На первую страницу

 

Хроника жизни и творчества

Стихи

    Стихотворные сборники

    Алфавитный указатель

    Стихи Рубцова в переводах

Письма

Страницы прозы

Переводы

Критические работы

 

О Рубцове

    Исследования

    Очерки, заметки, мемуары

    Воспоминания современников

    Книги о Рубцове

    Критические статьи

    Рецензии

    Наш Рубцов

    Посвящения

    Дербина

 

Приложения

    Документы

    Фотографии

    Рубцов в произведениях художников

    Иллюстрации

    Библиография

    Фонотека

    Кинозал

    Премии

    Ссылки

 

Гостевая книга

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

А.Ф. Заиванский

ПРЕДИСЛОВИЕ к книге "Н.Рубцов. Избранное" (изд-во Диамант, 1998)

 

       Жизнь Н. Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5—6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 60— 70-х годов.

        Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине, в ста пятидесяти километрах к северу от Архангельска. К началу войны семья обосновалась в Вологде. О родителях поэт знал очень немного: «Мать умерла рано. Отец ушел на фронт». С 1942 года началось детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. Вся его поэзия вдохновлена природой этого северного края.

        В 1950 году после окончания семилетней школы Н. Рубцов поступает в Лесотехнический техникум в Тотьме на Сухоне, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия, чтобы в конце концов после долгих мытарств устроиться в Архангельске кочегаром на рыболовецкое судно. Более двух лет он провел на море, а в начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на Северном флоте четыре года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов во флотской газете, в альманахе литобъединения «Полярное сияние», журнале «Советский воин».

        После демобилизации осенью 1959 года Н. Рубцов возвращается в Ленинград на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем, шихтовщиком. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете «Кировец». В сборнике этого литобъединения «Первая плавка» были опубликованы пять его стихотворений.

        В 1962 году, после окончания вечерней школы, Н. Рубцов поступает в Литературный институт в Москве. Самоопределению его в поэзии во многом способствовали его новые московские друзья-поэты А. Передреев, С. Куняев, В. Соколов. Широкому читателю имя Н. Рубцова стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале «Октябрь» подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году поэт переводится на заочное отделение института, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, без средств, отрезанный бездорожьем от всего мира. Он мало обращал внимания на внешние обстоятельства своей жизни и бытовые неудобства, лаже в таких условиях он продолжает много работать. В 1965 году в Архангельске выходит его первая небольшая книжка «Лирика», затем в 1967 году в Москве— вторая, «Звезда полей», принесшая ему если не известность, то, по крайней мере, признание в литературных кругах. Обстоятельства начинают складываться для него более-менее благополучно, поэт окончательно поселяется в Вологде, где его поддерживают близкие по литературе люди — В. Астафьев, В. Белов, поэты В. Коротаев и А. Романов. В 1970 году выходят еще две книги стихов — «Душа хранит» и «Сосен шум». Но жить ему оставалось уже недолго, последний, подготовленный им поэтический сборник «Зеленые цветы» вышел уже после гибели поэта в 1971 году.

        Стихи Н. Рубцов начал писать рано. В его ранней лирике, до 1962 года, еще мало самобытного, в ней отразились детские воспоминания, двухлетняя работа на рыболовецком судне, повседневность морской службы. Во многих его ранних стихах заметно влияние так называемой «эстрадной» лирики, начинавшей шумно о себе заявлять в конце 50-х — начале 60-х годов. С приездом в Москву происходит значительный перелом, и в историю русской поэзии 60-х—70-х годов Н. Рубцов войдет как один из самых талантливых в группе поэтов, представлявших так называемую «деревенскую поэзию» или «тихую лирику».

        Когда говорили о поэтах деревни или «тихой» лирике, то обычно имели в виду, кроме происхождения, определенные традиции, идущие от А. Кольцова и С. Есенина, деревенскую тематику в ее контрастном сопоставлении с городскими темами, ностальгические мотивы, элегическую окраску стиха. Действительно, Н. Рубцов был связан с деревней органически — происхождением, биографией — хорошо ее знал и, что еще важнее, любил: «И вокруг любви непобедимой /К селам, соснам, ягодам Руси/ Жизнь моя вращается незримо, /Как земля вокруг своей оси/». Такого рода поэтических признаний много в его стихах. Но определение «поэт деревни» Н. Рубцову явно не подходит, оно слишком узко для него. У него была своя философия, деревня в его мироощущении отождествлялась с Россией, Русью, ее историей и многовековой культурой.

        Известное стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» стало в свое время эмблемой, обозначавшей целое поэтическое направление, тишины в его поэзии мало. В ней равновелики покой и стихи, и между этими двумя крайними полюсами бытия разрывается мятущаяся, противоречивая душа лирического героя. С одной стороны: «Радуюсь громкому лаю,/Листьям, корове, грачу/И ничего не желаю,/И ничего не хочу/». И с другой — «Нет не найдет успокоенья во мне живущий адский дух». Мир для него устроен «грозно и прекрасно», и в этом мире «легче там, где поле и цветы». И вслед за этим признание: «Но даже здесь чего-то не хватает... Не достает того, что не найти».

        Н. Рубцов не однажды в письмах и в стихах высказывал мысль о том, что не поэзия зависит от поэта, а поэт от поэзии, что главное в ней — подлинность стоящего за словом чувства и настроения. Писать о чем угодно, но «если нет ни радости, ни горя... — все это будет ложь». Поэт не стремится к яркой изобразительности. Рыжий куст, лодка кверху днищем, забытое в грязи колесо — в непритязательной этой картине он видит «уголок Руси», и она вызывает у него ощущение кровной связи с ней, ощущение своей причастности к ее историческому прошлому и настоящему. Пейзаж у Н. Рубцова — чаще всего зимний или осенний—воссоздаётся скупыми средствами, неяркими красками, и важно при этом не изображение картины природы, а чувство, мысль, переживание, которые она вызывает: «...во мне/Вдруг отзовется увяданье/Цветов, белеющих во мгле./И неизвестная могила/Под небеса уносит ум,/А там — полночные светила/Наводят много-много дум.../». Думы эти чаще всего печальные — о тайне бытия, недостижимости красоты, краткосрочности земного существования, безвозвратно пролетевшей юности. Оттого и вся лирика поэта окрашена печальными настроениями.

        Время подтвердило оценку Н. Рубцова как одного из самых значительных поэтов 60-х—70-х годов. Его книги многократно переиздавались и переиздаются, к его имени и творчеству не ослабевает читательское внимание.

 


   
   
avk (c) 1998-2016

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, предоставленных авторами специально для сайта "Душа хранит", ссылка на http://rubtsov-poetry.ru обязательна.