На первую страницу

 

Хроника жизни и творчества

Стихи

    Стихотворные сборники

    Алфавитный указатель

    Стихи Рубцова в переводах

Письма

Страницы прозы

Переводы

Критические работы

 

О Рубцове

    Исследования

    Очерки, заметки, мемуары

    Воспоминания современников

    Книги о Рубцове

    Критические статьи

    Рецензии

    Наш Рубцов

    Посвящения

    Дербина

 

Приложения

    Документы

    Фотографии

    Рубцов в произведениях художников

    Иллюстрации

    Библиография

    Фонотека

    Кинозал

    Премии

    Ссылки

 

Гостевая книга

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Лариса Тимашова

ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творчество Н.М.Рубцова - одно из удивительных и значительных явлений русской литературы второй половины ХХ века. Это закономерная, объективно предопределённая, ярко выраженная веха в развитии русской классической поэзии. Николай Рубцов - поэт долгожданный: «Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же - хотелось Рубцова. Требовалось... Кислородное голодание без его стихов - надвигалось... Долгожданный поэт. И в то же время - неожиданный...» - писал его современник. Поэзия нуждалась в лирике такого тона, склада и смысла, в которой личностное, пронзительно-лирическое начало органически включало бы в себя национально-исторические ритмы, а слово было бы неотделимо от народной речевой и песенной стихии. Должен был появиться поэт такого склада души, такого мироощущения, каким был явлен народу Николай Михайлович Рубцов.

 

Сходное, даже несколько раньше, стало происходить и в прозе. Если в поэзии появился Н.Рубцов, а вместе с ним, и почти одновременно, Алексей Прасолов, Анатолий Жигулин, Станислав Куняев, Анатолий Передреев, Олег Чухонцев, Виктор Коротаев, Ольга Фокина, Василий Казанцев, Глеб Горбовский, то в прозе те же шестидесятые годы дали Виктора Астафьева, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина - плеяду писателей, условно и неточно названных тогда «деревенщиками». «Тихие» голоса в поэзии и «деревенщики» в прозе оказались, при всей личной несхожести, типологически родственными. Их понимание взаимоотношений между человеком и природой было значительнее, интереснее и многограннее, чем предполагают сами названия «тихой» лирики или «деревенской» прозы.

 

Лирика Н.М.Рубцова опиралась на животворную литературную традицию, идущую от устного народного творчества, русской классики, опыта советской поэзии. Шумная эстрадная поэзия 60-х годов не могла удовлетворить в полной мере духовные, душевные запросы читателей России. Стихи Н.М.Рубцова были ответом на личный зов прекрасного и доброго. На фоне модных шумных поэтов он показался неожиданным: дарил сугубо своё, уникальное, неповторимое, и, одновременно, продолжал А.Кольцова, И.Никитина, С.Есенина. И ещё более глубокие связи русской поэзии открывал: от Ф.Тютчева, А.Фета, А.Блока. Именно продолжал и развивал, а «не употреблял рабски». Николай Рубцов соединил в своём творчестве лирическую задушевность, напомнившую есенинскую «печаль полей», и высокий строй тютчевских медитаций; «растворил в своем стихе, сделав внутренним достоянием, блоковские национально-патриотические мотивы и ораторскую публицистичность, завещанную советской поэзии Маяковским».

 

В современных исследованиях прослеживается тенденция «сближения» творчества Н. Рубцова и поэтов определённо иных направлений: В.Высоцкого и И.Бродского. Основание для этого -принадлежность всех троих к поколению шестидесятников. Но хронология не тот факт, который может являться поводом для литературоведческого сравнения-уподобления поэтических миров столь различных по мироощущению авторов. Историческое время не бывает однокрасочным и однотонным. Н.Рубцову и В.Высоцкому свойственно трагическое мироощущение. В их стихах слышится боль за Родину, но восприятие, видение мира и себя в нём - различно. И.Бродского и Н. Рубцова разделяет бездна различного понимания, переживания важнейших представлений о назначении человека, об Отечестве, о личной ответственности, чести... Можно обнаружить лишь внешнее, не являющееся сущностным, сходство отдельных мотивов и художественных приёмов в ранней лирике. Оба действительно были «на слуху». Но жили и живут они в восприятии читателей, слушателей по-разному. Поэзия Н.Рубцова, в отличие от В.Высоцкого и И.Бродского, не находит своего достойного места в пропаганде средств массовой информации, но сама пробивается из глубины народной жизни как природный её источник. Подтверждение тому - публикации о поэте в периодической печати, книги о его творчестве, главное - активная деятельность «Рубцовских центров» по всей стране, всероссийские и региональные конкурсы, которые с каждым годом насчитывают всё большее количество участников, представляющих разные возрастные категории и социальные пласты народа.

 

Лирика Н.М.Рубцова, вышедшая из народной и классической поэзии прошлого, удивительно современна, богата душевно и духовно возвышенна. В ней нет специально подобранной «крестьянской» лексики, но слышны естественная речь и голос сердца человека, народа, внутренне сращенного с широкой и подвижной речевой стихией, знающего и народное слово, и языковые богатства русской классической поэзии.

 

Современна душа поэта, не ищущая «островков тишины», но обращённая к зримым признакам устойчивости, прочности, незыблемости и «лада» национально-исторического бытия народа, страны, государства. «Эмоциональный акцент» поставлен в поэзии Н.М.Рубцова на извечном, на том, что менее всего подвержено влиянию времени: «жизнь души», природа, Любовь, Родина, история - эти темы получили в его лирике своеобразное талантливое и личностно ценное преломление. Основа поэзии - утверждение национальной самобытности, богатого духовного мира, созидательной нравственности русского человека. Поэтический дар Н. М. Рубцова проник в ту систему восприятия и интерпретации действительности, которая близка православному мировоззрению, идее христианской соборности.

 

Художественному миру Поэта придавали заметную целостность именно поиски им «тишины», «лада» - Гармонии. Конкретные картины жизни - обыденной, простой, деревенской - приобретали под его пером неожиданно значительный масштаб: «народность, историчность, патриотизм его мироотношения сердечно-интимны и вместе с тем общезначимы». Это есть признак подлинно философской и народной поэзии. Единоборство «хаоса и гармонии» в стихах Н. Рубцова носит, как у Ф.Тютчева, характер «космический». Его, как и классика ХIХ века, угнетала мысль о разобщенности, существующей между сознанием и природой. Некоторые его стихи кажутся прямо написанными на тему известного тютчевского изречения:

 

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник...

 

(«Певучесть есть в морских волнах... »)

 

Поэтическое своеобразие отношения Н.М.Рубцова к природе во многом заключается в том, что он тесно связывал её образы с историей народа. Историческое чувство жило и живёт в его лирике совершенно органично. Оно неотделимо от обостренного ощущения современности. Поэт жил в сегодняшнем дне, и все обращения к истории были поисками твердых опор, которые должны были дать ему уверенность в жизни, веру в её лучшее завтра. Вот почему так много тревоги в его лирико-исторических экскурсах, похожих на монологи нашего взволнованного современника. По существу и «Видения на холме», и родственное ему стихотворение «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...», как и многие другие, - произведения ярко выраженной гражданской позиции. Это придаёт поэтическому наследию Н.М.Рубцова не только актуальность, но и злободневность; даёт основание утверждать, что приобщение к его творчеству особенно значимо, даже необходимо в отроческие и юношеские годы, не лишённые противоречий. Оно необходимо и продуктивно для сугубо индивидуального развития самооценки, самоопределения, в поиске своего внутреннего «я» и места в жизни. Оно ценно для анализа личных проблем и взаимоотношений человека с объективной, многогранной, сложной и противоречивой реальностью.

 

Основы рубцовского мира пронизывает незатихающая боль памяти и страдания, сиротства и ощущение опасной близости всего сущего к некоей грозной черте - войне или вселенской катастрофе, которым он, однако, противопоставлял мужественную силу души, человечность и бесконечную веру в будущее. Своими духовно-эстетическими исканиями Н. М. Рубцов близок современному человеку, находящемуся в постоянном, сознательном и подсознательном поиске смысла жизни, жизненных основ. Это обусловило эмоциональную «заразительность» и значимость его произведений для самопонимания и саморазвития молодых людей, а следовательно, и целесообразность их приобщения к идеалам поэта в сложной современной социокультурной ситуации, когда интерес к отечественной истории и классической литературе заметно снижен по сравнению с ушедшими в прошлое десятилетиями. Стоит отметить, что читательскую аудиторию Н.М.Рубцова сегодня составляют в большей мере взрослые люди.

 

В школьном, вузовском процессе изучения русской литературы ХХ века, как показали материалы нашего исследования, поэзии Н.М.Рубцова не уделяется должного внимания, достойного его поэтического дара и ценности творчества в развитии отечественной художественной культуры, в решении актуальных социальных задач. Диссертационное исследование утверждает целесообразность и обосновывает продуктивную возможность приобщения юных читателей к поэзии Н.М.Рубцова.

 

Вопрос о восприятии поэзии современной молодёжью актуален при обсуждении проблем культуры и образования, отношения к отечественной истории, взаимоотношений поколений, духовного здоровья русского народа. Поэзия, как и другие виды искусства, борется за прекрасного, полноценного человека и его «подлинно человеческие отношения в соответствии с конкретно-историческим эстетическим идеалом». Сейчас большими тиражами издаётся ширпотребная литература, «культивирующая пошлость, чуждые нам нравы, моральные и жизненные ценности, искажающая роль и место России в мировой истории», - подчёркивается в обращении «К соотечественникам!» Всероссийского совещания «Регионы России: читающие дети - читающая нация». Почти не выпускаются книги, в которых растущие поколения могут получать ответы на волнующие их вопросы. В подростковой среде чтение выпало из круга досуговых предпочтений. В то же время жизнь и результаты нашей работы убеждают, что современные подростки, старшеклассники и студенты не чужды национальных ценностей. Они испытывают необходимость нравственных, духовных ориентиров, не стремятся к безоглядному отрицанию отечественной культуры, если получают знания о ней. Главное - если уже в подростковом и юношеском возрасте имеют возможность убедиться, что истинно прекрасная поэзия - явление вечного человеческого духовного богатства. Необходима именно личностно значимая потребность чтения: «Способность человека целостно воспринимать окружающее, видеть себя в этом . сложном мире предопределяет его осознанную, целенаправленную деловитость, организованность и творческий потенциал, его веру в самого себя. Развитие этих ценных качеств во многом зависит от эстетически грамотной близости человека к подлинному искусству, от его потребности общаться с ним на личностном уровне». Закономерным итогом проведённого исследования является вывод о необходимости поэтапного освоения лирики Н.М.Рубцова юными читателями. Путь приобщения к творчеству поэта продуктивен, если выстроен в зависимости от возрастных и индивидуальных психологических особенностей. Поэтическое наследие Н. М.Рубцова имеет всё то, что позволяет выстроить такую актуальную систему. Многое, увы, осталось в замыслах поэта. Но и то, что опубликовано - явление неисчерпаемое для развития художественного вкуса, для целостного развития гармоничной, гуманной личности, патриотически мыслящего гражданина России.

 

Наша диссертация, конечно, не исчерпывает всех аспектов многогранного творчества поэта. Работа, однако, убеждает, что её замысел, задачи своевременны, и одновременно в том, что тема заслуживает дальнейшего изучения.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Айзерман Л.С. Беспокойный и тоскующий Базаров // Литература в школе. - 2002. - №2. - С.30-34.

2. Аладьин Н. «Звезда полей» // Дружба народов. - 1968. - №4. - С.271.

3. Алексеев С. Слово: роман. - М.: Современник, 1999.

4. Алексеева Л.Н. «Не напрасно, не случайно...» // Духовные истоки воспитания. Альманах №1. - 2002. - С.87-96.

5. Арнольдов А.И. Духовно-нравственное здоровье человека и книга. // Юношеские библиотеки России. Информационный сборник. - М. -1999. - Выпуск 1(8). - С.11-16.

6. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Изд. 2-е. - Л.: «Музыка». Лен. отд., 1971.

7. Асеев Н. Жизнь слова. - М.: «Советская Россия», 1967.

8. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство. - 1968.

9. Астафьев В.П. Из слова высекать огонь // Наш современник. - 1971. - №6. - С.64.

10. Астафьев В.П. Затеси // Новый мир. - 2000. - №1. - С.7-36.

11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. Том первый. - М.: Современный писатель, 1995.

12. Багров С.П. За Вологдой во мгле. Документальное повествование. -Вологда: Б.и., 2003.

13. Багров С.П. Надвигается вечер. Документальное повествование. -Вологда: Б.и., 2003.

14. Балашова В. Искусство, которое защищает // Библиотека в школе. -2001. - №7.

15. Бараков В.Н. Лирика Н.Рубцова: опыт сравнительно-типологического анализа. Учебное пособие по спецкурсу. - Вологда: ВГПИ,1993.

16. Бараков В.Н. Н.Рубцов и русская советская поэзия 60 - 80 - х годов. -М. - Вологда: Русь, 1990.

17. Бараков В.Н. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины ХХ века: типология и эволюция.: Диссертация на соискание учёной степени докт. фил. наук. - М., 1998

18. Бараков В. Н. Слово в вечности // Москва. - 2001. - №1. - С.183-185.

19. Бараков В.Н. Стихотворения Николая Рубцова для детей // Детская литература. - 2002. - №4.

20. Бараков В.Н. Творчество Н.Рубцова и идейно-эстетические искания в советской поэзии 60-80-х гг.: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02). - М., 1991.

21. Бараков В.Н. Чувство земли: «почвенное» направление в русской поэзии и его развитие в 60-е - 80-е гг. ХХ века. - М. - Вологда: Русь, 1997.

22. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования различных лет. --М.: Наука, 1975.

23. Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. - М., 1995. - №1 (24).

24. Белая Г. Ложная беременность // Вопросы литературы. - 2003. - №5. - С.57-90.

25. Беленькая Л.И. Социально-психологические проблемы чтения (типология читателя детской библиотеки). - М.: Гос. Б-ка СССР им. В.И.Ленина, 1974.

26. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство. - 1984.

27. Белков В.С. В архиве поэта // Москва. - 2001. - №1. - С.156-158.

28. Белков В.С. Вчера и сегодня (заметки о Рубцове). - Вологда: Б.и., 2002

29. Белков В.С. Жизнь Рубцова. - Вологда: ТОО «Андрогин», 1993.

30. Белков В. С. Сто историй о Вологде. Сто историй о Рубцове. - Вологда: Б.и., 1991.

31. Беляков Л.В. Что же такое читательский интерес? // Библиотекарь. -1968. - №5. - С.46-48.

32. Бесклубенко С.Д. Социальная природа искусства. - М.: Знание, 1976. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика», №3).

33. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968.

34. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.

35. Бондаренко В. Крах интеллигенции. - М.: Наследие,1995.

36. Бондаренко М.А. Поэзия Н.Рубцова в школе // Литература в школе. -1998. - №8. - С.99-104; 1999. - №1. - С.60-66.

37. Бонфельд М. Мощь и невесомость // Вопросы литературы. - 2003. -№5. - С.91-99.

38. Борев Ю. Б. Системно-целостный анализ художественного произведения: (О природе и структуре литературоведческого метода) // Вопросы литературы. - 1977. - №7. - С.122-123.

39. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Изд-во политической литературы, 1988.

40. Бродский И.А. Большая книга интервью / Послесл. Полухина В.П. - М.: Захаров, 2000.

41. Бродский И. Избранное. - Москва - Париж - Нью-Йорк: Издательство «Третья волна»: Издательство «Нейманис» Мюнхен, 1993.

42. Бродский И. Пересечённая местность: Путешествия с комментариями: [Стихи] / Сост. и автор послесл. П.Вайль. - М.: Незав. газета, 1995.

43. Бродский И.: Творчество, личность, судьба: Итоги трёх конференций: [Сборник] / Сост. Гордин Я.А. - СПб: Журнал "Звезда", 1998.

44. Бродский И.: Труды и дни / Сост. Лосев Л.Ф., Вайль П. - М.: Незав. газета, 1999.

45. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.: «Искусство», 1975.

46. Буров А.И. Эстетическая природа искусства. - М.: «Искусство», 1956.

47. Бутенко И. Чтение - занятие женское // Библиотека. - 1998. - №9. - С. 66-68.

48. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // ЛО. - 1990. - №8. - С.27.

49. Венок Рубцову // Москва. - 2001. - №1. - С.154-185.

50. Веселовская Н.В. Союз любви. (Проза, стихи). - М.: Святитель Киприан, 2000.

51. Викулов С.В. На русском направлении. - М.: Издат.-полигр. центр ФГУП «Медсервис» Минздрава России, 2002.

52. В мире литературы. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч./ Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леонов, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - 6 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

53. В мире литературы. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леонов, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв.; под ред. А.К.Киселёва. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

54. В мире литературы. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева; под ред. А. Г. Кутузова. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

55. В мире литературы. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева; под ред. А.Г..Кутузова. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

56. В мире литературы. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леонов, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - 2 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

57. Вознесенский А. 10, 9, 8, 7... - М.: Правда. Библиотека «Огонёк», 1987.

58. Волгин И. «Звезда полей» // Октябрь. - 1967. - №9. - С.223.

59. Волкова Е.В. Эстетика М.М.Бахтина. - М.: «Знание», 1990. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика», №12).

60. Володин Э.Ф. О терминологии и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. - М.: Русское слово, 1996.

61. Воронова О.Е. Есенин и Фет: Уроки поэтического мастерства. Литературная традиция как предмет школьного изучения // Литература в школе. - 1995. - №6. - С.38-41.

62. Воронова О.Е. «Я поверил от рожденья в богородицын покров». Образ Христа-младенца в поэзии С.Есенина // Детская литература. - 2001. -

№3. - С.4-11.

63. Воспоминания о Рубцове. - Вологда: Западное книжное издательство, 1983.

64. Воспоминания о Рубцове. - Вологда: КИФ «Вестник», 1994.

65. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. (Собрание трудов.) -М.: Издательство «Лабиринт», 2001.

66. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

67. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2-х томах. - М.: Худож. лит., 1991

68. Выходцев П. Есенин и советская поэзия // Есенин и современность. -М.: Современник, 1975.

69. Вышеславцев Б.П. Человек и индустриальная культура // Православие и экология. - М.: Московский Патриархат. Отд. религ. обр. и катехизации, 1997. - С.238-247.

70. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. - М.: Фортуна Лимитед, 2000.

71. Генис А. А. Бродский в Нью-Йорке // Довлатов и окрестности: Филологический роман. - М.: ВАГРИУС, 1999.

72. Гибадуллина О.Г. Фонические структуры в поэтической речи А.Яшина и Н. Рубцова: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.02.01). - Казань, 1995.

73. Голубева Е.И. Чтение нуждается в защите: Конгресс в поддержку чтения // Библиотековедение. - 2001. - №5.

74. Голубков М.М. Русская литература ХХ века. После раскола. - М.: Аспект Пресс, 2001.

75. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. - М.: Знание, 1987.

76. Гончаров Б.П. Иерархия художественных связей в поэтическом произведении и проблемы его целостного анализа // Методология анализа художественного  произведения. - М.: Наука, 1988. - С.249-282.

77. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки) // Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, письма. - М.: Худож. лит., 1980. - С.99-148.

78. Гончаров И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьника. - 1997. - №2. - С.7.

79. Горбовский Г. Остывшие следы. Записки литератора. - Л.: Лениздат, 1991.

80. Горелов А. А. Народность художника // Русская литература. - 1975. - №3.

81. Горский Ю.М., Лавшук В.В. Новая опасность для человечества -экологический СПИД // Социально-политический журнал. - 1995. -№3. - С. 197-203.

82. Грибов Л. Реформа образования: литература // Высшее образование в России. - 2001. - №6. - С.29-32.

83. Гринберг И. Полёт стиха и поступь прозы. - М.: Современник, 1955.

84. Гринберг И . Три грани лирики : современная баллада , ода , элегия. - М.: Советский писатель, 1975.

85. Гришина С.М. Знать, чтобы уберечь // Юношеские библиотеки России. Информационный вестник. Выпуск 1(8). - С.55.

86. Гулыга А. В. К эстетике научного открытия // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978. - С.65-78.

87. Гусев В.И. Кольцов и стили советской поэзии // Кольцов и русская литература. - М.: Наука, 1988. - С.181-206.

88. Гусев В.И. Неочевидное. Есенин и советская поэзия // В мире Есенина. Сборник статей. - М.: Наследие,1986.

89. Гусев В.И. Стиль и авторская позиция писателя (советская поэзия и проза 60-70-х гг.): Автореферат диссертации на соискание учёной степени докт. фил. наук. - М., 1982.

90. Давидович Г.В. Теоретические предпосылки и условия повышения воспитательного воздействия русской классики на подростков в процессе руководства чтением в детской библиотеке: Диссертация на соискание учёной степени канд. пед. наук (05.25.03). - М., 1984.

91. Данилова Т.В. Духовные традиции в творчестве Николая Рубцова // Родные просторы. - СПб, 2002. - №1(51). - С.9-11.

92. Дементьев Вал. Предвечернее Н.Рубцова // Москва. - 1973. - №3. - С. 208-213.

93. Денисенко М.Б., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодёжи // Социс. - 2001. - №2.- С.83-87.

94. Денисова И. «Всё мне кажется - нет забытья!» // Москва. - 1968. - №1. - С. 209-271.

95. Дербина Л. О Рубцове // Слово. - 1993. - №5-6. - С.68-74; 1994. - №1-6. - С.70-81.

96. Достоевский Ф.М. Господин -бов и вопрос об искусстве // Полн. Собр. соч. в 30 т. Т. 18. - Л.: Наука, 1978. - С. 70-103.

97. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 1976.

98. Емельянова В.Д. Духовный мир молодых // Юношеские библиотеки России. Информационный вестник. Выпуск 1(8). - С.49.

99. Ерёмин М. Одурманивают! // Литературная Россия. - 1994. - №50. - С.4-5.

100. Есенин С.А. Собрание сочинений: В двух томах. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / Слово о поэте Ю.В.Бондарева; Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Л.Прокушева. - М.: Советская Россия: Современник, 1990.

101. Есенин С.А. Собрание сочинений: В двух томах. Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л.Прокушева. - М.: Сов. Россия: Современник, 1990.

102. Ефремова И.Л. Поэзия Н.Рубцова: вопросы жанра и стиля: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.01). -Калинин, 1987.

103. Жигачёва М.В. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х гг. ХХ века: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.01). - М., 1993.

104. Жизненные приоритеты и чтение юных россиян (Идеи Н.А.Рубакина сегодня). Моногр. Сборник. / Полозова Т.Д. и др. - М.: РГЮБ, 1997.

105. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика // Избр. Труды. - Л.: наука, 1977.

106. Журавлёв В.С. Почему агрессивны подростки? // Библиотека. -1998. - №9. - С.134-136.

107. Зайцев С.А. Виртуальная действительность // Православие и экология. - М.: Московский Патриархат. Отд. религ. обр. и катехизации, 1997. - С. 340-350.

108. Заманский Л. Наследники Есенина // Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946-1975 гг. - Л.: Наука, 1978. - С.247-266.

109. Захаров А.Н. Периодизация творчества Есенина в свете его поэтики // Есенин академический: актуальные проблемы научного издания. Есенинский сборник. Выпуск II. - М.: Наследие, 1995. - С.140-154.

110. Жуков А. Позднее прозрение // Слово. - 1994. - № 1-6. - С.82-83.

111. Зайцев В.А. Николай Рубцов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

112. Зуев Н.Н. Рубцов и национальная поэтическая традиция // Литература в школе. - 1996. - №1.

113. Зуев Н.Н. Поэзия Николая Рубцова // Литература в школе. - 1984. -№1. - С.27-30.

114. Иванова Е. В. Звуковые повторы в творчестве Н. М. Рубцова. -Рукопись депонирована в ИНИОН РАН №49843. - М., 1994.

115. Иванова Е.В. «Мне не найти зелёные цветы...» (Размышления о поэзии Н.Рубцова). - М.: «Прометей»,1997.

116. Иванова Е.В. Традиции и новаторство в поэзии Н.М.Рубцова. // Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук. /10.01.02/ - М., 1996.

117. Игумен Иоанн (Экономцев). За союз церкви и культуры // Русская литература и христианство. Под общей ред. В.И.Кулешова. - М.: МГУ, 1997. - С.7-10.

118. Идашкин Ю. Трудные уроки эпохи. // Литературная Россия. - 1987. - №43.

119. Ильин И.А. Кризис современного искусства // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. IV. - М.: РАН ИНИОН, 1996.

120. Каким должен быть образовательный стандарт: (Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования) / Моск. Комитет образования; Ин-т содержания образования Гос. Ун-та - Высшая школа экономики; Под ред. Л.П.Кезиной, В.Д.Шадрикова; Ред. - сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М., 2002.

121. Кантимир Г. Кто сильней // Слово. - 2003. - №1. - С.70-73.

122. Карпухин О., Макаревич Э. О социокультурных ценностях нового поколения // Диалог. - 1997. - №4. - С.94-96.

123. Кафедра истории русской литературы. Учебные программы. - Изд-во С.-Петербургского Университета. - 2002.

124. Кириенко-Малюгин Ю.И. Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны.». - М.: МГО СП, 2002.

125. Кириенко-Малюгин Ю.И. Тайна гибели Николая Рубцова. - М.: МГО СП, 2001.

126. Кириенко-Малюгин Ю.И. «Я бегу от помрачений.» // Наш современник. - 2003. - №1. - С.251-253.

127. Кожинов В.В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. - М.: Советская Россия, 1976.

128. Кожинов В.В. Как пишут стихи. / О законах поэтического творчества. - М.: Алгоритм, 2001.

129. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. - М.: Советская Россия, 1980.

130. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

131. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.

132. Кондаков И. Адова пасть (Русская литература ХХ века как единый текст) // Вопросы литературы. - 2002. - №1. - С.3-70.

133. Коняев Н. Вологодская трагедия. - М.: Эллис Лак,1997.

134. Коняев Н.М. Николай Рубцов. - М.: Молодая гвардия, 2001.

135. Коротаев В.В. Козырная дама. - Вологда: ИЧП «Крис-Кричфалуший, 1991.

136. Коротаев В.В. Н.Рубцов // Вологодский комсомолец. - 20.01.1974.

137. Косарева Л.А. Великая Отечественная война в лирике Н.Рубцова // Иваново, 1985. - Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 21393.

138. Косарева Л.А. Великая Отечественная война в поэтическом сознании послевоенного поколения: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02). - М., 1985.

139. Котюков Л. Демоны и бесы Николая Рубцова. - М.: Мос. орг. Союза Писателей России, 1998.

140. Кочетков В. Века связующая нить // Москва. - 1972. - №1. - С.202-203.

141. Краковский А.П. О подростках. - М.: Педагогика, 1970.

142. Круглов Ю.Г. Русские праздники // Слово. - 2000. - №6. - С. 20-27, 2001. - №1. - С.94-102; №3. - С.59-65; №5. - 39-48; 2002. - №1. - С.38-41; №2. - С.82-91; №3. - 35-43; №4. - С. 54-61.

143. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные обоснования // Известия РАО. - 2001. - №4. - С.4-47.

144. Кудрявцев М.В. Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.02.01). - Вильнюс, 1988.

145. Кузнецов Ф.Ф. Истина истории // Литература и современность. Сб-к 18-й. Статьи о литературе 1979-1980 годов. / Сост. М.Числов. - М.: Худож. Лит., 1981. - С.71-123.

146. Кузнецов Ф.Ф. НА ПЕРЕЛОМЕ. Из истории литературы 1960-70-х годов. Очерки. Портреты. Воспоминания. - М.: Наследие, 1998

147. Куняев С.Ю. Гражданским воздухом дыши // Октябрь. - 1974. - №1. - С.204-206.

148. Куняев С.Ю. Огонь, мерцающий в сосуде. - М.: Современник, 1986.

149. Кулинич А. Есенин. Жизнь и творчество. - Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. Ун-те, 1980. - С.127-135.

150. Курчаткин А. Единого корня // Русская мысль. - Париж. - 1992. - 4 сентября. - С.16.

151. Лавлинский Л. Не оставляя линии огня. - М.: «Современник», 1975

152. Лавлинский Л. О «тихой лирике» // Юность. - 1971.- №10. - С.56-61.

153. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень: стихотворения. - М.: Советская Россия, 1982 .

154. Ланщиков А. Многообразие искусства. - М.: Московский рабочий, 1974.

155. Ларионов А.В. Рок: роман. - М.: Советский писатель, 2002.

156. Левидов А.М. Автор - образ - читатель. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983.

157. Левидов А. М. Литература и действительность. - Л.: Сов. писатель. Лен. отд., 1987.

158. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х книгах. Кн. 2: семидесятые годы (1968-86): Учебное пособие. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

159. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее обучение) // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - с.82-85

160. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Московского Ун-та, 1981.

161. Лесная Г.И. Блоковские традиции в русской советской поэзии 6070-х годов: Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02). - М., 1988.

162. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. чл.-корр. РАО В. Г. Маранцмана. - М.: Классик Стиль, 2002.

163. Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением литературы / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

164. Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением литературы / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

165. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением литературы / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.

166. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл. общеобр. учр. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000.

167. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П.Полухина. - 9-е изд. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2002.

168. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. В 2 ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина. - 8-е изд., дораб. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2001.

169. Литература. 8 класс. Учебная хрестоматия для общеобр. учр. / Авт.-сост. Г.И.Беленький. - 6-е изд., дораб. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1999.

170. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учр. / Авт.-сост. В.Я.Коровина. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение - АО «Московские учебники», 2001.

171. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учебных заведений: В 2 ч. / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. - 4-е изд., стереотип. -

172. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учебных заведений / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.

173. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учебных заведений / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - 3 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002

174. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учебных заведений / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - 5 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

175. Лихачёв Д.С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого // Вопросы литературы. - 1963. - №3. - С.109-110

176. Лихачёв Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. О филологии. - М., 1989.

177. Личко А.Е. Эти трудные подростки. - Л.: Лениздат, 1983.

178. Лобанов М. Сила благодатная // Молодая гвардия. - 1972. - №6. - С.290-295.

179. Лобанов М. Стихия ветра // День поэзии. - М., 1972. - С.181-182.

180. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.

181. Любенко Э. «Звезда полей горит, не угасая...» // Российский писатель. - 2003. - №13. - С.9.

182. Любимые дети державы. Русская поэзия на рубеже веков (сост. Л.Г.Баранова-Гонченко). - М.: Держава, 2002.

183. Малинина В.И. Психология восприятия художественной литературы. Учебное пособие по спецкурсу. - Челябинский ГИК, 1986.

184. Малюкова Л.Н. Русская философская лирика: генезис, проблематика, поэтика (1950-1990): Автореферат диссертации на соискание учёной степени докт. фил. наук (10.01.01). - Таганрог, 2001.

185. Мандельштам О.Э. Выпад // Слово и культура: Статьи. - М.: Советский писатель, 1987. - С. 44-47.

186. Манн Ю.В. Кольцов и философская мысль его времени // Кольцов и русская литература. - М.: Наука, 1988. - С.25-48.

187. Медведева И., Шишова Т. Наше новое образование (уроки для взрослых) // Наш современник. - 2000. - №8. - С.186-209.

188. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. - М.: Наука. - 1985.

189. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. - Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1969. - С.189-304.

190. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - С-Пб: Царское дело, 1995.

191. Михайлов А.А. Живут на Руси поэты. - М.: Современник, 1973.

192. Михайлов А.А. «Посреди очарованных трав...»: Сельская тема в современной русской поэзии // Дружба народов. - 1969. - № 2. - С. 260.

193. Михайлов А.А. Поэзия 70-х (Социальные и нравственные аспекты) // Литература и современность. Сб-к 18-й. Статьи о литературе 19791980 годов. / Сост. М.Числов. - М.: Худож. Лит., 1981. - С. 446-467.

194. Михайлов А.А. Ритмы времени. - М.: Худ. литература, 1973.

195. Михайлов И. Слово о поэте // День поэзии. - М., 1972. - С.411-412.

196. Мусатов В. Проблемы художественной традиции в современной лирической поэзии 50-х - начала 70-х гг.: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02) - Л., 1978.

197. Назиров Р.Г. Проблема читателя в творческом сознании Достоевского // Творческий процесс и художественное восприятие. -Л.: Наука, 1978. - С.218-227.

198. Науменко А.В. Проблемы развития русской советской поэзии 60-х гг. и творчество Н.М.Рубцова: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02). - Киев, 1984.

199. Науменко-Порохина А.В. Русская лирическая поэзия 1960-х - 80-х гг. Основные тенденции развития: Диссертация на соискание учёной степени докт. фил. наук. - М., 1998.

200. Неженец Н.И. Дантовы круги России // Слово. - 2003. - №5. - С.76-88; №6. - С.36-50.

201. Неженец Н.И. Русская народно-классическая поэзия начала ХХ века как эстетический феномен: Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. - М., 1999.

202. Неженец Н.И. Русская трагедия. Послесловие // Ларионов А.В. Рок: Роман. - М.: Советский писатель, 2002.

203. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: Изд-во УРАО, 2000

204. Никифоров-Волгин В.А. Светлая заутреня // «Духовные истоки воспитания». Альманах №1. - 2002. - С.46-50.

205. Никонычев Ю. Юродивый русской поэзии // Книжное обозрение. -1999. - №51. - С.5.

206. Новиков В. Смердяков русской поэзии (о Н.Рубцове) // Столица. -1994. - №33. - С.58-60.

207. Оботуров В.А. В поисках гармонии // Вологодский комсомолец. - 20.01.1974.

208. Оботуров В.А. Искреннее слово. - М.: Сов. писатель, 1987.

209. Оботуров В.А. Степень родства, или О традициях, творящих поэтический облик современности. - М.: Современник, 1977.

210. «Образование в условиях формирования нового типа культуры»: Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 года. - СПб.: СПбГУП, 2003. (Дискуссионный клуб университета; Вып. 5.

211. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.

212. Овчинникова Л.Н. В литературной гостиной: композиция по творчеству Н.Рубцова // Литература в школе. - 1996. - №1. - С.104-111.

213. Орлов С. Север - край поэтический // Звезда. - 1971. - №3.

214. Орлова Т.П. Активизация творческой читательской деятельности студентов - путь к профессионализму будущего преподавателя словесности // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2003. - №1. - С. 160-167.

215. Осьмаков Н.В. Наследие Кольцова и русская реалистическая поэзия второй половины Х1 Х века // Кольцов и русская литература. - М.: Наука, 1988. - С.111-148.

216. Павловский А.И. Время и родина в поэзии Н.Рубцова // Русская литература. - 1986. - №1. - С.67-80.

217. Павловский А.И. Память и судьба. - Л.: Лениздат, 1982.

218. Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. - М.: Педагогика, 1991.

219. Переяслов Н. «Слушать ли на ночь Высоцкого» // Загадки литературы. Из опыта независимого расследования. - Самара: Самарское отд. Лит. Фонда России, 1996. - С.46-52 .

220. Перцовский В. Слово о поэзии Н.Рубцова // Север. - 1971. - №3. - С.123-128.

221. Перцовский В. Чувство древности земли // Перцовский В. Продолжение поиска. - Новосибирск, 1984. - С.4-14.

222. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.

223. Платонов О.А. Русская цивилизация. - М.: Роман-газета, 1995.

224. Подкорытова Т.И. Лирика Н.Рубцова и художественные искания советской литературы в 60-70-е годы: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.01). - Ленинград, 1987.

225. Полозова Т.А. Духовно-личностное восприятие произведений искусства - вечный источник и предпосылка движения к вершине человеческого развития // Акмеология. - Москва, 2002. - №3(4).

226. Полозова Т.А. Искусство слова - средство развития духовности // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Филологические науки. - №4. - С.43-56.

227. Полозова Т.А. Поможем детям открыть красоту // Библиотека. -1994. - №7. - С.14-17.

228. Полозова Т.Д. А что за словом? (Восприятие художественной литературы). - М.: Знание, 1972.

229. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

230. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства, действия. - М.: Знание, 1978.

231. Полозова Т.Д. К общению и духовной близости // Библиотека. -1994. - №6. - С.26-28.

232. Полозова Т.Д. Открытие мира: Сов. дет. лит. и проблемы формирования читателя-подростка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1979.

233. Полозова Т.Д. Утрата личностно значимого чтения классики -разрушение духовности в человеке и обществе // Мир психологии. - М. - Воронеж, 2002. - №1 (29). - С.170-181.

234. Полухина В.П. Бродский глазами современников: Сб. интервью. -СПб: Журнал «Звезда», 1997.

235. ПОЭЗИЯ. Литературно-художественный, культурно-просветительский и образовательный журнал. - М., Московская организация Союза писателей РФ. - 2000. - №1 (9).

236. Поэты-концептуалисты: избранное. - М.: ЗАО МК - Периодика, 2002.

237. Поэты-метареалисты: избранное. - М.: ЗАО МК - Периодика, 2002

238. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1990.

239. Программа по литературе для 5-11 классов с углублённым изучением литературы / Т.Г.Браже и другие - СПб: СПГУПМ, 2001

240. Программа по литературе для 5-9 классов средних школ. / Под редакцией В. Г. Маранцмана. - СПб: Спецлит, 2000.

241. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. / Составитель Т.А.Калганова. - М.: Дрофа, 2000.

242. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 классы. / Под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. - М.: Мнемозина, 2001.

243. Программы общеобразовательных учреждений. Программы литературного образования для общеобразовательных учреждений. 511 классы. / Под редакцией А. И.Княжицкого. - М.: Просвещение, 2000.

244. Программы образовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-11 классы. / Под редакцией В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2000.

245. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть (первый рабочий вариант) / Под ред. Э.Д.Днепрова и В.Д.Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. - М., 2002.

246. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант). / Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. Редактор-составитель А.Г.Аркадьев. - М., 2002.

247. Прокушев Ю. С.Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М.: Сов. Россия, 1979.

248. Прокушев Ю.Л. Есенин - это Россия. - М.: Советский писатель, 2002.

249. Прокушев Ю.Л. Картины живой жизни // Мир художника. - М.: Сов. Россия, 1980.

250. Прокушев Ю.Л. «Поверьте мне: я чист душою» // Советская Россия. - 1986. - 5 января. - С.4.

251. Психология чтения детей, подростков, юношества. / Сост. Левина Е.Р., Полозова Т.Д. - М., 1986.

252. Пушкин и мы: отчёт об исследовании // Рос. Гос. Юнош. Б-ка. - М., 2000.

253. Разумный В.А. В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма. - М.: Б.и., 2003.

254. Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение смысла. Философско-педагогические очерки. - М.: Изд-во «Пихта», 2000.

255. Ранчин А.М. И.Бродский и русская поэзия ХУШ-ХХ веков. - М.: МАКС-Пресс, 2001.

256. Рубцов Н.М. Звезда полей. Собр. соч. в 1 т. / Сост., подгот. текстов, приложения и комментарии Л.А.Мелкова, Н.Л.Мелковой. - М.: Воскресенье, 1999.

257. Рубцов Н.М. Россия, Русь! Храни себя: Стихи. - М.: Воениздат, 1992.

258. Рубцов Н.М. Стихотворения. / Сост., вступ. ст., примеч. В.В.Кожинова. - М.: Профиздат, 1998.

259. Рубцов Н.М. Собрание сочинений: В 3 т. / Сост., вступ. ст., примеч. В.Д.Зинченко. - М.: ТЕРРА, 2000.

260. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под ред. Полозовой Т.Д. - М.: Изд-во МГИК, 1992.

261. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2-х т. - Т. 2: 1940-1990-е годы / Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеева, Н.М.Малыгина и др.; Под редакцией Л.П.Кременцова

- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

262. Русская литература Х1 Х века. 10 класс. Учебник для общеобр. учр. В 2 ч. / В.И.Коровин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 2003.

263. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобр. учр. В 2 ч. / Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва. - 8-е изд. - М.: Просвещение -АО «Московский учебник», 2003.

264. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под редакцией проф. В.П.Нерознака. - М.: Academia, 1997

265. Русские писатели 20 века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву - А.М. 2000. - С. 604-605.

266. Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении. - М.: Кооп. Изд-во «Мир», 1925.

267. Сафонов В. Николай Рубцов. Повесть памяти // Рубцов Н.М. Россия, Русь! Храни себя: стихи. - М.: Воениздат, 1992.

268. Сафонов В. Тяжесть содеянного // Слово. - 1994. - № 1-6. - С. 82-83.

269. Сахаров В.И. Литературные истоки поэзии Кольцова // Кольцов и русская литература. - М.: Наука, 1988. - С. 15-24.

270. Селезнёв Ю. Глазами народа. Размышления о народности русской литературы. - Москва: Современник, 1986.

271. Селезнёв Ю.И. Мысль чувствующая и живая. - М.: Современник, 1982.

272. Селезнёв Ю.И. «Перед дорогою большою» // Молодая гвардия. -1977. - №5.

273. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентиры подростков // Социс. - 2001. - №2. - С. 87-92.

274. Сквозников В.Д. Русская лирика. Развитие реализма. - М.: ИМЛИ РАН, 2002.

275. Солженицын А.И. И.Бродский - избранные стихи // Новый мир. -1999. - №12. - С. 180-193.

276. Соловьёв В. Чувство времени. Заметки о молодой поэзии. // Правда. - 19.08.1967.

277. Солоневич И. Народная монархия. - Буэнос-Айрес: Изд-во «Наша страна», 1973.

278. Сорокин В.В. Крест поэта: Криминальные были. Изд. 2-е, дополненное. - М.: Советский писатель, 2000.

279. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности (о соборном характере русского художественно-философского мышления) // Русская литература и христианство. Под общей ред. В.И.Кулешова. - М.: МГУ, 1997. - С. 56-66.

280. Старичкова Н.А. Наедине с Рубцовым. - Вологда: Б.и., 2001.

281. Стельмах В.Д. Исследование литературно-художественных интересов читателей (современное состояние проблемы) // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978. - С. 102.

282. Стрелкова И. Глобализация образования - место и роль России // Наш современник. - 2000. - №4. - С.226-240.

283. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991.

284. Судаков В.В. Стандарты общего среднего образования в регионах Российской Федерации. - М.: Пед. общ-во России, 1999.

285. Тарасова В. И нигде счастливее мне не стать вовек. Стихи // Слово. - 2002. - №4. - С. 86.

286. Тартаковский М. Гений Малевич, лауреат Бродский и профессор Ганнушкин // Москва. - 2001. - №1. - С.135-155.

287. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. - Том 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003.

288. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. - Том 4. Литературный процесс. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

289. Терешин В. Читательские интересы и потребности. // Библиотекарь. - 1968. - №6. - С. 55-57.

290. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. - М.: Советский писатель, 1982.

291. Тимофеева Н.А. Библиотека и чтение в жизни городских и сельских подростков // Чтение детей и подростков в конце 20-го века. Сборник статей по материалам региональных исследований библиотек. - М., 1999.

292. Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики. - СПб: Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, 1996.

293. Тодоров Л.В. Поэзия: объект познания, веры, счастья в педагогии изящной словесности // Мир образования - образование в мире. -2003. - №2. - С. 3-12.

294. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 15. Статьи об искусстве и литературе / Коммент. К. Ломунова. - М.: Худож. лит., 1983. - С. 41-221.

295. Томашевский Б.В. Стих и язык. - М. - Л.: Гос. Изд-во Художественной литературы, 1959.

296. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы (результаты социально-психологического исследования) // Известия РАО. - 2001. - №4. - С.86-95.

297. Троицкий В.Ю. Духовность слова. - М.: ИТРК, 2001.

298. Троицкий В.Ю. Заключение. Веяния времени и долг учёного-филолога // ФИЛОЛОГИЯ И ШКОЛА. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Выпуск 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 327-334.

299. Троицкий В.Ю. Кольцов и русская романтическая поэзия его времени // Кольцов и русская литература. - М.: Наука, 1988. - С.49-76.

300. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподавателей русской филологии. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - (Б-ка учителя-словесника).

301. Троицкий В.Ю. Умопогашение // Москва.- 1996. Август.- С.161-171

302. Троицкий В. Ю. Филология как средоточие духовной культуры и воспитание национального самосознания на уроках словесности // Русская школа / Духовно-нравственные проблемы воспитания. - М.: Русское слово, 1996. - С. 55-72.

303. Трунин А. В. Диалог художественных миров. Николай Рубцов и Виктор Попков // Литература в школе. - 2001. - №3. - Уроки литературы. Приложение к журналу. - С. 4-8.

304. Тютчев Ф. Мысли о России // Слово. - 2003. - №5. - С. 97-111.

305. Урбан А. Жизненные основания поэзии // Вопросы литературы. -1971. - №4. - С. 14-15.

306. Урнов Д. Русское зарубежье // ЛГ. - 16 мая 1990 г. - С.6.

307. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982.

308. Федунова Л.П. Слово-образ «душа» в поэзии Николая Рубцова. // «И буду жить в своём народе»: Сборник / Б-ка им. Н.Рубцова, лит. музей «Николай Рубцов: стихи и судьба». - СПб.: Авангард, 2003. - С. 20-37.

309. Федунова Л.П. Тайна «Зелёных цветов» поэзии Николая Рубцова. // «И буду жить в своём народе»: Сборник / Б-ка им. Н.Рубцова, лит. музей «Николай Рубцов: стихи и судьба». - СПб.: Авангард, 2003. - С. 38-47.

310. Федь Н.М. Опавшие листья. Русская литература конца ХХ века. -М.: Советский писатель, 2000.

311. Федь Н.М. Парадокс гения (Жизнь и сочинения Шолохова). - М.: Современный писатель, 1998.

312. Фиронов А.П. Человек и мир в русской поэзии «традиционной школы» (60-70-е годы ХХ века): Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.01). - Воронеж, 1998.

313. Харкевич О. Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 60-70-х гг. и их художественное воплощение: Диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02). - Киев, 1987.

314. Хворостянова М.Е. Развитие у школьников-читателей библиотеки творческого восприятия произведений искусства слова: Диссертация на соискание учёной степени канд. пед. наук (05.25.03). - М., 1995.

315. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. -Монреаль: Б.и., 1983.

316. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства. Теория. Пути современного развития. - М.: «Наука», 1987.

317. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр. соч. Т.3. - М.: Художественная литература, 1981.

318. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Советский писатель, 1978.

319. Цыганов А. Была ли роковая ошибка? // Слово. - 2002.- №2.- С.45-49

320. Чагин А. «Мне слышатся истории шаги...» // Литературная учёба. -1979. - №3. - С. 18-26.

321. Чагин А.И. Проблема историзма в русской советской лирике 60 - 70 - х годов: Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. фил. наук (10.01.02). - Москва, 1979.

322. Чаковский С. А. Анализ произведения как идейно-художественной целостности // Методология анализа литературного произведения. -М.: Наука, 1988. - С. 303-333.

323. Чалмаев В.А. «Горница» Николая Рубцова. Темы преодоления бездомности - растущей беды России в ХХ1 веке // Литература в школе. - 2003. - №10. - С. 16-20.

324. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

325. Чижова Е. С. Новая агрессивная идеология // Вопросы литературы. -2003. - №1. - С. 87-107.

326. Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому конгрессу в поддержку Чтения. - М.: СИРПП, 2001.

327. Чтение. Общество. Государство. Книга вторая: Материалы к Всероссийскому совещанию «Регионы России: читающие дети -читающая нация». - М.: СИРПП, 2002.

328. Чудакова М. Возвращение лирики // Вопросы литературы. - 2002. -№3. - С. 15-42.

329. Шайтанов И. О. В согласии и в споре // Литературная учёба. - 1979. -№2. - С. 133-142.

330. Шайтанов И. О. Классическая поэтика неклассической эпохи. Была ли завершена «историческая поэтика»? // Вопросы литературы. -Вопросы литературы. - 2002. - №4. - С. 82-135.

331. Шипунов Ф.Я. Истина великой России. - М.: Б.и., 1992.

332. Шокальски Е. Предназначенное расставанье... Об устойчивости есенинской модели мира. От мира к дому // Есенин академический: актуальные проблемы научного издания. Есенинский сборник. Выпуск II. - М.: Наследие, 1995. - С. 155-167.

333. Эйхенбаум Б. О поэзии. - М.: Советский писатель, 1969.

334. Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.

335. Эстетическое воспитание школьников / Под редакцией А.И.Бурова, Б. П. Лихачёва. - М.: Педагогика, 1974.

336. Юпп М. Коля Рубцов - ранние шестидесятые // Наш современник. -2003. - №1. - С. 251-253.

337. Яголковский С.Р. Эмоции в творчестве // Мир психологии. - 2002. - №4. - С. 65-71.

338. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии. - М.: Педагогика,1989.

339. Якобсон П. М. Психология проблемы эстетического развития детей. - М.: Педагогика, 1984.

    


<< стр.6  >>

   
avk (c) 1998-2016

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, предоставленных авторами специально для сайта "Душа хранит", ссылка на http://rubtsov-poetry.ru обязательна.