На первую страницу

 

Хроника жизни и творчества

Стихи

    Стихотворные сборники

    Алфавитный указатель

    Стихи Рубцова в переводах

Письма

Страницы прозы

Переводы

Критические работы

 

О Рубцове

    Исследования

    Очерки, заметки, мемуары

    Воспоминания современников

    Книги о Рубцове

    Критические статьи

    Рецензии

    Наш Рубцов

    Посвящения

    Дербина

 

Приложения

    Документы

    Фотографии

    Рубцов в произведениях художников

    Иллюстрации

    Библиография

    Фонотека

    Кинозал

    Премии

    Ссылки

 

Гостевая книга

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

Игорь Снегур

Член Союза журналистов, член Московского Союза художников

НИКОЛАЙ РУБЦОВ

из письма Леониду Вересову

 

Москва, 1960-е. В этот период творческая Москва пылала энтузиазмом. После разоблачения Н.Хрущевым культа И.Сталина интеллигенция, на время с 1958 по 1962 год, впервые оказалась не подцензурной: издательства, театры, литература, поэзия, музыка буквально взорвались творческими новостями. Этому способствовало и важнейшее событие 1957 года Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве, не лишне добавить, что в области физики и космонавтики в этот период СССР опережал западные страны.  Годы хрущёвской оттепели вернули из лагерей значительную часть старой интеллигенции.

 

Все это заставило Москву бурлить, перемешиваясь и пересекаясь разными интересами. Словно прорвало плотину: все что писалось в стол, не озвучивалось, не показывалось ринулось обвалом наружу. Потрясение невероятное от того что так долго хранилось под спудом. Основу конечно составляла молодежь - художники, литераторы, музыканты, физики, деятели театра. Одной из новых черт Москвы стало мигрирование до поздней ночи, из кафе в кафе и в квартиры, больших групп молодежи объединенных общими интересами, что поднимало творческие эмоции до крайних пределов в спорах и дискуссиях. Не случайно, после 1962 года, культуре подыскали синоним: «период между культами». Открылось большое количество «рабочих кафе», которые после 18 часов, предоставляли место для собраний и дискуссий. Эта уникальная атмосфера Москвы и послужила зарождению искусства шестидесятников - серебряного века отечественной культуры.

 

В 1964 году в кафе «Аэлита» или «Синяя птица», не могу утверждать, проходил юбилей издательства «Советская Россия», где я работал как художник книги. На эту встречу я пригласил поэта Юрия Кушака, с которым я прежде проходил воинскую службу на эсминце в г. Североморске в 1956 году. К столику приятель подошел с двумя друзьями и представил как поэтов Николая Рубцова и Эдуарда Вериго, последний был с гитарой. Некоторое время мы беседовали.  Николай Рубцов присев за стол молчал, бросалась в глаза его застенчивость и скромность, никак не комментировал происходящее вокруг, но вслушивался. В программе юбилейного вечера выступления бардов, художников, поэтов, литераторов. Ещё продолжался вечер, но мы решили отправиться ко мне на квартиру, к нам присоединились человек десять наших общих знакомых.

 

У меня была отдельная комната, что по тем временам было удобно. Не могу припомнить всего о чем беседовали, но помню особенный успех песен Эдуарда Вериго, который блистал , балагурил, исполнял под гитару свои бесконечные «сонги» - так он их почему то назвал. Юрий Кушак читал стихи, еще кто то... Уже глубокой ночью я попросил Рубцова что-нибудь свое исполнить, но нет и нет. Однако гости хотели послушать всех. Яркий искрометный Э.Вериго передал Николаю свою гитару... Нехотя, словно сопротивляясь насилию, Рубцов перебрал струны и тихо запел: «В горнице моей светло, это от ночной звезды...»  Словно небосвод опрокинулся: громыхающее нечто укатило и, в изумленной тишине, зазвучали аккорды другого мира, мира внутреннего сердца. Гости замерли от шока и долгое онемение не покидало их... Вот так Николай Рубцов разделил мир «мир внешний» и  «мир внутренний», после  выступления ничего не нужно было добавлять, песня дала прикоснуться к  качествам души которые не были востребованы в советское время, чем завершила споры  и все стали тихо расходиться...

 

В 1965 году в издательстве «Советская Россия» мне предложили сделать оформление к первой книги стихов Николая Рубцова «Зелёные цветы». В день сдачи работы в издательство мне сообщили о трагической гибели Рубцова, сообщила Валентина Каргалова, литературный редактор серии «первая книга советского писателя». Некоторое время предполагалось увеличить объем издания, но решили выпустить первую книгу в том виде, как она сложилась при жизни, накануне трагедии.  С Николаем Рубцовым я так и не встретился более...

 


 

 

   
avk (c) 1998-2016

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, предоставленных авторами специально для сайта "Душа хранит", ссылка на http://rubtsov-poetry.ru обязательна.