Добрый Коля
Никита ЕЛИСЕЕВ
Совсем
недавно
Радиопрограммы, смутная легенда, хрестоматия
Глядя на эту
картинку, припоминалось, конечно, разное, но прежде всего – сразу и с ходу
– песенка, гремевшая все детство, да и сейчас продолжающая греметь по радио:
«Я буду долго гнать велосипед. В чужих лугах его остановлю…» То, что у слов этой
песенки может быть автор,
Но сама эта песенка
ни в коей мере не соединяется, не ассоциируется с лысым мужиком, поэтически
глядящим вдаль, как не ассоциируется с ним и смутная легенда
И эта смутная
легенда, в годы перестройки обретшая черты уголовной, совсем не поэтической
истории,
Выдающийся стиховед
нашего времени Михаил Гаспаров в 1990 году заметил: стихи Рубцова ничем
не отличаются от поэтической продукции, печатавшейся в конце XIX столетия
в журнале «Нива». Окажись там
«Стукнул по карману – не звенит, / Стукнул по другому – не слыхать. / В тихий свой таинственный зенит / Полетели мысли отдыхать» – вряд ли такие стихи представимы в дореволюционной «Ниве». Но все ж таки они нетипичны для Рубцова. Это стихи его ленинградской почти андеграундной юности, когда он дружил с Глебом Горбовским, Эдуардом Шнейдерманом, Олегом Григорьевым, когда слушал, как Иосиф Бродский читает «Еврейское кладбище», а Александр Морев декламирует: «Я хочу, чтобы разделся Бог…» Типичные стихи Рубцова, с «собственным лейблом», конечно, подчеркнуто старомодны, конечно, это – стихи из журнала «Нива».
Биография и стихи
Иное дело, что сам Николай Рубцов жил в мире, который принципиально отличался
от мира поэтов, печатавшихся в журнале «Нива». Он родился в 1936 году в семье
сотрудника вологодского горкома ВКП(б). В 1937 году отец был арестован,
После детдома Рубцов служил
на флоте, там начал печататься в многотиражке, после службы оказался
в Ленинграде, работал на Кировском заводе, посещал литературное объединение под
руководством поэта Игоря Михайлова;
После
андеграундного, самиздатского Ленинграда Рубцов отправился в Москву поступать
в Литинститут, откуда его неоднократно выгоняли (из песни под названием
«биография поэта» слова не выкинешь) за многочисленные скандалы. Затем Вологда,
публикация нескольких стихотворных сборников и… гибель. Такова в самом сжатом
виде его биография.
Мир, в котором живет лирический герой Николая Рубцова, кажется, ничем не отличается от мира, в котором жил сам поэт. Но это только кажется. «В горнице моей светло. / Это от ночной звезды. / Матушка возьмет ведро, / Молча принесет воды…» Какие горницы? «У него не было ни одной подушки, была одна прожженная простыня, прожженное рваное одеяло. У него не было белья, не было посуды, ел он прямо из кастрюли». С 1942 года, года смерти матери, и до последнего года жизни, когда получил в Вологде отдельную однокомнатную квартиру, у Рубцова вообще не было никаких «горниц». Детдом, общаги, казармы, общаги, ночевки у знакомых, покосившаяся изба в селе Никола у жены и тещи – все…
Редко Рубцов
в стихах решается описать, как обстоят дела на самом деле. Тогда у него
получаются жалостные, сентиментальные баллады, вроде стихотворения про то, как
он, пьяненький, глушит водку и пытается
Программное
стихотворение, ибо в нем слышен надрывный стон струны: ах, да оставьте вы все
меня в покое, дайте пожить спокойно – как доброму Филе. Где, спрашивается, можно
было обнаружить такой хуторок? Только в мечтах. И «добрый Филя» – «Коля»,
разумеется… «Добрый Коля» – такая же мечта о себе хорошем, как и о хорошем
окружающем мире. Мечта – несбыточная, поскольку вот
Порой этот нерв,
эта скрученность прорывались у Рубцова парадоксально, едва ли не насмешливо, как
в стихотворении «Поезд». Описание поезда, несущегося
Вот
Сор, из которого выросла эта элегия, лучше не ворошить: скандал в ресторане, драка с официанткой, вызов милиции, заступничество случайных посетителей (мол, официантка сама же первая полезла) и вслед за тем выпивка с заступниками. Все это ушло в затекст. Осталось неназванное, но тем более сильное ощущение потерянности, одиночества, сиротства – то самое, самое то «достоевское» состояние, в котором впору спросить: «Должно же быть у человека на земле место, куда он может пойти?»
Чаще всего таким местом оказывается ресторан третьего разряда. Чахлая герань, скособоченная пыльная пальма, можно подойти к посетителю и завести с ним разговор… о Вийоне. Друг Рубцова, писатель Виктор Астафьев, вспоминая историю возникновения «Вечерних стихов», заметил, что официантку звали Нинкой, а в элегии она Катя, дескать, уж очень нравилась Рубцову рифма: «Перевезет меня дощатый катер / С таким родным на мачте огоньком! / Перевезет меня к блондинке Кате…»
Ну еще бы ему
не нравилась эта рифма! Кто не глух, тот слышит еще одну подразумеваемую рифму:
«На дощатом катере
Он и сам пел свои стихи под гармошку, например знаменитое «Отплытие», которое словно создано для того, чтобы стать романсом: «Размытый путь. Кривые тополя. / Я слушал шум – была пора отлета. / И вот я встал и вышел за ворота, / Где простирались желтые поля. (…) / Была суровой пристань в поздний час. / Искрясь, во тьме горели папиросы, / И трап стонал, и хмурые матросы / Устало поторапливали нас. / И вдруг такой повеяло с полей / Тоской любви, тоской свиданий кратких! / Я уплывал… все дальше… без оглядки / На мглистый берег юности своей».
Источник: «Эксперт Северо-Запад» №6(259), 13 февраля 2006