Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Николая Рубцова

Лариса Тимашова

продолжение, см.

§2. Н.М.Рубцов и современный читатель

Как уже было сказано, в наше время наблюдается спад интереса к истории культуры как источнику самовоспитания, к чтению произведений высокого искусства ради самосовершенствования, эстетического, общекультурного, гражданского саморазвития. В значительной степени этим было обусловлено проведение в 2001 году Всероссийского конгресса в поддержку Чтения. В его работе приняли участие учёные, писатели, политики, книгоиздатели, библиотекари - люди неравнодушные, понимающие значимость обсуждаемых проблем чтения, которые ныне рассматриваются в одном ряду с важнейшими государственными задачами сохранения и развития российской культуры и обеспечения национальной безопасности.

Данные исследований социологов и культурологов свидетельствуют о том, что произошёл качественный перелом в отношении к чтению. «Чтение в России перестало быть национальной ценностью. Сегодня в стране не читает книг 44% взрослого населения», - фиксирует исследование Республиканской детской библиотеки России. Наблюдается процесс смещения чтения в структуре досуга детей на 4-6 места. Чтение серьёзной литературы теряет свои позиции, становится более прагматичным, информационным и поверхностным. Увеличилась значимость чисто профессиональных (учебных) и развлекательных мотивов обращения к печатным источникам. Если судить не только по нашим данным, но учесть и современные социологические исследования, становится ясным вывод: увеличивается число подростков и юношей, прямо заявляющих, что они вообще не интересуются поэзией. Информационные потоки противостоят, подменяют, заменяют чтение, требующее от человека душевного напряжения, работы мысли. К чтению, как любой другой творческой деятельности, нельзя подходить с мерками информативности. Наша жизнь сегодня оказалась в плену бесконечного информационно-количественного потока. Информационное оружие «поражает душу человека, убивает совесть, стыд, национальную и родовую память, развращает душу соблазнами, развивает в человеке самые жестокие пороки - ложь, лицемерие, жажду наживы, эгоизм, безжалостность, цинизм. Информационно поражённый человек превращается в двуногое животное, умеющее работать, есть, пить, веселиться, размножаться, но у такой особи начисто убиты понятия веры, совести, стыда, долга, такая особь не способна подняться выше своих эгоистических, корыстных желаний, у неё атрофированы понятия нации и Отечества...» Материалы Конгресса в поддержку Чтения открывают путь для плодотворного рассмотрения актуальных проблем психологии чтения, психологии читателя, психологии профессионального художественного и детского, юношеского литературного творчества. Наше исследование включало изучение восприятия поэзии Н.М.Рубцова читателями. Эта часть работы подтверждает выводы конгресса и актуализирует Концепцию Национальной программы «Чтение»: Конгресс призвал всех работников культуры, науки, искусства и образования активно включиться в пропаганду и реализацию этой программы. Её цель - «всемерная поддержка Чтения, важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности российского общества».

Вопрос о восприятии поэзии современным юношеством весьма актуален при обсуждении проблем культуры и образования, отношения к отечественной истории, взаимоотношений поколений, духовного здоровья русского народа. Этим продиктована цель нашего лабораторного эксперимента - определить степень развития заинтересованности современных школьников и студентов-филологов поэзией, анализ уровня знаний ими творчества Н.М.Рубцова.

Обращение к читательским и книжным формулярам в Российской государственной юношеской библиотеке, в Российской государственной детской библиотеке, в юношеской библиотеке №105 ВАО, беседы с библиотекарями, юными читателями показали низкий читательский интерес к поэзии вообще и к творчеству Н.М.Рубцова. Обращение к поэту продиктовано, как правило, учебной, профессиональной необходимостью: стихи спрашивают школьники, студенты, библиотекари, если к этому побудил учебный процесс, конкретная деловая обязательность. Однако в юношеской библиотеке №199 СЗАО, где базируется «Рубцовский центр», книги поэта пользуются широким спросом читателей всех возрастных категорий. И это - закономерно. Поэтические вечера, творческие встречи и конкурсы, экспозиция читального зала располагают к естественному пробуждению интереса читателей к жизни и поэзии Н.М.Рубцова. Вся общественная деятельность «центра» нацелена на популяризацию его творчества.

Практическая часть исследования касалась именно чтения лирики Н. М. Рубцова юношеством. Инструментарий первого этапа исследования -анкеты для школьников и студентов. Они построены с помощью различных методик: использованы обычные вопросы, предполагающие ответы «да», «нет» или выбор предложенных вариантов; приведён ряд суждений, с которыми респондент может согласиться или не согласиться; предлагается мысль, которую нужно закончить; а также - вопросы на знание и понимание конкретных стихотворений. Опрошено 411 человек (211 - в школах, 200 - в вузе). Базы исследования: МГОПУ им. М.А.Шолохова - 188 человек (филологический факультет, дневное отделение) и 12 человек (факультет журналистики, 1 курс); Школа №193 г. Москвы - 52 человека; Школа №767 г. Москвы - 37 человек; Школа №265 Зеленоградского района Москвы - 50 человек; Школа № 98 пос. Кратово Раменского р-на МО - 72 человека. В опросе принимали участие учащиеся 8 - 11 классов школ разных районов Москвы и области.

Мы не ставили перед собой задачу достичь полной репрезентативности этой части диссертации. Работа была обусловлена стремлением обратить внимание литературоведов, критиков, писателей на реальную картину поэзии - её метатекст. Итак, даже имя поэта оказалось известно далеко не всем участвовавшим в опросе школьникам и студентам столицы и области.

Первичное ознакомление с ответами юных читателей удивляет отсутствием видимых различий между читательскими предпочтениями девочек и мальчиков. Интерес к поэзии снижен до минимума, хотя девочкам, девушкам всегда было свойственно внимание к лирике. Анкетирование показало, что девочки немного больше, чем мальчики, знают имён поэтов и иногда помнят, что о Н.Рубцове в школе «что-то говорили», но интереса к поэзии практически не проявляют. Манера поведения, стиль одежды подростков свидетельствуют о половой идентификации, физические инстинкты настойчиво вытесняют высокие чувства. Психиатрам известно, что «сексуальность нарушается по мере того, как усиливается сознательная направленность и внимание к ней», люди под давлением «индустрии просвещения» чувствуют себя прямо-таки обязанными к сексу.50 Идеал - это не реальность, а то, к чему людей призывают, на что ориентируют. Новые модели поведения не являются «вариантом нормы». Казалось бы, они не должны усваиваться, но жизнь и исследования убеждают: внеэстетические представления о «модном и красивом» легко и рано воспринимаются и не стимулируют интерес к лирике.

Результаты эксперимента, проведённого нами, повторим, в целом отражают низкий уровень интереса подростков к поэзии Н.М.Рубцова. Напомним, что в анкетировании приняли участие 211 школьников.

Вопрос «Какие поэты ХХ века тебе интересны?» вывел на первые места В.Маяковского, А.Ахматову, С.Есенина, М.Цветаеву, А.Блока. Значительное число голосов отдано А.Пушкину, М.Лермонтову. Некоторые учащиеся вспомнили А.Фета, Н.Некрасова; считают поэтами Н.Карамзина, Н.Гоголя, А.Куприна, К.Паустовского, А.Толстого, М.Булгакова, М.Шолохова, В.Астафьева. По одному или несколько голосов отдано Э.Асадову, Н.Асееву, Э.Багрицкому, Н.Бальмонту, А.Барто, Д.Бедному, В.Брюсову, И.Бунину, М.Волошину, В.Высоцкому, М.Горькому, Н.Гумилёву, Ю.Друниной, Е.Евтушенко, Н.Заболоцкому, О.Мандельштаму, С.Маршаку, В.Набокову, А.Пастернаку, Р.Рождественскому, И.Северянину, К.Симонову, А.Твардовскому. Перечислено много имён поэтов, но этот список не есть доказательство действительного интереса школьников к перечисленным художникам слова. Большая часть поэтов «серебряного века» названа учащимися одиннадцатых классов, изучавших литературу начала века в момент анкетирования. Иногда школьники уточняли, что «знакомы», «читали и учили» стихи того или иного названного автора (подобные формулировки не всегда совпадают с понятием «интересно»); 53 учащихся (25%) вообще не нашли что сказать, отвечая на вопрос об интересных поэтах ХХ века.

С творчеством многих перечисленных поэтов и писателей школьники не знакомы и назвали тех, которые «на слуху», подчас не зная даже верного написания их фамилий. Вот некоторые примеры: Бергольц, Брюссов, Заболотский, Мояковский, Мольденштам, Бардо, Ахматов, Цветаев, Ф.Эскандер... В число названных учащимися поэтов ХХ века вошли Д.Лондон, А.Дюма, Д.Донцова, А.Маринина, В.Пелевин и Василий Тёркин. Имя Н.Рубцова в список интересных поэтов включили всего двое из тех, кто ответил положительно на второй вопрос анкеты: «Знаком ли ты с поэзией Н.Рубцова?». Всего ответов «нет» - 162 (ок. 80%), «да» - 49 (чуть более 20%); из них 14 учеников назвали имя Н.Рубцова после выполнения домашней работы. Лишь 10 школьников самостоятельно познакомились с поэзией Н. М.Рубцова, 20 узнали имя поэта на уроке литературы.

Лишь несколько анкет девятиклассников включают ответы на вопрос: «Какие стихотворения Николая Рубцова ты читал?». Названы «Детство», «Грани», «Звезда полей», «В горнице», «Подорожники». На последний вопрос: «Что можешь сказать о прочитанных стихотворениях? Что знаешь о поэте и его творчестве?» - получены ответы, которые можно сгруппировать так. Первую «группу» составляют высказывания о Н.Рубцове, их немного: «Рубцов писал стихи с детства», «его стихи о природе, философии, любви», «интересно и красиво», «биографию». Примечательно, что многие учащиеся считают себя знакомыми с творчеством поэта, не зная ничего о нём и не помня ни одного его стихотворения, отвечая на поставленный вопрос - «мало», «не помню», «ничего», «не изучал досконально», «не знаю» или вообще не делая никаких помет! Эти варианты ответов составляют вторую - многочисленную, «основную группу» анкет.

В гимназическом классе восьмой параллели школы №767 учитель, предвидя незавидные результаты тестирования (на тот момент к поэзии Н. М. Рубцова на уроке литературы ещё не обращались), предложил вопросы анкеты в качестве домашнего задания. Эта работа явилась своеобразным лабораторным этапом школьного эксперимента. Если ранее с творчеством поэта были знакомы несколько учеников, то не выполнивших задание оказалось в классе всего двое (из двадцати).

Некоторые восьмиклассники ответили честно, что знают лирику Н.Рубцова «немного», лишь «слышали его стихи». Самостоятельным своё знакомство с творчеством поэта назвали 6 человек. В школе услышали и обратились к его поэзии по рекомендации учителя четверо учащихся. Одна восьмиклассница переняла интерес к Н.Рубцову от родителей, которые жили ранее в Вологодской области и «считали за честь приобрести сборник стихов поэта».

Особенно запомнились учащимся этого класса следующие стихотворения: «Русский огонёк», «Во время грозы», «Журавли, «Посвящение другу», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня». Были названы и другие - не менее интересные произведения: «Тихая моя родина», «Детство», «Зимняя ночь», «Что вспомню я?», «В старом парке», «Зелёные цветы», «Хлеб», «Берёзы», «Родная деревня», «Букет», «Старик», «Воробей». Встретились, правда, и несуществующие названия: «Огонёк», «Перед грозой», «Стихи», «Лесной гений», «Весть соловья». Школьники, выполняя домашнее задание, не проявили равнодушия к вопросу: «Что можешь сказать о прочитанных стихотворениях? Что знаешь о поэте и его творчестве?» Они отметили красоту, напевность, гармоничность лирики Н.Рубцова; изучили его биографию и назвали «выдающимся поэтом своего времени». Учащиеся увидели в прочитанных стихотворениях «жизнь русской души», определили наиболее близкие им (нынешним молодым людям) основные темы творчества Н.М.Рубцова: Родина и природа. Письменные ответы учеников (приводим отдельные отрывки из сочинений без стилистической правки) - подтверждают сказанное: «Он очень необычно описывает природу, живо показывает жизнь русского человека» (Алексей К.); «Часто бывает, что мне грустно, и я читаю стихи. Один раз я решила почитать Рубцова и увлеклась его необыкновенной лёгкостью строки... Стихи - это душа человека. Рубцов продолжает жить в своих стихах благодаря необыкновенной гармонии ритма... Умер он рано, однако издал 4 сборника. Это мало, однако многие стихотворения и даже строки заменяют даже тома. Он был великим человеком, и лирики без него представить нельзя» (Ксения М.)

Наше анкетирование подтверждает очевидный факт, что очень мало школьников обращается к поэзии; знакомы с творчеством Н.М.Рубцова единицы. В то же время современные подростки и старшеклассники не лишены чувства прекрасного, тянутся к лирике, слышат голос Поэта, его настроение, мысли... Если педагог открывает путь к поэзии, школьники идут по нему. Они ощущают потребность в нравственных и духовных ориентирах и не проявляют безоглядного отрицания всей отечественной культуры, созидательных вечных человеческих ценностей.

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной жизни подростков выступает разрушение чтения как части системы воспитания. Воспитывают сегодня, главным образом, телевидение, реклама, улица. Не каждая семья, справедливо отмечает З. К.Селиванова в работе «Смысложизненные ориентиры подростков», может дать достойное воспитание, а телевидение «из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодёжи в духе культуры массового потребления». Подростки принимают за «правду жизни» всё то, что транслируется по телевидению, часто не задумываясь о том, что это вовсе не жизнь.

Приоритет средств массовой информации в воспитании и формировании гражданских представлений несомненен. Зрительная информация сегодня очевидно замещает чисто вербальную. «Успешность» этого замещения подкреплена большей лёгкостью зрительного восприятия и типичным преобладанием психофизиологического типа людей, которым легче видеть, чем слышать, и уж, конечно, чем думать. Далее - «уже как ущербность мышления, языка и речи - деформируются творческие способности, беднеет словарный запас, утрачивается интерес к описаниям, культура эпитета, словесной метафоры . В целом исчезает необходимость в духовных усилиях». Человек становится объектом манипуляции со стороны им же созданной индустрии досуга и развлечений. Культ моды, вещизма и непомерного потребления овладевает сознанием людей и приобретает универсальный характер. Классическая культура теряет свою ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Но винить в этом телевидение, газеты и широко распространённые компьютерные игры значит не только закрепить за ними ведущую роль в воспитании подрастающего поколения, но и признать беспомощность школ и библиотек. Сама действующая система среднего образования, как уже подчёркивалось, ориентирована скорее на усвоение суммы информации по предметам, нежели на целостное развитие и эстетическое воспитание растущего человека.

Результаты анкетирования студентов, наряду с итогами школьного эксперимента, составляют первый этап нашей практической работы и ещё раз подтверждают сказанное о чтении поэзии современным юношеством. Анкета для будущих специалистов-филологов, в отличие от школьной, направлена на определение характера знаний, понимания поэзии Н.М. Рубцова, т.е. составлена с учётом того, что студенты уже знакомы с его творчеством. В опросе, напомним, участвовали 200 человек.

Первый вопрос анкеты: «Где произошло Ваше знакомство с поэзией Н.Рубцова? - самостоятельно (дома, в библиотеке), в школе, в институте, по рекомендации» - позволяет выяснить факторы обращения к чтению произведений поэта. Из ответов студентов видно, что ведущим фактором является школьная программа (32,5%). В целом анализ результатов анкетирования показывает, что знакомство с поэзией Н.М.Рубцова подавляющей части студентов поверхностно: лишь 1% участников опроса действительно любит и ценит его поэтическое наследие.

Положительная оценка лирики Н. М.Рубцова многими респондентами, на наш взгляд, скорее продиктована желанием согласиться с анкетой (о не достойном внимания поэте вряд ли спросили бы), нежели знанием творчества поэта. Примерно 45% опрошенных студентов, в том числе 40 человек, сдавших пустые анкеты (они составляют 20% от участвовавших в опросе), вообще ничего о поэте не знали, а многие решили просто не утруждать себя размышлениями о стихах мало знакомого поэта. Например, в одном из пунктов предлагалось продолжить мысль: «Стихи Н.Рубцова «просты», поэтому.» В целом «простоту» как качество поэзии Н.М.Рубцова положительно оценили примерно 47% студентов. Объяснили «простотой» (понятие далеко не простое!) популярность лирики поэта 19% студентов. Приятны были их рассуждения. Например: «. его стихи понятны каждому русскому человеку»; «... не считаю стихи Рубцова простыми, т.к. это эстетически выверенное и насыщенное по смыслу творчество, показывающее боль и радость современного человека»; «. они естественны, полны той жизненной энергии, которая помогает человеку жить, а не существовать в этом мире». Причисляем к данному типу ответов и следующие. Они понятны по смыслу в целом, хотя стилистически не согласованы: «. в них заключён глубокий смысл, всё гениальное просто», «...они наводят на философские размышления», «...надо уделять внимание его творчеству в школе», «. нужно читать для общего развития», «. нужны детям», «. он близок «почвенникам»», «. воспринимаются по-особому». Но были и другие мнения, на наш взгляд, основанные на незнании творчества и отсутствии интереса к поэзии как жанру (они составили 5%): «. иногда не совсем понятны», «. интересны далеко не каждому», «. их никто не читал (из моих знакомых)», «...я их не люблю» и т.п. Воздержались от размышлений по этому вопросу около половины респондентов.

В ответе на вопрос «Как бы Вы оценили значение поэзии Н.Рубцова?» значительный вклад поэта в развитие русской литературы отметили 13% студентов. Основаны на чувстве поэтического слова, подкреплены знаниями, а потому интересны размышления студентов о том, что творчество Н.М.Рубцова «необходимо всем культурным людям, ведь это часть истории, гордость и достояние России», его поэзии принадлежит «важная роль в современном литературном процессе, /она -/ попытка художественного синтеза с основой на традиционность», «поэзия Н. Рубцова многогранна, учит чувствовать природу и жизнь». Есть и другого типа ответы (примерно 3,5%): «значение велико, но не настолько, чтобы заострять на нём обывательский взгляд»; кроме того, «есть более интересные имена в современной поэзии». Их мы расцениваем как стремление оправдать своё незнание. Не совсем понятны, даже ироничны некоторые ответы: «Значение было бы велико, если нынешнее поколение не так пренебрежительно относилось бы к поэту», «Стихи положены на музыку», «Трудно оценить», «А вы?», «Любое самовыражение достойно уважения». Большинство студентов ограничилось при ответе на данный вопрос пометами в таблице, где предлагалось выразить мнение о предложенных формулировках. Значительная часть наших респондентов согласилась с утверждениями. Сомнение и несогласие возникли тогда, когда поставленная проблема вышла за рамки их знаний и профессиональной подготовки.

Согласился с утверждением: «Н.Рубцов - один из интереснейших и значительных поэтов ХХ века» - почти каждый пятый студент. Но большинство респондентов не решилось признать значительным поэтом незнакомого (или мало знакомого) лирика. Не увлечённые поэзией Н. М. Рубцова студенты не верят, что его творчество интересно широкому кругу читателей! Это вызвало очевидное недоверие к другому утверждению: «Творчество Н.Рубцова всё больше привлекает интерес специалистов-филологов и широких читательских кругов».

Значительная часть участвовавших в опросе студентов-филологов признаёт поэтическое творчество (не только Н.М.Рубцова) достоянием русской национальной культуры, что означает поддержку ими (во всяком случае, вербальную) давно сложившихся, традиционных ценностей и норм. Видимо поэтому многие студенты соглашаются с необходимостью чтения и изучения поэзии Н. М. Рубцова в школе и вузе. Но ценность для самого себя как личности, потребность в поэзии как помощнике себя понять, узнать, развить чувствует лишь половина респондентов (от общего количества - 26%) обративших внимание на данный пункт анкеты. Значительная часть студентов (22,5%) считает, что читать и изучать поэта необязательно. Некоторые из них объясняют свое мнение тем, что «поэтическое наследие Н.Рубцова не столь велико» и «он ничем не выделяется из массы поэтов своего времени». Других респондентов объединяет мысль, что «можно быть образованным и без знания его поэзии». По мнению 7% опрошенных, более интересны и важны художники другой поэтической традиции, например, А.Пушкин и М.Лермонтов, представители «серебряного века» (А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, Н.Гумилёв, А.Блок, С.Есенин), русского зарубежья (Г.Иванов, Г.Адамович, В.Смоленский и другие), а также А.Твардовский, А.Пастернак, И.Бродский, Р.Казакова, Б.Окуджава, Б. Ахмадулина. С полным основанием можно полагать, что с творчеством большинства из названных поэтов студенты знакомы поверхностно, поскольку объяснить свои предпочтения в устной беседе затруднились. Кроме того, объединить в одно направление И.Бродского, Р.Казакову, Б. Окуджаву, Б.Ахмадулину и назвать его более интересным, нежели вдохновенная, патриотичная, исполненная в классическом стиле лирика Н. М. Рубцова, - есть доказательство неглубоких познаний и невысокого интереса к отечественной культуре. Последние вопросы анкеты были направлены на знание и понимание конкретных стихотворений Н. М. Рубцова. Ответы на них подтвердили уже сказанное: лишь несколько студентов ценят творчество поэта.

Отношение к искусству, содержание вкусовых предпочтений можно правомерно рассматривать как индикатор общего мировосприятия личности. Современные формы досуга, справедливо отмечается в исследовании Института художественного образования РАО, отражают интересы и поведение человека, являют собой утрату связи с прошлым страны, семьи, собственного «я» и утрату общественной ценности такого личностного качества, как способность к духовному труду. Юные читатели, как показало не только наше исследование, судят о поэзии как о вербальной информации, определяют поэтические смыслы с прагматичной позиции полезности или логичности, а не по эмоциональной глубине и гармонии, стройности и музыкальности. Содержание художественных предпочтений в поэзии отражает «определяющее значение совпадения жизненного опыта, уровней эмоциональной и интеллектуальной глубины и характера её выражения у читателя и лирического героя стихотворения» , а также - отсутствие каких-либо эстетических представлений о специфике поэзии в отличие от нейтральной вербальной информации.

Стоит отметить, что для студентов первого курса, не знакомых с творчеством Н. М. Рубцова, характерны «свои варианты» ответа: «обязательно прочитаю», «нужно познакомиться с его творчеством» или «важно знать о каждом поэте хоть немного». На втором курсе сохраняется желание обратиться к изучению лирики поэта. На третьем уже слышны скептические нотки - «всё равно никто не заинтересуется», « не знаю». Невозможно любить то, что не имеет личностной ценности. На старших курсах незнание поэзии не является стимулом для чтения, изучения поэзии. Увы, незнание воспринимается как нормальное и закономерное явление: «не читал», «не знаком», «не помню».

Итак, первый этап эксперимента подтвердил предварительное заключение о незнании школьниками и студентами поэзии Н.М.Рубцова, отсутствие личностного интереса к классической поэзии. В лабораторной работе, которая явилась вторым этапом, мы ставили задачу пробудить интерес школьников и студентов-филологов к творчеству исследуемого Поэта, духовному, эстетическому, нравственному своеобразию его стихов, активизировать их творческое восприятие. Мы исходили из учёта популярности Н. М.Рубцова среди читателей, его природного таланта, проявляющегося в поразительной естественности выражения эстетических отношений к миру, к жизни, что близко своеобразию эстетических отношений человека в годы отрочества и юности. Естественно, что лишь знающие стихи Н.М.Рубцова школьники и студенты отнеслись ответственно к предложенным вопросам анкеты и беседы. Лабораторная работа проведена в группах третьего курса в связи с тем, что наименьшую активность в опросе проявили студенты именно этой параллели, уже привыкшие к определённому стилю учебного процесса, где главное - быть готовым к экзамену. Всё, что за рамками занятий по расписанию и сверх учебных программ лишь небольшая часть студентов воспринимает с интересом. Этому есть объяснение: программы весьма нагружены; многие студенты работают и, следовательно, не имеют свободного времени. И, увы, нет привычки к постоянной внеаудиторной учебной деятельности как системе необходимого самообразования.

Знакомство студентов с биографией и творчеством Н.М.Рубцова на занятии сопровождалось просмотром сборников его стихотворений, книг и журнальных статей, которые содержат богатый фотографический материал о поэте. В рассказ о Н.М.Рубцове мы включили сообщение о тяжёлых детских и юношеских годах, о сложностях взрослой жизни, о болезненном ощущении сиротства и одиночества, которое сопровождало Поэта всю жизнь. Читателям (школьникам и студентам) интересен путь становления поэтического мастерства, его объективное значение и субъективная предопределённость. Студенты, как и школьники, нередко относят стихи Н.М.Рубцова к произведениям ХIХ века. Важно помочь пробудиться интересу к интонации, к приметам в стихах Н.М.Рубцова как поэта - нашего современника: его стихи - о нашей жизни, это - наши радость и боль. Для этого интересны стихотворения: «Родная деревня», «Русский огонёк», «Старая дорога», «Звезда полей», «Поэзия», «Философские стихи» - наиболее ярко, на наш взгляд, отражающие самобытность творчества, поэтическое мироощущение, эстетический и нравственный идеал, «интуитивную» православную веру Н.М.Рубцова.

В стихотворении «Русский огонёк» почувствовали студенты одиночество поэта, его поиск родной души, бескорыстный характер русского человека, для которого «нежданный гость как будто ожидаем». Хотя было и другое мнение, выражающее непонимание чувств автора: герой стихотворения «попал в тихую размеренную жизнь, которой сам был лишён». Да, и гость, и хозяйка «русского огонька» одиноки - они оба потеряли близких в годы войны: «И вдруг открылся мне // И поразил // Сиротский смысл семейных фотографий...». Но нельзя желать такой тихой, размеренной жизни - в ней нет счастья, есть лишь боль.

В устной беседе студенты отметили пушкинские традиции в поэзии Н.М.Рубцова, мотивы и интонации А.Кольцова, перекличку с И.Буниным в стихотворениях «Улетели листья...» и «Шумит Катунь», сходное с есенинским отношение к природе и Родине («потребность воспевать Россию»). Увидели воплощение вечного в обыденном, простом, ежедневном. Почувствовали, что в стихах поэта нет злости, обиды на жизнь при всех пережитых лишениях. Заметили даже «перекличку» с христианством Л.Н.Толстого, выражение русской души и национальные черты характера: искреннюю доброту по отношению к ближнему, гостеприимство, преданность России... Студенты самостоятельно высказали мнение, что «православие заложено в русском человеке генетически», а в деревнях «вералучше и дольше сохранилась».

Письменные отзывы студентов интересны эмоциональностью, заинтересованностью, единодушным отношением к поэту. Вот убедительные отдельные примеры из студенческих работ. Более полно сочинения включены в приложение диссертации.

«Удивляет особенность поэзии Рубцова - пробуждать что-то такое в душе, на интуитивном уровне. Я не могу назвать это словами, но это так близко, дорого. Возможно, это некая генетическая память, тот самый «русский дух», о котором поэт говорит в стихотворении «Старая дорога». И самое главное - это вера в будущее, доброта и искренность поэта. Содержание поэзии Рубцова очень глубоко, он «очень русский человек». Она позволяет ощутить особенности национального русского характера, его глубину и силу (как поэзия Пушкина, Некрасова)...» (Ирина П.)

« Рубцов говорит о родине, о национальных ценностях, о загадочной русской душе, поэтому его нужно изучать именно в подростковом возрасте, когда силён дух отрицания, желание найти своё место в жизни. В СМИ мы видим негативное отношение к русскому, усиленную приверженность к западной одежде, музыке, образу жизни. Важно показать ценность русского. На телевидении много агрессии, насилия, а поэзия Рубцова может изменить мнение детей об этом мире, заставит задуматься о ценности жизни, о нашей стране, самобытности её культуры и истории» (Татьяна С.)

«До сегодняшнего дня я мало знала поэзию Рубцова и поняла, сколько я потеряла. Рубцов - великий, истинно русский поэт. В его стихотворениях сквозит печаль, чувствуется глубокое одиночество поэта. Читая стихи, отчётливо слышишь раздумья поэта о судьбе родины, народа, выражение русского национального характера, чувствуешь психологию простого человека, великий «русский дух»... Стихотворения Рубцова -это своего рода молитва, призывающая задуматься о главном - судьбе родины» (Мария Т.)

«Я имел счастье быть в Вологодском крае на фольклорной экспедиции. Именно там так сильно чувствуется русский дух. Рубцов нужен России... » (Иван Р.)

«Всё богатство русской поэзии - основа его стихов. Я думаю, что если сейчас Н.Рубцова знают немногие, то положение изменится, и его стихи займут своё место в русской поэзии.» (Виктория Т.)

Некоторые высказывания студентов выглядят наивно (например, «Рубцов учит нас.», «поэзия Рубцова может изменить мнение детей о мире...»). Конечно, поэты не учат, подобно проповедникам, но помогают изменить мнение о мире. Однако сформировать верное представление об окружающей действительности возможно лишь в целостном учебно-воспитательном процессе, где найдёт своё место и творчество поэта, и творчество увлечённого читателя. Но главное в процитированных письменных работах, на наш взгляд, не отдельные фразы, а возникновение общего интереса к занятиям, посвящённым Н.М.Рубцову, эмоциональный настрой студентов, сильное личное впечатление от стихов, радость от непосредственного знакомства с лирикой Поэта и желание прочитать другие его стихотворения.

Занятие, посвящённое поэтическим традициям С.А.Есенина в творчестве Н.М.Рубцова, духовному родству поэтов, открылось чтением стихотворения С.Есенина «Эта улица мне знакома...», авторство которого студенты, не сомневаясь, отдали Н.Рубцову, подчеркнув любовь поэта «к родному уголку». Студенты, видимо, не были знакомы с данным произведением, но услышали близкие Н. Рубцову лирическую интонацию и воплощение образа Родины. Будущие филологи легко почувствовали и подчеркнули свойственное обоим поэтам душевное тепло, «отсутствие домашнего очага и желание родного дома», вечную неприкаянность; в ходе беседы отметили общее чувство одиночества и отсутствие в их поэзии злобы, обиды на жизнь. Не без явного удовольствия, открыто студенты приняли образ природы в лирике обоих поэтов. Для сравнения были предложены стихотворения «Наступление ночи», «Природа» Н.Рубцова и «Ночь», «Пороша» С.Есенина. Студенты почувствовали своеобразие образов природы в стихах С.Есенина и Н.Рубцова: пейзажность лирики С. Есенина и философичность Н.Рубцова, но главное - «общую, близкую слитность природы и человека» в стихах поэтов.

Объектом анализа были и хрестоматийные стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя родина» и «Звезда полей». Поэтический образ с детства родных поэту мест, был воспринят студентами как «тоска по далёкому, золотому веку прошлого». С одной стороны, это суждение проявляет фрагментарное знание жизни и мотивов творчества Н. М. Рубцова, но с другой - подчёркивает удивительный талант поэта воплощать общечеловеческое в личном, повседневном.

Поэтический образ «звезда полей» был воспринят студентами как «высшая сила». Одна из студенток обнаружила сходство с рассказом В.Г.Короленко «Огоньки»: «Что-то бесплотное сияет, ведёт человека по жизни». Путеводная звезда, ангел-хранитель Родины - так раскрыли будущие филологи смысл главного образа-символа. Интересна и значительна для понимания образа и такая мысль студента: «Не знаю, как относился Рубцов к вере, но звезда полей напоминает рождественскую звезду». Приведём текст из второй главы Евангелия от Матфея: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Данное толкование образа раскрывает глубокий духовный смысл стихотворения. По свидетельству современника поэта, он впервые прочитал «Звезду полей» в начале 60-х годов в дни Рождества, говоря о том, что поэзия -это «возвращение словам их первоначального смысла». При осмыслении слов поэта вспоминается текст из первой главы Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Исследование библейских мотивов в лирике Н.М.Рубцова не является предметом нашей диссертации, но обнаруженная параллель с Евангельскими текстами создаёт почву для дальнейшего исследования христианской символики в творчестве поэта.

Три уровня восприятия произведений искусства определены Т.Д.Полозовой: констатирующий, аналитический и эстетический (высший) как наиболее творческий. Первый уровень характеризуется восприятием в основном сюжетно-событийной основы произведения. Второй - восприятием и анализом нравственно-психологических и социальных аспектов произведения без учёта его эстетической специфики. На данном уровне читатели проявляют «глухоту» к подтексту, авторской интонации, стилю произведения, привнося в него свои произвольные оценки и собственные нравственные критерии. Третий уровень восприятия характеризуется постижением нравственной, психологической и социальной глубины произведения через призму индивидуальности, эстетических решений автора, вводящего читателя в мир своих чувств, мыслей, образов, своего видения мира, жизни, человеческих отношений, через своё авторское эстетическое отношение.

Основными критериями творческого уровня восприятия художественных произведений является чувство и понимание подтекста, эмоционально окрашенного смыслового пафоса произведения, авторской позиции. В движении к эстетическому уровню восприятия значимы критерии наличия чувства языка, понимания его метафорической сущности, эмоциональная отзывчивость читателя, его личностная позиция в диалоге с автором, способность художественного чувства детали, целостного образа произведения. Ориентация на чтение как творческую деятельность, как на диалог читателя и писателя, т.е. на личностно значимое чтение, - является залогом успешной, заинтересованной работы будущих учителей-словесников.

На основании письменных работ в соответствии с предложенной схемой мы выделяем три группы читателей.

Первую составляют студенты, проявляющие чувство эстетической и нравственной, даже - философской установки произведения, авторской позиции. Им принадлежат яркие эмоциональные отзывы, например:

«Очень близки С.Есенин и Н.Рубцов в идейно-эмоциональном плане (передают особенности загадочной, поэтичной русской души, сказку русской природы), отсюда обращение к народно-поэтической традиции (фольклорные образы, мотивы). Душа лирического героя С.Есенина -страдающая, странствующая, как и душа лирического героя Н.Рубцова.

Сквозной мотив одиночества, скитаний сближает их. Вместе с тем их произведения несут положительный, какой-то тёплый эмоциональный заряд. И всегда есть надежда. У Н.Рубцова нет конкретики, как у С.Есенина; он выходит на философский уровень обобщения, осмысления действительности.» - пишет Ирина П.

«Стихотворения Есенина более оптимистичны, полны жизни, энергии, радости. Произведения Рубцова печальны, создают иногда мрачное настроение. Но сквозь печаль и горечь у Рубцова всё-таки проглядывает светлое начало, нет злого отношения к жизни. Тишина, спокойствие, умиротворённость пронизывают всю поэзию Рубцова, сближает его мировоззрение с православной верой», - размышляет Татьяна С.

«Природа у Рубцова - отражение его мироощущения, а не объективная картина действительности, пейзаж. Пейзажная лирика Рубцова психологична и в этом смысле, по моему мнению, глубже лирики Есенина. Я бы сравнила лирику Есенина с лирикой Фета, а лирику Рубцова с лирикой Тютчева. Фет - образцовый мастер пейзажа и красоты природы, как и Есенин. Тютчев прежде всего осмысляет пейзаж, это безусловно сближает лирику Н.Рубцова с его творчеством», - ищет поэтические истоки образа природы лириков Ольга Г.

«Миросознание Есенина отличается тягой к краске, картине. Он видит образы родной природы, и они успокаивают его душу. Для Рубцова природа - проводник его души к мировой гармонии», - развивает мысль Александра И.

При единодушно положительном отношении к поэзии Н. М. Рубцова, есть отзывы, отражающие непонимание сути поэтического творчества, смысла сравнений произведений и мироощущения разных поэтов: «Невозможно при сравнении сказать, кто лучше, а кто хуже». Конечно, ибо и поэзия неповторима, и восприятие. Общими чертами творчества С. Есенина и Н.Рубцова в одной из работ названы « отсутствие гражданского пафоса» (!), а различия - в частности в следующем: «Стихотворения Есенина проще понимаются читателями, поэзия Рубцова содержит в себе более философский смысл, поэтому менее популярна». Отзыв затрагивает проблему читательского восприятия, однако отражает незнание и непонимание этого сложного процесса, носит поверхностный характер и, самое тревожное, -отсутствие личностного интереса к поэзии. В таких работах наблюдаются и ошибочные, случайные суждения. Например: «Традиционно важной для творчества является вера в чудо, некий романтизм, но смерть матери лишает художественный мир Н.Рубцова этой веры, веры в прекрасное, веры в чудо» (Анастасия Р.) Потеря матери, безусловно, трагедия всей жизни Н. М. Рубцова, но она, как известно, не лишила поэта веры. Светлой верой пронизано всё его творчество. Эти работы написаны второй группой читателей, для которых характерно восприятие и анализ нравственно-психологических и социальных аспектов произведений без учёта их эстетической специфики, привнесение своих произвольных оценок и собственных нравственных критериев.

Третья группа читателей - те, кто заменяет внимание к эмоционально-эстетическому пафосу произведения обилием общих слов и перечислением информативных фактов о Поэте и поэзии: «Н.Рубцов родился в Архангельской области. Его детство прошло в детдоме с. Никольское Вологодской области. Стихи поэта - о Родине, природе.» Многие студенты склонны и привыкают соглашаться с мыслью преподавателя, поверить, не размышляя, не ища свою мысль. Их отличает желание слушать и беседовать о жизни, личных интересах, нежели о смысле стихов.

Среди них чаще проявляется явное нежелание приблизиться к поэзии Н.М.Рубцова по причине иного образа мышления: «Мне показалось, что в лирике Н.Рубцова преобладают пейзажные зарисовки, описательная манера. Меня, насквозь индустриального человека, природа соблазняет лишь покоем и возможностью побыть в тишине и в здоровой обстановке. Её пейзажи, навевающие мысли о России, «русском духе», деревне не очень понятны мне, хотя мне очень нравится Есенин (правда, не чисто описательные стихотворения)... Кроме того, я человек по преимуществу «умственного труда», т.е. в данный период жизни сильно интересуюсь логикой, философией... поэтому позиция созерцателя не близка мне. Мне не хватает «мысли» - что делать?» (Александра З.) Известно, что в лирике не найти алгоритма действий. Жизненный урок и самосовершенствование в ней проявляется иначе. Полноценное восприятие поэзии предполагает у читателя (или слушателя) определённый уровень эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственных, социально-исторических представлений и, конечно, поэтической грамотности. Актуальна мысль О.Мандельштама: «Если литературная неграмотность в России велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что её смешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным».

В лабораторный эксперимент были включены и студенты 4 курса. Занятия с ними имели ту же цель - пробуждение интереса к поэзии Н. М. Рубцова. Их письменные работы отличаются эмоциональностью и заинтересованностью в осмыслении стихов: «Хотя поэт писал о сложных временах в России, в его строках нет тяжести, они читаются легко и непринуждённо. Мне очень нравится творчество С.Есенина, поэтому я легко восприняла стихи Н.Рубцова. В них нет динамизма, жёсткости, как, например, у Маяковского и Блока; У Николая Михайловича прекрасные стихотворения о природе, любви к Родине. А ведь так не хватает сейчас патриотизма, духовности, люди предпочитают читать дешёвые детективчики в мягком переплёте», - пишет Ульяна З. Чувствуется некоторая «жёсткость» автора этих строк, хотя Ульяне явно импонирует лиризм, чувствительность произведений Н.М.Рубцова. Лабораторный эксперимент убеждает: юность расположена к эстетическому восприятию поэзии, наполненной естественным чувством открытой и не проявленной текстуально любви. Отношение к авторской позиции, постигаемой читателем, - трудный, но и весьма ценный результат духовного развития. Результат, для достижения которого нужна серьёзная помощь образованию со стороны и критики, и академического литературоведения в различных формах: участие в создании учебных программ, пособий для школы и филологических факультетов вузов; насыщение периодических изданий статьями, представляющими неисчерпаемое духовное, нравственное богатство отечественной классики - работами профессионалов-литературоведов, искренне озабоченных проблемами, вопросами продуктивного взаимодействия искусства и образования. Для сближения профессионального литературоведения и филологического образования весьма значима и деятельность литературных музеев.

В библиотеке №95 Гагаринского района Москвы расположен музей Н. М. Рубцова. Здесь собраны его книги, издания, посвящённые жизни и творчеству; фотографии поэта, его друзей, учителей и родных, памятных мест; ксерокопии рукописей и тексты стихотворений; его вещи - всё это составляет своеобразный «поэтический пояс», созданный художником В. А. Орбачевским на золотой вологодской сосне. Директор музея М. А. Полётова включает в свой рассказ не только биографические сведения и чтение стихотворений, но и прослушивание аудиозаписи голоса Н.М.Рубцова, обзор литературного и общественного процессов второй половины ХХ - начала ХХI века. Наш опыт убеждает, что посещение музея заметно повышает заинтересованное отношение студентов к личности Н.М.Рубцова, к его поэзии, подготавливает к последующим содержательным встречам со специалистами-рубцововедами.

Исследователь творчества Н.М.Рубцова Ю.И.Кириенко обладает, как мы убедились, чёткой гражданской позицией и нетрадиционной точкой зрения на историко-культурный процесс, предшествовавший творчеству поэта. Если экскурсия в музей возможна без предварительной подготовки, может быть не только углубляющей знания, но и ознакомительной, то обмен мнениями предполагает хорошее знакомство с предметом дискуссии. Своё выступление Ю.И.Кириенко посвятил национальным истокам поэзии Н. Рубцова (в особенности народной песне), творчеству А.Кольцова и С.Есенина; остановил внимание на стихотворении «Русский огонёк».

Студенты отнеслись к выступлению Ю. И. Кириенко с большим доверием и заметной заинтересованностью. Критика в адрес Л.Дербиной оказалась для них непонятной - нет знаний о характере отношения убийцы к памяти и творчеству Н.М.Рубцова, хотя прошло уже три с лишним десятилетия после гибели поэта от её руки. Потребовалась специальная подготовка: чтение книг гостя, подготовка собственных суждений о критических публикациях, чтение и заучивание стихов Н. М. Рубцова. Но главное в том, что студенты проявляют интерес и готовность развивать себя творческими читателями поэзии, чтобы в будущем стать её активными проводниками в школе. Закономерно, что творческая работа студентов была продолжена их активным участием в концертах, посвящённых памяти Н.М.Рубцова, которые проводятся в ДК «Красный Октябрь» и в других учреждениях культуры. Чтение стихотворения «Видения на холме» первокурсницей Н.Соколовой, исполнение песен на стихи поэта группой студентов заслуженно получали неизменно восторженный отзыв собравшихся ценителей поэзии и приглашение выступить на других творческих встречах, посвящённых Н.М.Рубцову. Поэт, теоретик В.В.Сорокин, присутствовавший на одной из таких встреч, отметил незаурядный талант студентов, их любовь и понимание поэзии. Оценка В.В.Сорокина, его искренние пожелания «простого человеческого счастья» - своевременная, значимая эмоциональная поддержка авторитетного специалиста и подтверждение продуктивного, актуального сотрудничества специалистов-филологов, педагогов и деятелей общественных организаций.

Объективно предопределено, что защита чтения, книги вошла ныне в число государственных задач национальной безопасности: «Ни телевидение, ни Интернет не способны заменить книгу в духовной жизни нации. Страна с нечитающим населением - это страна отвёрточных технологий, страна-поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы... Фонды детских библиотек устарели физически и морально. Практически нет книг, в которых подрастающие поколения могут получать ответы на волнующие их вопросы. Тиражи детских книг неуклонно сокращаются. А пропаганда чтения в средствах массовой информации не ведётся. В то же время большими тиражами издаётся низкопробная литература - детская в том числе, культивирующая пошлость, чуждые нам нравы, моральные и жизненные ценности, искажающая роль и место России в мировой истории».

Материалы конгресса в поддержку Чтения (2001) и Всероссийского совещания «Регионы России: читающие дети - читающая нация» (2002) обобщают опыт исследования круга чтения и книжного рынка в нашей стране, признают, что интерес к классической литературе катастрофически низок. Пришло время не для дискуссий на тему «Пушкин необратимо устарел», утвердительно сформулированную программой телевидения на канале «Культура». Время диктует: классика не устарела, но социокультурная ситуация обусловила пропасть между высоким искусством и юными его потребителями!

Будущие филологи, как показала наша лабораторная работа, с охотой проявляют творческую инициативу, живо откликаются на волнующие их проблемы современной действительности, стремятся отстаивать свою точку зрения, но не обладают необходимым для этого запасом знаний и личностного развития. Нельзя не видеть, что заметная часть старшеклассников, студентов-филологов не чувствует эстетический смысл поэтического произведения, его нравственный пафос, поэтику, не «слышит» автора. Понимание, истолкование поэзии нередко ограничивается рассмотрением фабулы, сюжета, открыто заявленных формулировок социально-нравственной направленности. Да, не любят читать и не читают школьники, студенты стихи Н.М.Рубцова. Но нельзя при этом не видеть их возрастную предрасположенность, не выявленную и не проявленную природную готовность к чтению поэзии, личностную возможность чувствовать и любить её. Н.М.Рубцов - тот поэт, чей нравственно-эстетический пафос, накал чувств близок отроческому, юношескому мироощущению.

Одним из итогов нашего исследования является вывод о целесообразности и продуктивности системного, поэтапного приобщения школьников к поэзии Н.М.Рубцова, выстроенного с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

Подростковый, ранний юношеский возраст психологи и педагоги единодушно определяют как особый, переломный, часто называют трудным, кризисным. Л. С. Выготский считал его возрастом любви и дружбы, стремления к другому человеку, возрастом подъёма социальной и коллективной жизни. В этом возрасте именно «школа становится могучим побудителем особенно бурно развивающейся познавательной активности» .

В этом возрасте формируется самосознание личности, идёт интенсивное нравственное развитие, закладываются основы мировоззрения, системы оценочных суждений, идеалов, убеждений, устанавливается определённый круг интересов, который постепенно приобретает устойчивость. Развитие интеллекта - остро протекающий процесс перехода от отрочества к взрослости - тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы, собственной позиции. Значительно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний. Это возрастной этап активного «эстетического восприятия мира». Подросток стремится занять «своё» место в коллективе, «быть», «что-то значить» в обществе себе подобных, - утверждают психологи Л.И.Божович, А.П.Краковский, И.С.Якиманская и другие исследователи. Для этого необходима деятельность, в которой можно реализовать свои возможности, самовыразиться, самоутвердиться - всё это благоприятные условия для активизации читательской деятельности с целью самопознания, самооткрытия и самоопределения. Рассматриваемый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, повышенной интеллектуальной активностью и склонностью к экспериментированию, а также психологической готовностью и фактической способностью к различным видам научения.

В процессе творческой читательской деятельности человек по-иному осмысливает окружающую обстановку и себя в ней. Развивается критический взгляд на вещи, то есть как бы взгляд «со стороны». Читатель обретает искомое - «своё» место, вслушивается в голос своего внутреннего «я». Способность к творчеству даже в одной какой-то области освобождает человека от многих комплексов, например, неуверенности в себе, ощущения собственной никчемности, нередко присущих подростковому возрасту. Эта способность помогает многое понять в окружающей жизни и той, которая описывается на страницах художественных произведений.

Пробуждение интереса к русской классике возможно в направлении от «психологического интереса к эстетическому наслаждению». «Прохождение» в школе классиков литературы вне личностного сближения с ними малопродуктивно. Чтение произведений искусства слова лишь для «оценки» порождает привычку «казаться, а не быть образованным» - частное проявление вечно актуальной альтернативы «быть или иметь». В данном случае: «иметь истинное образование, творческое мышление, развитое эстетическое чувство, нравственные гражданские идеалы - всё это воплощается в понятие быть человеком. Забота лишь об оценке, как правило, - стремление «иметь...» или просто чем-то занять себя». Подростки любят мечтать: «В мечтах подросток как бы проектирует желаемое настоящее и будущее, видит себя таким, каким ему хотелось бы быть. Воображаемое может переплетаться с существующими в его жизни обстоятельствами, отношениями или быть в отрыве от них. В процессе мечтаний и размышлений формируется идеал, выделяются цели и разные задачи». Аналитическое мышление и, конечно, возвышенные чувства, рождённые возрастом, органично располагают к личностному восприятию произведений искусства. Лирические произведения, в частности и Н. М. Рубцова, способны «врачевать душу», нести радость и даровать человеку «поэзию жизни». Сейчас, когда в обществе нет чётких социальных ориентиров, будущее большинству из них видится смутно. Чётко вырисовывается лишь идеал тугого кошелька. Воспетое веками, воплощённое в Искусстве чувство Любви, так необходимое взрослеющему человеку, искажается, подменяется в современной развлекательной печатной продукции и СМИ реализацией физических потребностей. Это, как уже подчёркивалось, отчуждает от лирики, бывшей всегда духовно близкой юному человеку.

Истинная поэзия призвана быть в хорошем смысле национально-традиционной, отражающей глубинные чувства и мысли современников. Н. М. Рубцов не избегал драматизма жизненных противоречий, ибо осознавал свою личную причастность к происходящим событиям. Его творчество лишний раз убеждает в том, что действительный талант всегда обращается к национальному, гражданскому чувству, становится народным. Многие стихотворения поэта являются своеобразным откликом на происходящие события, из которых явствует острое переживание их автором кризиса мировоззрения эпохи. Именно поэтому им присуща взволнованность и эмоциональная насыщенность.

Попирание духовно-нравственных ценностей, утрата национального самосознания, социальных ориентиров привели к тому, что самый острый и самый больной вопрос сегодня - непомерный рост подростковой преступности, наркомании, всплеск суицидов. Сегодняшние проблемы старших подростков - «специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество.»

В мотивации любой деятельности подростка, юного человека, и в первую очередь учебной, ныне особо ценно стремление к целостному саморазвитию и самореализации. Приобщение к поэзии отвечает новообразованию подросткового, юношеского возраста, формирующему самосознанию, понимаемому как социальное сознание, перенесённое внутрь. В этом контексте именно литературе, чтению произведений высокого искусства, способного формировать внутренний мир человека, воспитывать идеалы, чувство собственного достоинства, честь и совесть, отводится ведущая роль. Поэзия, как и другие виды искусства, воздействует на человека «незаметно», на уровне чувства, ощущения, развивает верные, жизнью проверенные представления о нравственных нормах, идеалах, которые ведут к осознанию человеком ответственности перед собой как личностью.

Развитие способности творческого восприятия художественных произведений находится в прямой зависимости от уровня развития различных свойств и качеств личности читателя-школьника и студента на каждом возрастном этапе. Система развития восприятия произведений искусства слова читателями предполагает следование принципу поэтапности в последовательном подборе художественных произведений. Эта система реализует «движение - развитие и формирование»: 1) чувства эмоционально-эстетической самобытности искусства слова; 2) понимания художественного образа; 3) чувства автора произведения; 4) эстетического отношения к произведениям искусства слова; 5) поля «моё «я» в художественном произведении. Эта система становления и развития способности восприятия разработана Т.А.Полозовой и проверена в практике работы со школьниками и студентами различных гуманитарных вузов. Она ведёт к «акме» (высшему) развитию заложенных в индивидууме природных задатков, к творчеству в сфере эстетической деятельности, т.е. и сфере эстетически грамотного освоения произведений искусства. Это - психологическая реальность внутреннего мира бытия человека в художественно-эстетической реальности произведения искусства слова. Это - «этап двойного опосредования, когда читательское «Я» не просто существует в пространстве бытия художественного произведения, а интегрирует в себе новую реальность на основе духовного слоя произведения искусства слова». При этом возникает «эффект «двойного рождения» художественного произведения на основе диалогово-двуавторского (писательско-читательского) видения, звучания ценностной художественно-эстетической сущности произведения искусства слова». Такая динамика реализуется на фоне постоянного стимулирования развития литературной памяти, уровня мышления в области искусства, в комплексе с развитием общекультурных и общефилософских потенций учащихся. Не случайно эта проблема вошла в число актуальных в акмеологии.

С целью органичного вхождения в художественный мир поэта целесообразно использовать для младшего школьного возраста детские стихи поэта: «Воробей», «Ласточка», «Коза», «Медведь», «Про зайца», «Мальчик Вова», «Маленькие Лили», «После посещения зоопарка» и другие. Перечисленные произведения Н.М.Рубцова хорошо воспринимаются и дошкольниками, т.к. маленькие дети склонны к эмоциональному восприятию действия и ритма. Стихи привлекают интерес простотой и естественностью передачи жизненных впечатлений ребёнка, а также окружающих его явлений действительности. В начальной школе стоит познакомить учащихся и со стихотворениями поэта «Моя родина милая», «По дрова» - о повседневной жизни и красоте родной природы.

Чтение подростка начинает выражать взрослую модель восприятия, сугубо аналитические возможности которого способны заглушать чувственную сферу. Но «если наладить органичную связь между аналитическими способностями личности читателя и чувственной сферой восприятия, если привить синкретичность взгляда на художественное произведение и если придерживаться принципа поэтапности, то достижение творческого восприятия может стать реальностью», - обоснованно доказывает М.Е.Хворостянова в исследовании «Развитие у школьников-читателей библиотеки творческого восприятия произведений искусства слова». Характеру личностных предпочтений подросткового читателя в большей мере соответствует ранняя лирика Н.М.Рубцова, к примеру «Оправдание», стихи о море; для изучения в школе целесообразно предложить стихотворения поэта «В горнице», «Тихая моя родина», «Чудный месяц плывёт над рекою», «Добрый Филя», «Стихи на волю гонят нас», «Звезда полей», «О Московском Кремле», «Вологодский пейзаж», «Ферапонтово» (5-7 классы); «Русский огонёк», «Старая дорога», «Зелёные цветы», «Доволен я буквально всем!», «Привет, Россия», «В минуты музыки» (8-9 классы).

Чтение Н.М.Рубцова старшими школьниками - наиболее сложный и ответственный процесс. Обращение к лирике поэта в выпускном классе происходит на фоне изучения отечественной истории и литературы ХХ века, что создаёт благодатную почву для духовно-нравственного, эстетического осмысления творчества поэта. Волнующие темы: прошлое и будущее России, жизнь и судьба человека, гармония природы, вечные человеческие ценности - наиболее ярко воплощены в стихотворениях Н.М.Рубцова «Видения на холме», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Жар-птица», «Журавли», «Над вечным покоем», «Промчалась твоя пора», «В старом парке», «Поезд», «Берёзы», «Прощальная песня», «Выпал снег», «Природа», «Осенние этюды». К этим и другим произведениям поэта (по выбору учителя и учащихся) целесообразно обратиться на уроках литературы в школе.

Развитие творческого восприятия способствует становлению духовной культуры человека, проявляет особый её тип - «культуру восприятия» (Л.С.Выготский) или «культуру постижения культуры» (А. И. Арнольдов). Искусство слова даёт как рациональное, так и чувственное знание, учит целостному восприятию действительности. Развитие способности художественного восприятия закономерно стимулирует процесс эстетического развития и духовной индивидуальности человека, а следовательно, и общества. Система образования должна иметь личностно ориентированную, развивающую направленность, готовить к жизни в истинно человеческом, творческом смысле. Так она «обеспечит раскрытие в подрастающем поколении человеческой природы во всём объёме, сформирует и разовьёт

интеллектуально-эмоциональную и нравственно-эстетическую сферы».

Общение с лирикой Н. М. Рубцова - прикосновение к миру русской души, национальной культуре и вечным человеческим ценностям. Это предопределяет актуальность приобщения молодёжи к его творчеству в современной социокультурной ситуации. Поэзия Н.М.Рубцова, как убеждает наше исследование, духовно близка юным читателям, её воспитательное значение, эстетическая ценность и актуальность очевидны.


  стр.5