Вечер, посвященный памяти композитора Александра Сергеевича Лобзова

А.А. БЕЛАЙ, Н.А. КОПЫЛОВА

31 октября 2000 года 
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Вторники "Московского журнала"
Открытие сезона 2000/2001 года. 

Музыка А.С.Лобзова - это не просто романсы на стихи русских поэтов, это - произведения, не укладывающиеся в узкие рамки жанра, соединяющие в себе редкую музыкальную выразительность, мощь художественно-философского постижения бытия и глубинную экспрессию истинной русскости. Тем поразительнее, что созданы они музыкантом-непрофессионалом: Александр Сергеевич окончил юридический факультет Московского университета и всю жизнь проработал в милиции, пройдя путь от рядового следователя до полковника, преподавателя Академии МВД. Получив частное музыкальное образование, но обладая даром Божиим, он оставил далеко позади многих профессиональных "подельщиков от музыки". И поистине, только в России могло произойти подобное; ибо ни в Германии, ни во Франции, ни в Италии не было, грубо говоря, полицейских, которые написали бы музыку, ставшую всенародно любимой. 

Участников вечера Сергея Волжина-Ястребова и Александра Хохлова в последние годы жизни А.С.Лобзова связывала с ним личная и творческая дружба. Десять лет назад совместно с пианисткой, автором фортепианных переложений многих произведений композитора Оксаной Петриченко они задумали литературно-музыкальную программу, которая и была представлена зрителям на первом Вторнике "Московского журнала" сезона 2000/2001 года. Прозвучали романсы А.С.Лобзова на стихи А.А.Блока, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.М.Рубцова, Н.И.Тряпкина, А.В.Жигулина (Александр Хохлов, партия фортепиано - Оксана Петриченко), стихотворения А.А.Блока, Ф.И.Тютчева и Н.М.Рубцова (Сергей Волжин-Ястребов), фортепианная импровизация на темы романсов А.С.Лобзова (Оксана Петриченко). 

Одно из откровений более чем двухчасового концерта - то, как звучали стихи Николая Михайловича Рубцова, положенные на музыку А.С.Лобзовым. Ненавидимый либерал-авангардистами от литературы ("Смердяков русской поэзии"), Рубцов и "державно-патриотическими" исполнителями, превозносящими его как "классика", большей частью поется в гитарно-бардовском, "окуджавовском" стиле, благодаря чему с творчества большого русского поэта так и не удается снять налет известной "маргинальности". А.С.Лобзов, пожалуй, единственный на сегодня композитор, в трактовке которого Николай Рубцов предстает именно как поэт высокой классической традиции, стоящий в одном ряду с Блоком, Тютчевым, Фетом... 

Зал был переполнен: в проходы пришлось ставить стулья. И это - наиболее наглядное, хотя далеко не единственное свидетельство роста популярности Вторников "Московского журнала", имеющих уже почти десятилетнюю традицию.


Источник: Московский журнал № 12 , декабрь 2000