётный гусь», Иркутск, 2002 г. Воспоминания о поэте Н.М. Рубцове, стр. 288.:

«Захаживал он частенько к нам. Однажды забрёл с утра, глазёнки сверкают, что лампочки на новогодней ёлке, улыбка в левом углу рта затаённая, так и рвётся наружу…

- Ты чего, Коля?

- А я деньги получил из Москвы за книгу «Зелёные цветы».

Если это не обмолвка писателя, то работа над рукописью в издательстве подходила к концу. Гонорар обычно выплачивался в виду выпуска книги в свет. По-видимому, разговор этот Рубцова и Астафьева относится к 1970 году.

О серьёзности работы над сборником и о том, что книга готовилась и должна была выйти, говорят и документы со студии Череповецкого телевидения. Хотя они уже публиковались автором, но не грех привести выступление Рубцова на телевидении Череповца ещё раз, но прокомментировать согласно темы данной статьи.

«Земные цветы» - название книги Рубцова, согласно документу от 27 февраля 1969 года (передача «Северяне» Череповецкого телевидения. Череповецкий центр хранения документации, фонд 917, дело 300 стр. 57-58). Возможно, это опечатка, и читать следует «Зелёные цветы». Тогда это просто подтверждение работы Рубцова над сборником, сказанное им лично. Но, возможно, «Земные цветы» - это какой-то неизвестный вариант названия сборника Рубцова, так как поэт говорит, что он выйдет в издательстве «Советский писатель» в Москве. Будем работать над этой загадкой поэта.

Итак, поэт перед телевизионной аудиторией говорит о будущей книге: «Надеюсь увидеть в скором времени её напечатанной».

В.Д. Зинченко в материале «Как по Сухоне реке ходили пароходики» следующим образом рассказывает о сборнике Рубцова: «В Москве, в издательстве «Советская Россия» готовился к печати сборник стихов Николая Рубцова «Зелёные цветы». Поэт вёл из Вологды переписку с редактором сборника Валентином Ермаковым. «Помню, мой шеф, старший редактор Дмитрий Артемьевич Смирнов не соглашался с этим названием «Зелёные цветы». «Что это Рубцов вздумал кокетничать? Хочет сказать, что его поэзия незрелая, зелёная? Напиши ему – пусть заменит». Ермаков пишет Рубцову: «Подумай, пожалуйста, и вышли новое «имя», не затягивай. Чем скорее ты перекрестишь книгу, тем скорее мы сдадим её производство». В следующем письме он отвечает Рубцову на его послание: «Здравствуй, милый Коля! Очень рад, что ты держишься за название. Не потому, что оно мне нравится, а потому, что узнаю твой характер и уважительное отношение к своему труду. Буду отстаивать это название и я».

Упоминает о сборнике в своих воспоминаниях о Николае Рубцове и Ф. Марон (преподаватель Сокольского педучилища). Статья «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью…», газета «Сокольская правда», 19 января 1991 года: «Это была наша последняя встреча. На полу лежали машинописные листы. Я поднял их, стал читать новое, ненапечатанное ещё стихотворение… Я поднял другие листки - новые стихи. Объясняет мне: «Пусть полежат, отстоятся словом». Сказал, что в 1971 году выйдет наиболее полный сборник его стихотворений «Зелёные цветы».

По-видимому, это воспоминание относится к последним месяцам жизни поэта. Можно также предположить, что фотопортрет Н.М. Рубцова, сделанный в студии Череповецкого телевидения телеоператором А.А. Тихомировым, выполнен именно с расчётом на эту книгу стихов. Об этом говорит и временная логика, и факты, привязанные к времени активной работы Рубцова над книгой «Зелёные цветы».

Следует отметить также тот факт, что стихотворение «Зелёные цветы» было включено поэтом в сборники «Душа хранит» и «Сосен шум» как имевшее программное значение для его творчества.

Очень серьёзным аргументом в пользу основных выводов данной статьи является публикация документов из архива Сергея Дмитриева. Череповецкий коллекционер и страстный любитель поэзии Рубцова С.А. Дмитриев позволил обнародовать два редких источника: письмо главного редактора издательства «Советская Россия» Д.А. Смирнова от 7 мая 1969 г. и издательский договор №699 от … мая 1968 г. Эти документы являются отличным завершающим штрихом и доказательством всех приведённых ранее версий и догадок по поводу книги стихов Н. Рубцова «Зелёные цветы». Они подтверждают даты, воспоминания друзей поэта о том, что только смерть не позволила Рубцову увидеть изданной долгожданную книгу.


Письмо главного редактора издательства «Советская Россия» и договор с издательством.

Сергей Дмитриев поделился и ещё одним интересным фактом. По некоторым данным, В.С. Белков очень осторожно предполагал, что Рубцов мог держать в руках пилотный экземпляр книги «Зелёные цветы» во время одной из последних поездок в Москву.

Остаётся проанализировать ещё три письма Н.М. Рубцова В.М. Ермакову как пример заботы о своём детище – будущей книге «Зелёные цветы». И эти документы позволяют говорить о сборнике как о выстраданном Рубцовском, и считать его от корки до корки истинным шедевром поэта.

Давайте приведём важные выдержки из писем Н.М. Рубцова В.М. Ермакову, редактировавшему этот сборник. Письмо от 12 февраля 1969 г. уже цитировалось в статье. Следующим стало письмо В.Е. Ермакову от 31 июля 1970 г. Вологда:

«Думал над новым названием для книжки, но ничего путного пока что в этом смысле не нашёл. Привык к своему прежнему названию. Дело в том, что в названии «Зелёные цветы» есть определённый смысл, и он более-менее определён в стихотворении «Зелёные цветы», вошедшем в рукопись. Зелёных цветов не бывает, но я их ищу. Может, ты договоришься всё-таки с Д.А. (Дмитрий Артемьевич Смирнов – директор издательства «Советская Россия». Прим. Автора.) оставить название прежним? Ничего ведь в нём плохого или страшного нет… Ну почему же не подходит название «Зелёные цветы»? Это ничего не напоминает, имеет свой смысл. Да и неужели так существенно для дела название? Книжка вышла бы лишь получше!.. 31.VII.70. Н. Рубцов».

Давайте прервём хронологию писем Рубцова в издательство «Советская Россия» письмом редактора В. Ермакова поэту от 24.09.70 г. из архива Сергея Лагерева – председателя Сургутского рубцовского центра:

«Здравствуй, Николай! Заканчиваю отбор твоих стихотворений для новой книги. К сожалению, денег для того, чтобы заплатить за перепечатку, у меня нет. Или высылай рублей двадцать, или я вышлю тебе все стихи с пометками на тех, которые должны войти, и ты отдашь перепечатать рукопись сам. Итак, жду твоего решения. Не тяни. До свидания, Валентин. 24.09.70. г.»

Очень показательное письмо от 27 октября 1970 г., которое свидетельствует об искреннем желании Рубцова выпустить книгу побыстрее и лучшего творческого качества:

«Дорогой Валентин! Я потерял где-то тот адрес, который ты мне давал. Теперь вот что. Попроси, пожалуйста, своё начальство (показавши м.б. это письмо), чтобы тебя отпустили как редактора (ну командировали бы, что ли) ко мне как к автору. Дело в том, что после архангельской поездки я сильно разболелся и сам для работы над рукописью приехать долго не смогу. Пожалуйста, отпросись. Мы тут всё сделаем, и тогда дело не задержится… 27.10.70. г. Николай Рубцов».

В последнем письме В.М. Ермакову (Вологда, январь 1971 г.) Рубцов снова беспокоится о составлении рукописи книги и издании сборника «Зелёные цветы». По-видимому, под влиянием момента или болезни («Валя, у меня болит рука») или общего состояния полного предчувствия скорого ухода из жизни пишет: «Вместо «Зелёных цветов» предлагаю назвать «Над вечным покоем».

Но автор статьи не стал бы рассматривать это как безоговорочное пророчество, которое сбудется через короткое время. В письме Викулову в начале 60-х гг. Рубцов также предлагает назвать свой первый сборник «Над вечным покоем». Видимо, это было всё же повторяющееся у поэта состояние момента.

Очень важна приписка к письму: «Это приложение к рукописи, ты его, пожалуйста, посмотри». Поэт как истинный художник слова в сомнениях, в заботах о будущей книге. Он предлагает на суд редакторов какие-то новые произведения. Он сетует, что несколько раз вовремя не получил писем от Ермакова. «Очень трудно в городе Вологде с машинистками, поэтому (если необходимо перепечатать рукопись), необходимо не забывать о том, что все расчёты (со временем) я беру на себя. У меня к тебе, Валя, одна просьба: пожалуйста, исходя из того приложения стихотворного и книжки, выбери и составь хорошую книжку. Ещё вот что: как Дмитрий Смирнов смотрит на тираж? Я тебе позвоню (неразборчиво) или телеграфирую. А сам я приеду в конце… (неразборчиво). Н. Рубцов».

И вот это «а сам я приеду в конце… (неразборчиво)» оказалось вечностью. И теперь важно только намерение поэта приехать и улучшить книгу. А конкретная дата уже стала не важна после убийства Н.М. Рубцова в ночь с 18 на 19 января 1971 г.

И вот ещё одна приписка как завещание поэта: «Очень будет хорошо, если не забудешь включить в рукопись «Я буду скакать по холмам». Н.Р.». Автор статьи ещё раз обращает внимание на то, что редактор книги В. Ермаков включил в сборник это стихотворение, оно оказалось завершающим книгу.

Да уж, Николай Михайлович Рубцов, в своих лучших стихах Вы скачете и по холмам, и по умам, и по душам людей, заставляя их переживать вместе с Вами все лучшие мгновения общения с природой, с Родиной, с Россией.

На выпуск в 1971 году книги Н.М. Рубцова «Зелёные цветы» откликнулись друзья поэта (первые «рубцововеды»): поэт Виктор Коротаев и критик-публицист Василий Оботуров. Каждый из них по-своему высоко и тонко оценил новую (посмертную) книгу стихов Н. Рубцова.

Статья В. Коротаева вышла в газете «Вологодский комсомолец» 19 января 1972 г. и называлась «Книга без автографа». Также Коротаев опубликовал материал о книге «Зелёные цветы» в журнале «Аврора» за 1972 г. №8, стр. 75 под названием «Душа хранит».

Откликнулись на выпуск книги Рубцова А. Алексичев («Зелёные цветы», «Сокольская правда», 1972 г, 9 февраля), М. Кокосов («Зелёные цветы Севера», журнал «Звезда», 1972 г, №6, стр. 218-219).

Публикация В. Оботурова называлась «Дань за радость неземную» и была опубликована в газете «Красный Север» 19 января 1972 г.

Но закончить публикацию хочется оценкой книги «Зелёные цветы», данной поэтом С.В. Чухиным в заметке «Цветы живые», «Вологодский комсомолец», 7 ноября 1972 г. Напомню, именно в гостях у него Николай Рубцов и написал стихотворение «Зелёные цветы», которое дало название книги. Трудно сказать что-то лучшее по поводу сборника Николая Рубцова (публикуется впервые после первого издания).

Итак, образ «Зелёных цветов» поэта прошёл эволюционный творческий путь от стихотворения до поэтического цикла и дал название сборнику стихов. По всему, книга должна была выйти при жизни поэта, и только трагические обстоятельства преждевременной смерти не позволили Рубцову увидеть сборник напечатанным. Скрупулёзная, мучительная работа поэта над сборником (названием, содержанием, оформлением) позволяет считать книгу «Зелёные цветы» без всяких оговорок составленной, подготовленной, выпестованной поэтом.

Это был завершающий этап работы над темой, которая не отпускала поэта последние годы жизни и являлась в каком-то смысле итоговой и даже программной в его творчестве. Иногда в работах о поэте последних лет жизни можно найти упоминание о некоем творческом кризисе, помноженном на бытовую неустроенность. Книга «Зелёные цветы» - это достойный ответ на все подобные рассуждения.

Рубцов, конечно, мог измениться в поэзии, но, думается, только в лучшую сторону. Интересен сам по себе вопрос: достиг ли поэт творческой зрелости? Но при любом ответе горько сознавать, каких шедевров лишилась русская литература из-за его ранней смерти.

Резонно ли горевать о несбывшемся?.. Однако, ищем и не находим его зелёные цветы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Письмо Валентина Ермакова А.А. Романову

Это письмо снимает последние вопросы по поводу книги стихов Рубцова «Зелёные цветы». Письмо ждало 40 лет в архиве, чтобы заговорить в год 75-летия со дня рождения поэта. Оно публикуется впервые.

Интересен пассаж о книге «Душа хранит» (Архангельск, 1969 г.), которая ещё в начале 1971 года свободно продаётся в Вологде. То есть не наблюдается никакого ажиотажа вокруг имени Николая Рубцова, иначе сборник давно бы раскупили. Выходит ещё, что и А.А. Романов, тогдашний ответственный секретарь Вологодской писательской организации приложил руку к скорейшему выходу в свет сборника «Зелёные цветы». Пусть хорошие поступки, хотя бы и через 40 лет, будут оценены по достоинству. Спасибо Александр Александрович Романов!

Дело 99 опись 1 фонд 846

Письмо А.А. Романову

Здравствуй, Александр!

Пишу из Кирова, чтобы дело с изданием книги Николая Рубцова не затягивалось. Вот я что придумал. Чтобы не перепечатывать его стихи (мне это тоже нелегко сделать) лучше сделать расклейку того, что печаталось. Тогда новых стихов останется не так уж много.

Мне нужно два экземпляра книги «Душа хранит». Они ещё есть в Вологде. Я видел в киоске на вокзале. Вышли их мне, пожалуйста, на издательство. И как можно скорее. Буду очень благодарен. Две – потому, что стихи-то печатаются на обеих сторонах листа. Книг «Сосен шум» у меня три.

Конечно, это кощунство – губить книги Н. Рубцова. Но надо.

Всего доброго!

Низкий поклон Вологде и вологжанам.

Валентин Ермаков


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Автор статьи в качестве приложения  (очень ценного и содержательного) публикует присланные  Игорем Григорьевичем Снегуром  воспоминания  о встречах с  Н. Рубцовым. По всей вероятности только  1965 год как дата начала работы художника над книгой «Зелёные цветы» нуждается в корректировке. Утверждение, что «это первая книга стихов  Николая Рубцова»  тоже фактически неверно. Если только речь не идёт о  каком- то другом сборнике стихов Н.Рубцова. Все ответы на вопросы  по поводу сборника стихов «Зелёные цветы» можно найти при прочтении основного теста статьи. А вот первая публикация  трёх вариантов обложек книги «Зелёные цветы» художника И.Г.Снегура – действительно  подарок  всем рубцововедам  России.

Воспоминания художника Игоря Снегура  

1960-е г. Москва

В этот период творческая Москва пылала энтузиазмом. После разоблачения Н.Хрущевым культа И.Сталина интеллигенция, на время с 1958 по 1962 год, впервые оказалась не подцензурной: издательства, театры, литература, поэзия, музыка буквально взорвались творческими новостями. Этому способствовало и важнейшее событие 1957 года Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве, не лишне добавить, что в области физики и космонавтики в этот период СССР опережал западные страны.  Годы хрущёвской оттепели вернули из лагерей значительную часть старой интеллигенции.

 

Все это заставило Москву бурлить, перемешиваясь и пересекаясь разными интересами. Словно прорвало плотину: все что писалось в стол, не озвучивалось, не показывалось ринулось обвалом наружу. Потрясение невероятное от того что так долго хранилось под под спудом . Основу конечно составляла молодежь - художники, литераторы, музыканты, физики, деятели театра. Одной из новых черт Москвы стало мигрирование до поздней ночи, из кафе в кафе и в квартиры, больших групп молодежи объединенных общими интересами, что поднимало творческие эмоции до крайних пределов в спорах и дискуссиях. Не случайно, после 1962 года, культуре подыскали синоним: «период между культами». Открылось большое количество «рабочих кафе», которые после 18 часов, предоставляли место для собраний и дискуссий. Эта уникальная атмосфера Москвы и послужила зарождению искусства шестидесятников - серебряного века отечественной культуры.

 

В 1964 году в кафе «Аэлита» или «Синяя птица», не могу утверждать, проходил юбилей издательства «Советская Россия», где я работал как художник книги. На эту встречу я пригласил поэта Юрия Кушака, с которым я прежде проходил воинскую службу на эсминце в г. Североморске в 1956 году. К столику приятель подошел с двумя друзьями и представил как поэтов Николая Рубцова и Эдуарда Вериго, последний был с гитарой. Некоторое время мы беседовали.  Николай Рубцов присев за стол молчал, бросалась в глаза его застенчивость и скромность, никак не комментировал происходящее вокруг, но вслушивался. В программе юбилейного вечера выступления бардов, художников, поэтов, литераторов. Ещё продолжался вечер, но мы решили отправиться ко мне на квартиру, к нам присоединились человек десять наших общих знакомых.

 

У меня была отдельная комната, что по тем временам было удобно. Не могу припомнить всего о чем беседовали, но помню особенный успех песен Эдуарда Вериго, который блистал , балагурил, исполнял под гитару свои бесконечные «сонги» - так он их почему то назвал. Юрий Кушак читал стихи, еще кто то... Уже глубокой ночью я попросил Рубцова что-нибудь свое исполнить, но нет и нет. Однако гости хотели послушать всех. Яркий искрометный Э.Вериго передал Николаю свою гитару... Нехотя, словно сопротивляясь насилию, Рубцов перебрал струны и тихо запел: « В горнице моей светло, это от ночной звезды...»  Словно небосвод опрокинулся: громыхающее нечто укатило и, в изумленной тишине, зазвучали аккорды другого мира, мира внутреннего сердца. Гости замерли от шока и долгое онемение не покидало их... Вот так Николай Рубцов разделил мир «мир внешний» и  «мир внутренний», после  выступления ничего не нужно было добавлять, песня дала прикоснуться к  качествам души которые не были востребованы в советское время, чем завершила споры  и все стали тихо расходиться...

 

В 1965 году в издательстве «Советская Россия» мне предложили сделать оформление к первой книги стихов Николая Рубцова «Зелёные цветы». В день сдачи работы в издательство мне сообщили о трагической гибели Рубцова, сообщила Валентина Каргалова, литературный редактор серии «первая книга советского писателя». Некоторое время предполагалось увеличить объем издания, но решили выпустить первую книгу в том виде как она сложилась при жизни, накануне трагедии.  С Николаем Рубцовым я так и не встретился более...

 

Уважаемый Леонид Вересов, попробуйте найти Эдуарда Вериго в интернете, в те же годы я оформлял его спектакль «След в след» в гор. Тула, возможно у него есть что вспомнить.

 

р.с.

Посылаю файлы эскизов обложек к книге Н.Рубцова «Зеленые цветы». Если архив содержит материальные документы, не в цифре для экспозиции, то могу Вам выслать эти эскизы.

 

С уважением И.Снегур.


Материал предоставлен автором