Обожгла душу Н.М. Коняева рукопись воспоминаний о Рубцове...

Из беседы с Н.М. КОНЯЕВЫМ

В первом выпуске возобновленной "Библиотечки "КС" (25 декабря 1999 г.) была опубликована беседа Геннадия Сазонова с петербургским писателем Николаем Коняевым, исследователем творчества Николая Рубцова. Разговор журналиста с писателем получился объемный, полностью его напечатать не удалось, и сегодня мы предлагаем читателям те его фрагменты, что не вошли в предыдущую публикацию. 

- Хотелось бы узнать, Николай Михайлович, как возник замысел твоей повести о Рубцове "Путник на краю поля"? Как ты ее писал? 

- Однажды мне попала в руки книга стихов Рубцова. Я читал и любил многих поэтов - Ахматову, Мандельштама, Цветаеву... Нет, не то чтобы они были хуже. Но Рубцов оказался мне роднее, чем они. Ну, а потом получилось так. Я учился в Литературном институте, писал пьесы. Актеры одного из московских театров предложили мне написать пьесу о Рубцове. Разговор проходил в кабинете у Вадима Кожинова: ему прислали из Мурманска рукописи воспоминаний о Рубцове. Кожинов тоже загорелся идеей пьесы о Рубцове и дал мне почитать воспоминания. 

Стояла поздняя осень, в комнате общежития холодно, было разбито стекло. Я положил ворох бумаг на стол, стал читать и не мог оторваться всю ночь. Было ощущение, как будто это про меня написано, как будто это моя жизнь. Нет, не то чтобы я соотносил себя с Рубцовым, у нас все разное. Он - сирота, у меня - отец и мать, все благополучно. И тем не менее я все чувствовал, узнавал: и свет барака посреди ночи, и сосны, которые шумят возле барака, и все, все. Мое. Родное. Да, я написал пьесу, ее даже несколько раз сыграли на гастролях. 

А в 1987 году я начал писать повесть о Рубцове. До этого я накопил большой материал, доступный по тому времени. Написал повесть за полтора месяца. Выпало свободное время, и я решил побывать на родине поэта, а то как-то неудобно. Приехал в Тотьму, нашел людей, которые знали Рубцова. И пришел в полное отчаянье: повесть написана, а тут новый материал, надо все переделывать. И вдруг я понимаю, что ничего не надо менять, все эти воспоминания точно "ложатся" на текст рукописи. За 24 дня я ее переписал. 

- Нередко в разных изданиях стихов Рубцова можно встретить разночтения в тех или иных строках, в посвящениях и т.д. Что ты думаешь по этому поводу? 

- До сих пор есть рубцовские стихи, письма - неизвестные. Настала пора создать академическое издание Рубцова - общий "знаменатель", который служил бы отправной точкой для разных издателей уже в XXI веке. Я глубоко убежден, что это более важное дело, чем поставить очередной бронзовый памятник поэту на его родине или в каком-то другом месте России. Необходимо собрать все материалы о Рубцове, изучить все тексты, сравнить, отобрать варианты. Необходимо учитывать и "человеческий фактор": сегодня еще живы люди, которые лично знали Рубцова или общались с ним, у которых есть тексты стихов или магнитофонные записи. В комиссию по подготовке академического издания могли бы войти писатели, уже отдавшие немало сил изучению жизни и творчества поэта: Вадим Кожинов, Вячеслав Белков, Станислав Куняев, Василий Белов, Глеб Горбовский, Василий Оботуров и другие. Конечно, потребуются для осуществления этой деятельности какие-то средства. Повторюсь, Рубцов сегодня самый "коммерческий" поэт, издатели получают на его книгах немалые прибыли, и незазорно выделить часть ее на благородное дело. Руководители ряда регионов, с которыми тесно связана судьба Рубцова, тоже могли бы поучаствовать в этом. Не мешало бы соответствующее решение и на уровне правительства России.


Публикуется по газете "Красный Север" (12.01.00).